483 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муфта сцепления МТЗ-80: устройство, регулировка, обслуживание

Устройство и принцип действия муфты сцепления

Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, отсоединения дизеля от силовой передачи, а также плавного и безударного их соединения. На тракторе МТЗ-80, МТЗ-82 установлена сухая, однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

Муфта сцепления с понижающим редуктором и приводом независимого ВОМ в сборе (рис. А)

  1. маховик
  2. ведомый диск в сборе
  3. нажимной диск
  4. стакан пружины сцепления
  5. пружина нажимная сцепления
  6. опорный диск
  7. ступица ведомого диска
  8. демпфер
  9. диск поддерживающий
  10. пластина пружинная
  11. накладка фрикционная
  12. диск ограничительный
  13. рычаг отжимной
  14. штифт опорный
  15. ось
  16. палец
  17. втулка
  18. гайка корончатая
  19. пружина
  20. контргайка
  21. винт регулировочный
  22. подшипник
  23. отводка муфты сцепления
  24. кронштейн отводки
  25. шестерня промежуточная
  26. вал ведущий привода ВОМ
  27. вал силовой передачи
  28. кронштейн отводки тормозка
  29. вал вилок включения
  30. вилка включения
  31. отводка тормозка
  32. диск ведущий тормозка с накладкой
  33. пружина фиксатора
  34. шарик
  35. рычаг переключения понижающего редуктора
  36. крышка люка редуктора
  37. рычаг вилки
  38. шестерня ведущая понижающего редуктора
  39. подшипник игольчатый
  40. муфта зубчатая
  41. подшипник игольчатый
  42. вал ведомый привода ВОМ
  43. муфта соединительная
  44. валик переключения двухскоростного привода ВОМ
  45. втулка бронзовая
  46. шестерня ведомая привода ВОМ II ступени
  47. шестерня ведомая привода ВОМ I ступени
  48. вилка
  49. рычаг сцепления
  50. вал выключения сцепления
  51. масленка
  52. пробка
  53. корпус сцепления

Ведущей частью муфты сцепления является маховик 1 и нажимной диск 3 (рис. А), установленный через три призматических выступа в пазах опорного диска 6, который крепится к маховику при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и корончатых гаек 18. Двенадцать нажимных пружин 5 со стаканами 4 расположены между опорным и нажимным дисками.

На призматических выступах нажимного диска с помощью осей 15 устанавливаются отжимные рычаги 13. Регулировка положения отжимных рычагов производится регулировочными винтами 21, ввернутыми в отжимные рычаги и упирающимися в опорные штифты 14. Рычаги прижимаются к опорным штифтам специальными пружинами 19.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, имеющей шлицы для подвижного соединения с силовым валом 27, демпферного устройства — гасителя крутильных колебаний, диска с двумя прикрепленными к нему фрикционными накладками 11. Одна накладка прикреплена непосредственно к диску с помощью латунных заклепок, вторая — со стороны нажимного диска через шесть пружинных пластин 10 стальными заклепками.

Крутящий момент передается от ведомого диска с накладками к ступице 7 через восемь упругих демпферов 8.

Включение и выключение сцепления производится при помощи отводки 23 с выжимным подшипником 22, перемещающейся по кронштейну отводки 24 и соединенной с педалью сцепления через тягу 10, рычаг сцепления 12 (рис. Б) и две вилки 48 (рис. А), закрепленные на валу 50 выключения сцепления посредством шпонок и клеммовых соединений.

Выжимной подшипник 22 смазывается солидолом через отверстие на левой стороне корпуса сцепления, закрытое пробкой 52, и масленку 51, ввернутую в цапфу отводки 23. При этом через специальное отверстие смазывается также поверхность сопряжения отводки с кронштейном.

