Раздаточная коробка МТЗ-82: Особенности конструкции, функции, неисправности
Трактор МТЗ-82
Все о тракторе МТЗ-82: устройство, эксплуатация, ремонт, технические характеристики и ремонт. Двигатель Д-240: ремонт двигателя МТЗ.
Раздаточная коробка (раздатка) трактора МТЗ 82 – схема и ремонт
» Трансмиссия МТЗ 82 » Раздаточная коробка (раздатка) трактора МТЗ 82 – схема и ремонт
Раздаточная коробка трактора МТЗ 82 применяется для передачи крутящего момента к переднему ведущему мосту от коробки передач. Ее использование позволяет осуществлять автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста. Передаточное число раздатки составляет 0,866.
Устройство
Раздаточная коробка выполнена в виде одноступенчатого шестеренчатого редуктора с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, имеющий возможность выключать, включать и блокировать муфту свободного хода. Раздатка размещается в отдельном корпусе, который монтируется на двух штифтах и присоединяется болтами к люку КПП с правой стороны.
Шестерня раздаточной коробки постоянно зацеплена с промежуточной шестерней, которая установлена на оси в корпусе коробки передач и постоянно находится в соединении с шестерней вторичного вала коробки передач. В связи с этим, шестерня раздаточной коробки на всех передачах синхронно активирует передний мост, во время срабатывания муфты свободного хода или когда ее принудительно блокирует тракторист.
Шестерня раздаточной коробки представляет собой единое целое с наружной ведущей обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом для осуществления принудительной блокировки. В профильных пазах данной шестерни размещено восемь заклинивающих роликов, подпружиненных штифтами. Пружины и штифты вставляются в сверления шестерни и фиксируются в них пробками.
Схема раздаточной коробки трактора МТЗ 82: 1 — промежуточная шестерня; 2 — подшипники промежуточной шестерни; 3 — шестерня вторичного вала; 4 — ось; 5 — гайка; 6 — ведомая обойма муфты свободного хода; 7 — пружина ролика; 8 — штифт; 9 — ролик; 10 — шестерня; 11 — зубчатая муфта; 12 — соединительный фланец; 13 — вилка; 14— корпус; 15 — оттяжная пружина; 16 — вал; 17 — подшипники муфты свободного хода; 18 — резьбовая муфта; 19 — упор тяги; 20 — стойка; 21 — тяга управления.
Внутренняя ведомая обойма муфты свободного хода смонтирована на валу раздатки МТЗ 82 на трубке из латуни и имеет возможность вращаться относительного самого вала.
Во внутренней ведомой обойме предусмотрен внутренний венец, при поомщи которого она имеет возможность соединяться с зубчатой муфтой, подвижно установленной на шлицах вала раздаточной коробки. Наружная шестерня имеет возможность проворачиваться относительно внутренней обоймы на подшипниках.
Передаточный числа заднего и переднего мостов, а также их радиусы качения шин подобраны таким образом, чтобы при отсутствии пробуксовки задних колес шестерня с наружной обоймой муфт свободного хода вращалась приблизительно на 5% медленнее, получая вращение от КПП, чем внутренняя обойма, получающая вращение от привода передних колес.
Схема размещения деталей в раздаточной коробке: 1 — гайка; 2 — фланец; 3 — манжета; 4 — корпус; 5 — прокладка; 6, 14, 22, 26, 29, 33 — подшипники; 7 — вал; 8 — рычаг; 9, 18 — пружины; 10 — стойка; 11, 12 — тяги; 13 — корпус раздаточной коробки; 15 — шайба; 16 — крышка; 17 — штифт; 19 — пробка; 20 — ролик; 21, 25 — втулки; 23, 28, 34 — кольца; 24 — винт; 27, 31 — шестерни; 30 — ось; 32 — обойма; 35 — муфта; 36 — вилка; 37 — валик с рычагом.
При подобном движении трактора МТЗ 82 его передние колеса работают в ведомом режиме, ролики расклинены и не блокируют независимое вращение обоймы и шестерни. В случае пробуксовки задних колес, замедляется частота вращения привода и передних колес, что приводит к уменьшению оборотов обоймы. При равном числе оборотов обоймы и шестерни ролики заклиниваются, создавая одно целое из обоймы и шестерни, подключая тем самым автоматически в ведущий режим передний мост.
