Ходоуменьшитель МТЗ-82: Устройство, принцип работы, эксплуатация
Ходоуменьшитель трактора МТЗ-82
С помощью гидравлического ходоуменьшителя можно получать дополнительные пониженные диапазоны скоростей движения трактора МТЗ-82 и бесступенчато изменять скорости движения в пределах передачи пониженных диапазонов.
Механическая часть, включаемая в кинематическую цепь трансмиссии трактора МТЗ-82.1, необходима для увеличения передаточного числа.
При этом на передачах первого, второго диапазонов заднего и первого и третьего диапазонов переднего хода направление движения изменяется на обратное, а скорость снижается.
Для бесступенчатого повышения (понижения) скорости используют особенность дифференциального механизма механической части изменять передаточное число пропорционально частоте вращения промежуточного элемента, чего добиваются регулированием момента подтормаживания.
Основная сборочная единица — дифференциальный механизм, состоящий из солнечной шестерни, водила, трех сателлитов, установленных на осях и коронной шестерни.
Управление ходоуменьшителем МТЗ-82
Ходоуменьшитель предназначен для установки на тракторы, работающие с машинами, требующими пониженных скоростей движения.
На тракторах Беларус МТЗ-82, оборудованных понижающим редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический ходоуменьшитель МХУ-05 или гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
На тракторах, оборудованных реверс-редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический механизм МХУ-05.
Механический ходоуменьшитель управляется тягой переключения диапазонов 2 и рычагом переключения передач 1 (на рисунке тяга переключения диапазонов 9, рычаг переключения передач 10).
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода.
На тракторах, оборудованных реверс-редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить восемь скоростей переднего хода и восемь скоростей заднего хода.
Гидроходоуменьшитель (ГХУ-05) управляется тягой переключения диапазонов 2, рычагом переключения передач 1 и рукояткой дросселя 3.
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка ГХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода.
Вращением рукоятки 3 дросселя достигается бесступенчатое изменение скорости во время движения трактора при включенном первом диапазоне гидроходоуменьшителя.
Рис.52. Схема управления ходоуменьшителями МТЗ-82.1
1 – рычаг переключения передач; 2 – тяга переключения диапазонов; 3 – рукоятка дросселя.
МХУ-05 и ГХУ-05 возможно приобрести отдельно (если тракторе установлена КПП с приводом) и установить на трактор. Установленный на тракторе механический ходоуменьшитель МХУ-05 может быть переоборудован в гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
Если на тракторе установлен МХУ либо гидроходоуменьшитель, то к трактору прилагается руководство по эксплуатации, в котором приведены сведения о правилах эксплуатации, технического обслуживания, устройстве и устранению неисправностей.
Установка ходоуменьшителя МТЗ-82 и работа с ним
Для установки гидравлического ходоуменьшителя на трактор необходимо:
— слить масло из корпусов трансмиссии;
— снять левую боковую крышку коробки передач;
— переставить стопорное кольцо шестерни в дальнюю от нее канавку. Шестерня должна свободно перемещаться в осевом направлении на шлицах втулки;
— расположить ходоуменьшитель в сборе на левом люке коробки передач, вставив вилку в проточку шестерни включения гидроходоуменьшителя. Болты (длинные, проходящие через масляную полость корпуса ходоуменьшителя) уплотнить медными шайбами, под головки коротких болтов установить пружинные шайбы;
— установить тягу включения и стержень управления, пропустив их через отверстия пола кабины;
— заполнить маслом емкости корпусов трансмиссии и ходоуменьшителя до отметки «П» на масломере, после чего добавить еще 10 л.
После окончания работ на пониженных скоростях движения агрегат снимают с трактора. При этом перечисленные ранее операции выполняют в обратном порядке.
Перед вводом гидроходоуменьшителя МТЗ-82.1 в эксплуатацию его обкатывают в течение 1 ч на I передаче заднего хода без нагрузки.
Начиная движение, необходимо повернуть стержень управления дросселем против хода часовой стрелки до упора, выключить сцепление, тягу переместить вниз, включить передачу заднего хода, плавно включить сцепление, вращением по ходу часовой стрелки стержня установить желаемую скорость движения трактора.
При включении механизма направление движения изменится на противоположное и трактор будет двигаться передним ходом при включенной передаче заднего хода.
Для снижения расхода топлива при выполнении работ с ходоуменьшителем необходимо его включать как можно на более низком диапазоне и передаче.
Выключать механизм и коробку передач надо при выключенном сцеплении и открытом дросселе (рукоятку повернуть по ходу часовой стрелки до упора).
Через каждые 250 моточасов работы проверяют уровень масла в корпусах трансмиссии, наличие утечек и затяжку резьбовых соединений.
Ходоуменьшитель МТЗ 82: типы конструкций, ремонт понижающего редуктора
К числу достоинств трактора МТЗ-82 можно отнести широкий диапазон передач и рабочих скоростей движения трактора. В случае необходимости стандартный диапазон регулировки режимов работы трансмиссии можно расширить с помощью одного из видов навесного оборудования разработки заводского КБ — ходоуменьшителя, позволяющего понизить скорость трактора на I и II передачах, включая задний ход.