Управление муфтой сцепления (рис. Б)

  1. стержень подушки
  2. болт
  3. педаль сцепления
  4. ось
  5. пружина
  6. болт упорный
  7. болт
  8. кронштейн
  9. масленка
  10. тяга
  11. вилка
  12. рычаг
  13. вилка
  14. тяга
  15. пружина
  16. контргайка
  17. рычаг
  18. болт

При нажатии на подушки педали сцепления 1 (рис. Б) отводка, перемещаясь по кронштейну 24 (рис. А), через выжимной подшипник нажимает на отжимные рычаги. Отжимные рычаги, упираясь регулировочными винтами в опорные штифты, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого — муфта сцепления выключается. При отпускании педали происходит включение муфты сцепления.

В исходном положении педаль сцепления удерживается усилием пружины 5 механического сервоусилителя. При выключении сцепления точка упора пружины переходит через нейтраль и пружина сервоусилителя, воздействуя на педаль сцепления 3 в обратном направлении, снижает усилие на педали. Педаль сцепления установлена на оси 4, запрессованной в корпусе заднего моста. Поверхность сопряжения ступицы с осью смазывается солидолом через масленку 9, ввернутую в ступицу.

Регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ-80

При работе трактора вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается свободный ход педали сцепления, который следует проверять через каждые 125 часов работы.

Ход рычага 5 на радиусе расположения пальца 6 должен быть 6. 7 мм, что соответствует свободному ходу 40. 50 мм педали сцепления 1.

Читать еще:  Тяжелые мотоблоки: 10 лучших с описанием характеристик

Регулировку управления сцеплением МТЗ-80 Беларус выполняйте в следующей последовательности:

— отсоедините тягу 8 от рычага 5, вынув палец 6;
— вывинчивая регулировочный болт 2, верните педаль 1 в исходное положение до упора в полик;
— поверните рычаг 5 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 7 тяги 8, совместите отверстия рычага и вилки, после чего укоротите тягу 8 примерно на 5 оборотов вилки 7 и соедините с рычагом при помощи пальца; проверьте свободный ход по подушке педали сцепления;
— проведите проверку возвращения педали сцепления в исходное положение при отводе ее на величину полного хода. В случае зависания педали необходимо отпустить болты 4 и повернуть кронштейн 3 по часовой стрелке или завернуть регулировочный болт 2 на величину, обеспечивающую возврат педали в исходное положение.

Если свободный ход педали сцепления не поддается регулировке путем изменения длины тяги 8, а ход рычага 5 при измерении на радиусе расположения пальца 6 менее 4 мм, произведите регулировку положения отжимных рычагов, как указано ниже.

После регулировки механизма управления муфтой сцепления затяните контргайку и зашплинтуйте палец.

Регулировка положения отжимных рычагов сцепления МТЗ-80

После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов 3 при помощи специальной оправки 4, которая базируется по внутреннему диаметру шлиц ступицы опорного диска 5 с упором в торец ступицы.
На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов.
При помощи регулировочных гаек 2 подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и установите стопорные шайбы 1.При этом обеспечивается расстояние А=13±0,5 мм от поверхности контакта рычагов 3 с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска 5. Разность этого размера для рычагов муфты не должна превышать 0,3 мм.

Неисправности сцепления трактора МТЗ-80

Сцепление не передает полного крутящего момента
Нет свободного хода педали — Отрегулируйте свободный ход педали.
Изношены накладки ведомого диска — Замените ведомый диск в сборе.
Сцепление выключается не полностью
Увеличен свободный ход педали — Отрегулируйте свободный ход педали.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления
Износ манжеты, уплотняющей коленчатый вал — Замените манжету.
Выдавлена крышка подшипника ведомого вала привода ВОМ при стыковке трактора после ремонта — Установите новую крышку или отрихтуйте старую.
Износ манжеты кронштейна отводки — Замените манжету.