Режим работы с автоматическим подключением переднего моста считается основным. Принудительное задействование переднего моста применяется при движении задним ходом, а также при длительном буксовании трактора, например, при пахоте.
В том случае, если передний мост подключен принудительно, то действие тормозов задних колес влияет и на передние. В связи с этим, для улучшения торможения на крутых склонах и скользких дорогах рекомендуется использовать принудительное включение переднего моста.
На хороших дорогах, особенно при выполнении транспортных работ и при перемещении навешанного оборудования, необходимо отключать передний мост. Это позволит снизить расход топлива и износ шин, а также продлит срок эксплуатации привода и муфты свободного хода. Управление раздаточной коробкой осуществляется при помощи зубчатой муфты, которая перемещаясь на шлицах вала может занимать три фиксированных позиции: муфта свободного хода включена, отключена и заблокирована. Зубчатая муфта управляется при помощи тяги, рукоятка которой находится в кабине. Усилие от тяги передается внешнему рычагу, установленном на поворотном валике. Внутренний рычаг приварен к валику и поворачивает вилку, заходящая в кольцевой паз зубчатой муфты и передвигает ее в необходимое положение.
Техническое обслуживание и ремонт раздаточной коробки трактора МТЗ 82
Масляная ванна раздатки является общей с коробкой передач и операции по ее техобслуживанию выполняются одновременно со смазкой трансмиссии. Учтите, что при температуре окружающего воздуха менее +5º C необходимо заменить масло на зимние сорта, в противном случае будет затруднено автоматическое подключение переднего моста.
Снятие фланца карданного вала и шестерни с обгонной муфтой в сборе: 1 — фланец кардана; 2 — обгонная муфта в сборе; 3 — корпус раздаточной коробки.
Отворачивание гайки вала раздаточной коробки: 1 — гайка; 2 — корпус раздаточной коробки.
Выпрессовка втулки обгонной муфты: 1 — шестерня; 2 — съемник.
Снятие штифтов обгонной муфты: 1 — штифт; 2 — шестерня.
Спрессовка обоймы обгонной муфты: 1 — обойма; 2 — шестерня; 3 — двухлапчатый съемник.
Спрессовка подшипника со втулки обгонной муфты: 1 — подшипник; 2 — втулка; 3 — двухлапчатый съемник.
Передний мост может не подключаться автоматически из-за засорения беговых дорожек профильных пазов шестерни или заедания штифтов в отверстиях шестерен. В последнем варианте усилия пружины являются недостаточными для поджатия заклинивающего ролика и штифта.
Также неисправность может быть вызвана износом роликов, ведомой обоймы и беговых дорожек шестерни. Наиболее часто изнашиваются ролики. Данные ролики необходимо забраковать и заменить на новые.
Роликоподшипники промежуточной шестерни регулируются путем затягивания гайки. Гайка затягивается таким образом, чтобы шестерня свободно проворачивалась и не играла на ощупь по сторонам. Осевой зазор в подшипниках не должен превышать 0,05.
Стойка, которая фиксирует размещение тяги управления, установлена на полике кабины. Периодически проверяйте положение тяги относительно стойки.
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Устройство раздаточной коробки трактора МТЗ-82
Передний ведущий мост приводится от коробки передач через раздаточную коробку трактора МТЗ-82 и последовательно соединенные промежуточный карданный вал, промежуточную опору с предохранительной муфтой и передний карданный вал. Оба вала взаимозаменяемы.
Раздаточная коробка (раздатка) служит для передачи крутящего момента от коробки передач к переднему ведущему мосту.
С ее помощью осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста. Передаточное число раздаточной коробки 0,866.
Раздаточная коробка (рис. 9) представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода.
Расположена раздатка МТЗ-82 в отдельном корпусе 14, который устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.
Рис.9. Раздаточная коробка МТЗ-82
1 – промежуточная шестерня, 2 – подшипники промежуточной шестерни; 3 – шестерня вторичного вала; 4 – ось; 5 – гайка; 6 – ведомая обойма муфты свободного хода; 7 – пружина ролика; 8 – штифт; 9 – ролик; 10 -шестерня; 11 – зубчатая муфта; 12 – соединительный фланец; 13- вилка; 14- корпус; 15 – оттяжная пружина; 16 – вал; 17 – подшипники муфты свободного хода; 18- резьбовая муфта; 19 – упор тяги; 20- стойка, 21 – тяга управления.