Параметры регулировки трансмиссии МТЗ-80

Зазор между носками отжимных рычагов и выжимным подшипником отводки муфты сцепления, мм — 3
Разница зазора для отдельных рычагов муфты сцепления, не более, мм — 0,3

Свободный ход педали муфты сцепления, мм — 40-50 по подушке педали

Расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска, мм — 13 ±0,5

Расстояние от задней плоскости корпуса КПП до наружного торца ведущей шестерни главной передачи, мм — 58 + 0,15

Допустимое увеличение осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала КПП, не более (при контроле), мм — 0,3

Момент сопротивления проворачиванию вторичного вала КПП в конических подшипниках без учета зацепляющихся с ним шестерен (обеспечивается при регулировки зазора), КГСМ (Нм) — 0,6 — 0,7 (6 — 7)

Момент сопротивления проворачиванию дифференциала в конических подшипниках, приложенный к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи, КГСМ (Нм) — 3 — 5 (30 — 50)

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи заднего моста, мм — 0,25 — 0,55

Ход педалей тормозов, мм — 70-90 110 — 120 (для тракторов с унифицированной кабиной)

Регулировка ВОМ

Чтобы вал отбора мощности, который установлен на трактор, нормально функционировал, его необходимо периодически осматривать и регулировать. Это касается не только МТЗ-80, а вообще всех тракторов. Схема, по которой проходит регулировка, выглядит следующим образом:

1. Ось эксцентрика устанавливается в первоначальное положение. Нанесённая риска должна быть справа и располагаться вертикально. Положение фиксируется при помощи стопорных пластин.

2. Отсоединяется тяга.

3. Откручиваются болты стакана с целью высвободить пружины.

4. Демонтируется крышка лючка заднего моста. Это обеспечивает доступ к головке натяжного винта.

5. Рычаг переводится в нейтральное положение и фиксируется болтом. Затем стопорную пластину снимают, а винт затягивают до упора. После этого болт фиксирующий рычаг можно убирать.

6. Упорный болт заворачивается в наружный стакан.

7. Рычаг переставляется в положение «вкл». Устанавливается тяга.

8. Путём регулировки тяги, выставляется необходимый люфт рычага.

9. По завершении регулировки, все детали возвращаются на свои места, тяги и крепёжные болты усиливаются контргайками.

Читать еще:  Культиватор из бензопилы

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1265 ;

Муфта сцепления трактора МТЗ-80, самостоятельная регулировка и ремонт

В распространенных тракторах Беларус МТЗ применяется вариант системы сцепления популярного постоянно-замкнутого образца. Этот способ себя прекрасно зарекомендовал на тракторной и мото-тракторной технике. Тем временем важной деталью всей системы является муфта сцепления.

Ее предназначение заключается в передаче крутящего момента к трансмиссии от дизельного мотора, отключая его от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на МТЗ-80 и МТЗ-82 с одним диском и сухая. В итоге механизм сцепления дает возможность технике плавно трогаться с места, а когда включается режим торможения, то происходит плавное разъединение коленвала двигателя с трансмиссией до полной остановки.

К основным деталям конструкции механизма относятся плотно прижатые друг к другу фрикционные диски, которые собраны во фрикционе тормоза или муфты. Размеренность выключения и включения передачи происходит благодаря проскальзыванию вращающегося ведущего диска, относительно ведомого диска, что соединен шлицевым соединением с коробкой передач. При отпускании педали, то есть включении сцепления, ведущий и ведомый диск плотно сжимаются, а при нажимании педали, то есть выключении, наблюдается разведение дисков, из-за чего образовывается свободное пространство между ними.

Механизм сцепления МТЗ-82 является однодисковым, однопоточным, сухим. Основными комплектующими выступают маховик двигателя, нажимной и опорный диски. Между дисками сцепления находятся 12 нажимных пружин. С одной стороны пружины упираются в стаканы опорного диска, а с другой – во влитые пазы нажимного.

Ведомый диск в свою очередь состоит из ступицы, соединительного диска и фрикционных накладок.

Из-за нежесткого сцепления ведомого диска со ступицей, которое обеспечивается восьмью резиновыми демпферами, включение сцепления МТЗ-82 является мягким, динамические нагрузки в трансмиссии незначительные.

Регулировка муфты сцепления происходит благодаря следующим действиям:

— благодаря регулировки свободного хода педали управления муфты сцепления. Длина тяги (4-5 см) регулирует ход. Данный размер обеспечивает зазоры между отжимным подшипником и отжимным рычагом. Если зависает педаль трактора при положении «свободный ход», то нужно сжать пружину упорным болтом;

— регулировка длины блокировочной тяги тормозка. Чтобы ее отрегулировать, нужно ее отсоединить от рычага отводки, далее тяга крепится с рычагом и увеличивается ее длина. В таком случае тягу нужно укоротить на 7 мм и закрепить ее контргайкой;

— регулировка отжимных рычагов сцепления. Ее нужно выполнять после установки муфты сцепления на маховик при помощи специальной оправки с торцевой поверхностью. Между пятками на отжимных рычагах и торцом ступицы опорного диска.

Во время эксплуатации муфты сцепления следует придерживаться следующих рекомендаций и советов. Смазывать конструкцию нужно каждые 60 моточасов работы, а проверку свободного хода педали нужно делать каждые 240 часов. Для смазки применяйте солидол, который стоит подбирать по параметрам смазочной таблицы. Со временем свободный ход уменьшается из-за износа деталей. Его максимальное значение может достигать 30 мм.

1. Не следует держать ногу на педали во время работы. Из-за этого увеличивается скорость износа.

2. Муфту сцепления приходит в работу плавно. Не следует ее оставлять в промежуточном состоянии.

3. Также муфта сцепления не должна быть выключенной на протяжении долгого времени.

Если вы все же увидели, что определенные запчасти муфты сцепления подлежат замене, нужно купить качественные комплектующие.

Самостоятельная регулировка муфты сцепления МТЗ-80

Как работает муфта сцепления МТЗ? Что нужно знать для ее правильной регулировке и как это правильно сделать?

В белорусских тракторах марки МТЗ используется вариант система сцепления хорошо известного постоянно-замкнутого образца, прекрасно зарекомендовавшего себя на тракторной и мото-технике. Одной из важнейших деталей всей системы остаётся муфта сцепления, передающая крутящий момент к трансмиссии от дизельного мотора, отключения его же от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 с одним диском и сухая, что позволяет догадаться, об основных частях этой детали.

Верно. Это нажимной диск и маховик, установленные в пазах опорного диска на трёх выступах. Крепление нажимного диска с маховиком осуществляется дистанционными втулками, пальцами и гайками. В специальных стаканах, между нажимным диском и опорным, расположены двенадцать нажимных пружин, приводящих муфту в движение. При помощи осей на выступах нажимного диска устанавливают отжимные рычаги, при воздействии на которые и осуществляется включение всего механизма.

Муфта сцепления — принцип действия

Регулировка муфты сцепления осуществляется за счёт освобождения её хода. Делается это регулировочными винтами, изменяющими положение отжимных рычагов. Сами винты упираются в опорные штифты и ввёрнуты в рычаги, которые в свою очередь прижимаются к штифтам пружинами.

Читать еще:  Редуктор для мотоблока Салют - способы настройки

Так называемый, гаситель крутящего колебания (демпферное приспособление крутящего вала) соединяется с ведомым диском, состоящим из ступицы со шлицами для подвижности соединения и закреплённого тремя накладками. Одна из накладок латунными заклёпками закреплена прямо на диске, другая стальными заклёпками через пружинные пластинки крепится к нажимному диску.

Эта хитрая конструкция ведомого диска способна достаточно плавно и аккуратно включать сцепление за счёт осевой податливости при вращении. К ступице от ведомого диска крутящий момент дизельного мотора передаётся через пружины, а включение или выключение сцепления производится отводкой с выжимным подшипником. Отводка двигается по собственному кронштейну, соединённому рычагом, тягой и двумя вилками, закреплёнными на валу с помощью шпонок и клемм.