Шестерня 10 раздаточной коробки трактора находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 1, которая смонтирована на оси 4 в отсеке коробки передач, и, в свою очередь, постоянно соединена с шестерней 3 вторичного вала коробки передач.
Благодаря этому шестерня 10 раздатка МТЗ-82 на всех передачах синхронно подключает в работу передний ведущий мост, когда срабатывает муфта свободного хода или когда она принудительно блокируется трактористом.
Шестерня 10 выполнена как одно целое с наружной ведущей обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом для принудительной блокировки.
В профильных пазах этой шестерни расположено восемь заклинивающих роликов 9, подпружиненных штифтами 8. Штифты 8 и пружины 7 вставлены в сверления шестерни и запираются в них пробками.
Внутренняя ведомая обойма 6 муфты свободного хода установлена на валу 16 раздатки трактора МТЗ-82 на латунной втулке и может вращаться относительно вала.
В обойме 6 сделан внутренний венец, при помощи которого она может соединяться с зубчатой муфтой 11, посаженной подвижно на шлицы вала 16.
Наружная шестерня 10 может проворачиваться относительно внутренней обоймы 6 на подшипниках 17.
Передаточные числа переднего и заднего мостов и радиусы качения шин трактора подобраны так, что при отсутствии буксования задних колес шестерня 10 с наружной обоймой муфт свободного хода вращается примерно на 5% медленнее, получая вращение от коробки передач, чем внутренняя обойма 6, получающая вращение от привода передних колес.
При таком движении трактора передние колеса работают в ведомом режиме, ролики 9 расклинены и не препятствуют независимому вращению шестерни 10 и обоймы 6.
Когда задние колеса начинают пробуксовывать, частота вращения передних колес и привода замедляется, соответственно уменьшаются обороты обоймы 6.
При равенстве оборотов шестерни 10 и обоймы 6 ролики заклиниваются, объединяя в одно целое шестерню 10 и обойму 6, и тем самым автоматически подключают передний мост в ведущий режим работы.
Режим работы с автоматическим включением переднего моста МТЗ-82 является основным. Принудительное включение переднего моста используется в случае необходимости при движении задним ходом, а также в условиях длительной и непрерывной работы переднего моста при большом буксовании трактора, например на пахоте и сплошной культивации, для разгрузки и повышения срока службы муфты свободного хода.
В этом случае зубчатая муфта 11 вводится в зацепление с внутренними зубьями шестерни 10 и блокирует муфту свободного хода, жестко соединяя шестерню 10 с валом 16.
Если передний мост включен принудительно, то действие тормозов задних колес распространяется и на передние.
Поэтому для повышения эффективности торможения и безопасности можно использовать принудительное включение переднего моста при работе на скользких дорогах и крутых склонах.
На сухих дорогах, особенно при транспортных переездах с машинами, навешенными сзади, нужно обязательно отключать передний мост. Это снизит износ шин и расход топлива, а также повысит срок службы муфты свободного хода и привода.
Управляется раздаточная коробка МТЗ-82 зубчатой муфтой 11, которая, перемещаясь с помощью вилки 13 на шлицах вала 16, может занимать три фиксированных положения: муфта свободного хода отключена (рис. 10, а), включена (рис. 10, б), заблокирована (рис.10, в).
Управление зубчатой муфтой осуществляется тягой 21 (см. рис.9), рукоятка которой выведена в кабину.
Усилие от тяги передается наружному рычагу, закрепленному с помощью штифта на поворотном валике. Внутренний рычаг, приваренный к валику, поворачивает вилку 13, которая заходит в кольцевой паз зубчатой муфты 11 и перемещает ее в требуемое положение.
Рис.10. Управление раздаточной коробкой МТЗ-82
а – муфта свободного хода отключена; б – муфта свободного хода включена; в – муфта свободного хода заблокирована.
Тяга 21 фиксируется также в трех положениях упором 19, приваренным к тяге, и стойкой 20, снабженной тремя пазами, куда заходит упор тяги.
Установка упора 19 в верхний паз стойки 20 соответствует принудительной блокировке муфты свободного хода, а в нижний – ее отключение.
Техническое обслуживание раздаточной коробки МТЗ-82
Масляная ванна раздаточной коробки – общая с коробкой передач, и операции технического обслуживания по смазке коробки выполняются одновременно со смазкой трансмиссии.
Следует учитывать, что при температурах ниже +5°С нужно обязательно менять смазку на зимние сорта, так как при вязких маслах срабатывание автоматического включения затрудняется.
Несрабатывание автоматического включения раздатки МТЗ-82 вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни 10 продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружин 7, заеданием штифтов 8 в отверстиях шестерен.
В последнем случае усилия пружины оказываются недостаточными для поджатия штифта и заклинивающего ролика 9.
Причиной неисправности раздатки может быть также износ роликов, беговых дорожек шестерни 10 и ведомой обоймы 6. Наиболее изношенными обычно бывают ролики.
На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуют и на их место устанавливают ремонтные ролики с увеличенным диаметром.
Ролики номинального размера имеют диаметр 15, а ремонтные – 15,15 мм. Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни 10 и обоймы 6.
Роликовые конические подшипники 2 промежуточной шестерни раздаточной коробки МТЗ-82 регулируют затяжкой гайки 5.
Гайку затягивают так, чтобы шестерня не имела ощутимой от руки осевой «игры» и свободно проворачивалась от небольшого усилия, при этом осевой зазор в подшипниках не должен превышать 0,05 мм.
Для доступа к гайке 5 нужно снять верхнюю крышку коробки передач. Учитывая это, следует не забывать о проверке состояния подшипников промежуточной шестерни при регулировке подшипников вторичного вала коробки передач, для доступа к которым также требуется демонтаж верхней крышки коробки передач.
Стойка 20, фиксирующая положение тяги 21 управления, закреплена на полике кабины, который при деформации амортизаторов кабины может вместе с кабиной в небольших пределах перемещаться относительно остова трактора.
Это может повлиять на управление раздаткой МТЗ-82. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно стойки 20.
Для нормальной работы раздаточной коробки при заблокированной муфте свободного хода (см. рис. 10. в) упор 19 тяги должен заходить в верхний паз стойки 20.
Если этого не происходит, то тягу нужно удлинить при помощи резьбовой муфты 18 так, чтобы при отключенной муфте (см. рис. 10, а) упор 19 располагался свободно (без натяга) в нижнем пазу стойки 20.
8.1. Раздаточная коробка. Неисправности, разборка, ремонт.
Рис. 2.7.1. Раздаточная коробка:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — гайка; 2 — фланец; 3 — манжета; 4 — корпус; 5 — прокладка; 6, 14, 22, 26, 29, 33 — подшипники; 7 — вал; 8 — рычаг; 9, 18 — пружины; 10 — стойка; 11, 12 — тяги; 13 — корпус раздаточной коробки; 15 — шайба; 16 — крышка; 17 — штифт; 19 — пробка; 20 — ролик; 21, 25 — втулки; 23, 28, 34 — кольца; 24 — винт; 27 31 — шестерни; 30 — ось; 32 — обойма; 35 — муфта; 36 — вилка; 37 — валик с рычагом.
Основные неисправности раздаточной коробки (рис. 2.7.1): износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости прижимных пружин, износ вилки включения муфты.
Если при буксовании задних колёс передний ведущий мост не включается, то это свидетельствует о неисправности обгонной муфты раздаточной коробки.
Для устранения неисправностей разбирают раздаточную коробку (рис. 2.7.2 — 2.7.7), измеряют диаметры посадочных мест и заменяют изношенные детали.
Рис. 2.7.2. Снятие фланца карданного вала и шестерни с обгонной муфтой в сборе:
1 — фланец кардана; 2 — обгонная муфта в сборе; 3 — корпус раздаточной коробки.
Рис. 2.7.3. Отворачивание гайки вала раздаточной коробки:
1 — гайка; 2 — корпус раздаточной коробки.
Рис. 2.7.4. Выпрессовка втулки обгонной муфты:
1 — шестерня; 2 — съемник.
Рис. 2.7.5. Снятие штифтов обгонной муфты:
1 — штифт; 2 — шестерня.
Рис. 2.7.6. Спрессовка обоймы обгонной муфты:
1 — обойма; 2 — шестерня; 3 — двухлапчатый съемник.
Рис. 2.7.7. Спрессовка подшипника со втулки обгонной муфты:
1 — подшипник; 2 — втулка; 3 — двухлапчатый съемник.