1 — маховик; 2 — ведомый диск в сборе; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины сцепления; 5 – пружина нажимная сцепления; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 5 — демпфер; 9 — диск поддерживающий; 10 — пластина пружинная; 11 — накладка фрикционная; 12 — диск ограничительный; 13 — рычаг отжимной; 14 — штифт опорный; 15 — ось; 16 — палец; 17 — втулка; 18 — гайка корончатая; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — винт регулировочный; 22 — подшипник; 23 — отводка муфты сцепления; 24 — кронштейн отводки; 25 — шестерня промежуточная; 26 — вал ведущий привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28 — кронштейн отводки тормозка; 29 — вал вилок включения; 30 — вилка включения; 31 — отводка тормозка; 32 — диск ведущий тормозка с накладкой; 33 — пружина фиксатора; 34 — шарик; 35 — рычаг переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка редуктора; 37 — рычаг вилки; 38 — шестерня ведущая понижающего редуктора; 39 — подшипник игольчатый; 40 — муфта зубчатая; 41 — подшипник игольчатый; 42 — вал ведомый привода ВОМ; 43 — муфта соединительная; 44 переключения привода ВОМ; 45 — втулка бронзовая; 46 — шестерня ведомая привод ВОМ II ступени; 47 — шестерня ведомая привода ВОМ I ступени; 48 — вилка; 49 — рычаг сцепления; 50 вал выключения сцепления; 51 — масленка; 52 — пробка; 53 — корпус сцепления.

Непосредственная регулировка муфты сцепления

Муфта сцепления в белорусских тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 регулируется свободным ходом педали и длиной блокировочной тяги тормозка, а при полной взаимосвязи этих элементов регулировку необходимо осуществлять параллельно и одновременно, в такой последовательности:

  1. Вытащите палец, отключив тягу от тормозка.
  2. Закрутив до конца упорный болт, чтобы кронштейн свободно перемещался, от действия пружины у вас должна освободиться педаль и муфта сцепления.
  3. Свободный ход педали (это от 40 до 45 мм) выставляете, изменив длину тяги.
  4. Возвращаете кронштейн в самую верхнюю точку, проворачивая его вокруг оси, пока он не упрётся в болт, а затем закручиваете крепёжные болты.
  5. Открутив упорный болт, возвращаете педаль на место, до упора в пол. Выжимная пружина в этом случае должна мгновенно вернуть педаль обратно.
  6. Если появился не возврат педали, необходимо снова пошевелить кронштейн вокруг оси и немного ослабить болты.
  7. Выставив рычаг по часовой стрелке до упора и соединив с ним тягу тормозка, немного (на 7 мм подтяните его длину.
  8. После окончания всех действий надёжно закрепите узел контргайками.

Схема управления муфтой:

1 — стержень подушки; 2 — болт; 3 — педаль сцепления; 4 — ось; 5 — пружина; 6 — болт упорный; 7 — кронштейн; 9 — тяга; 10 — вилка; 11 — рычаг; 12 — вилка; 13 — тяга; 14 — пружина; 15 — контргайка; 16 — рычаг; 17 — болт.

Советы и рекомендации по уходу во время эксплуатации

Смазывать узел необходимо каждые 60 моточасов работы, а проверять свободный ход педали не реже каждых 240 моточасов. Для смазки используется солидол, применяемый согласно смазочной таблице. Свободный ход может со временем уменьшаться из-за естественного износа деталей, причём максимальное уменьшение хода при износе не должно превышать 30 мм.

  1. Не держите ногу на педали во время работы трактора (это увеличивает скорость износа).
  2. Муфта сцепления включается плавно. Не нужно оставлять её в промежуточном состоянии.
  3. Муфта выключения сцепления не должна быть долго выключенной.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×