Строение и функции раздаточной коробки колесного трактора МТЗ
Двигатель – важнейший элемент любого тракторного механизма. Он представляет собой устройство необычайной сложности, в состав которого входит огромное число всевозможных узлов и деталей. При этом каждый из них выполняет свои уникальные функции.
Основная отличительная особенность тракторных двигателей заключается в том, что они могут функционировать в необычайно сложных условиях длительное время. При этом двигатель такого типа не теряет свои эксплуатационные параметры и характеристики.
Ремонт трактора Беларусь МТЗ-82
Одной из наиболее важных составных частей двигательного узла является раздаточная коробка. Именно ей и посвящена данная статья.
Выполняемые функции
Раздаточная коробка представляет собой элемент двигателя, который осуществляет передачу момента силы двигательного узла на разнообразные приводные механизмы и распределяет его между ними. Этот агрегат в составе трактора Беларусь выполняет следующие основные функции:
- коробка распределяет момент силы среди ведущих мостов. Это помогает достигнуть максимальной проходимости трактора, исключая образование в трансмиссии негативного процесса под названием «циркуляция мощности»;
- наращивание показателя крутящего момента на всех колесах, которые являются ведущими. Благодаря этому трактор способен с легкостью миновать крутые подъемы, оказывать сопротивление качению колес во время езды по труднопроходимой местности;
- создание возможности крайне устойчиво передвигаться на небольшой скорости в сочетании с максимальным крутящим моментом.
Строение
В состав раздаточной коробки входят следующие важные элементы:
- ведущий вал;
- вал, курирующий работу приводов задней, а также передней осей;
- межосевой дифференциал, который включает блокировочный механизм;
- передачи: пониженная и цепная (зубчатая).
Остановимся более подробно на функционале и принципах действия каждого узла.
Ведущий вал осуществляет передачу крутящего момента на раздаточную коробку. Здесь уже начинает свою работу межосевой дифференциал. Он осуществляет распределение вращающего момента среди осей, а также отвечает за то, чтобы они непрерывно вращались вне зависимости от углового режима скорости.
Выделяют два вида межосевого дифференциала: симметричный и несимметричный. Функции первого заключаются в том, чтобы вращающий момент между осями был распределен равномерно. Несимметричный дифференциал осуществляет раздачу крутящего момента в необходимом соотношении.
В состав межосевого дифференциала входит блокировочный механизм. Он помогает полностью реализовать возможности полного привода трактора МТЗ. Происходит это за счет предложения частично или полностью выключить дифференциал. В результате обеспечивается устойчивое двустороннее соединение двух осей: передней и задней. Существует два возможных режима блокировки: автоматический и ручной.
Передача цепного типа имеет форму редуктора планетарного вида. Основной ее задачей является усиление вращающего момента в случае поездок по пересеченной местности. В состав цепной передачи входят: приводная цепь, ведомое и ведущее колеса.
Раздаточная коробка может включать не только цепную передачу, но и зубчатую. Основной функцией последней является передача крутящего момента на переднюю ось. Валы ведущей и задней оси по отношению друг к другу размещены соосно. В соответствии со сложившейся ситуацией, например, в случае пробуксовывания передних колес, возможна активация передней оси в нескольких режимах: автоматический, принудительное включение и выключение.
Часто встречающиеся неисправности и способы устранения
Чаще всего в качестве неполадок раздаточной коробки трактора Беларусь встречаются:
- уменьшение упругости прижимных пружин;
- изнашивание роликов, а также обгонной муфты;
- отказ работы переднего моста в случае пробуксовывания задних колес.
Способы устранения неисправностей зависят от того, к какому виду неполадок относится та или иная поломка. В первом случае достаточно осуществить замену неисправных частей.
Если износились ролики, либо муфта, придется разбирать раздаточную коробку трактора. После этого требуется внимательно осмотреть все детали и выявить те из них, которые износились. Затем замеряются все имеющиеся посадочные места. В случае наличия даже небольших дефектов на деталях их требуется в обязательном порядке заменить.
Причиной отказа в работе переднего моста обычно служат поломки вилки зубчатой муфты или значительный ее износ. В этом случае необходимо сначала снять вилку. Потом ее осматривают, замеряют толщину щек. В том случае, когда в результате осмотра выявляется какое-либо отклонение от предусмотренных норм, вилку следует отремонтировать либо заменить на новую.