Эта опция востребована при выполнении целого ряда сельскохозяйственных работ, требующих низкой скорости движения механизма. Скорость движения трактора при включенном ходоуменьшителе может составлять от 0,014 до 1,4 м/с.
Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа
По принципу работы и управлению ходоуменьшители МТЗ подразделяются на механические и гидравлические, в практической работе обе модификации применяются с одинаковым успехом.
В качестве механического ходоуменьшителя используется планетарный шестеренчатый редуктор, передаточное число которого составляет 7,104. Механизм собран в стальном корпусе, а конструкция КПП трактора предусматривает установку этого агрегата на левый боковой люк коробки передач со стороны переднего моста.
В кинематическую схему агрегата входят промежуточная и вал-шестерня, планетарный редуктор и механизм переключения положения с рычагом, выведенным в кабину рядом с колонкой рулевого управления.
Крутящий момент на схему отбирается от места крепления бокового вала отбора мощности (ВОМ) основной коробки передач (с лева по ходу трактора) и через набор зубчатых колес передается на шестерню включения ходоуменьшителя основной коробки и на вал пониженных передач. Рычаг управления в положениях «выключен» и «включен» фиксируется с помощью пружинного механизма.
В механизм управления входят вилка и валик-толкатель, при включении рычага обеспечивается осевое перемещение промежуточной звездочки редуктора для зацепления или разъединения с шестерней включения ходоуменьшителя КПП.
Перед началом движения в первую очередь с помощью рычага включается в работу ходоуменьшитель, после этого — выбранная передача основной коробки трактора. Направление вращения выходного вала коробки при передаче момента через ходоуменьшитель меняется на противоположное, поэтому при включении второй и первой передачи и заднего хода трактор начнет движение вперед, и наоборот.
Управление коробкой передач для остальных ступеней от ходоуменьшителя не зависит, при переходе на них его следует выключить.
Конструкция гидравлического ходоуменьшителя
Гидроходоуменьшитель выполнен на основе механического ходоуменьшителя, а внесенные конструктивные изменения позволяют обеспечить плавное регулирование скорости привода в диапазоне передаточного числа включенной передачи.
Это выполняется с помощью гидросистемы в составе масляного насоса, дросселя, маслозаборника и системы маслопроводов. Создаваемый насосом расход масла регулируется дросселем, что позволяет выполнять подтормаживание корончатой шестерни, входящей в состав планетарного редуктора . Пропорционально частоте ее вращения происходит бесступенчатое изменение скорости на выходном валу КПП.
Для работы гидросистемы в механическую часть ходоуменьшителя внесены следующие изменения: установлена дополнительная втулка для свободного вращения корончатой шестерни, также она оснащена наружным зубчатым венцом для привода вал-шестерни маслонасоса.
Для управления гидросистемой в кабину трактора выведен стержень управления дросселем с рукояткой. При его вращении изменяется зазор между седлом и уплотнительной поверхностью штока в корпусе дросселя, регулирующий расход масла к коронной шестерне. Перед началом движения зазор должен быть перекрыт, для этого стержень должен выть повернут против хода часовой стрелки до упора.
Ходоуменьшитель и передача КПП включаются в той же последовательности, что и для механического варианта, затем вращением стержня по часовой стрелке подбирают необходимую для работы скорость.
Понижающий редуктор
Коробка передач МТЗ-82 обеспечивает 9 ступеней скорости для переднего хода трактора и 1 ступень для заднего. Благодаря наличию в трансмиссии понижающего редуктора, обеспечивающего для каждой из ступеней дополнительную понижающую передачу, количество доступных скоростей удваивается.
Этот механизм конструктивно смонтирован в одном корпусе с механизмом сцепления, а в кинематической схеме расположен между муфтой сцепления и коробкой передач.
Пониженную передачу в этом устройстве обеспечивают 2 пары зубчатых шестерен с передаточным числом 1,34. Включение и отключение понижающего редуктора выполняется с помощью зубчатой соединительной муфты, установленной на шлицевом конце вала.
В зависимости от ее положения валы сцепления и коробки могут соединяться напрямую, в этом случае понижающая передача отключена, при включении муфта перемещается до зацепления с малым венцом ведущей шестерни и крутящий момент от вала сцепления передается на КПП с пониженным числом оборотов.
Управление понижающим редуктором осуществляется рычагом переключения, расположенным в кабине водителя и имеющим 2 фиксированных положения. Переднее по ходу движения положение рычага соответствует включенному состоянию понижающей передачи, заднее — выключенному.
Ремонт понижающего редуктора
Для надежной и безотказной работы трактора в соответствии с требованиями заводской документации должны выполняться плановое техническое обслуживание и ремонт его механизмов, в том числе понижающего редуктора.
В зависимости от режима работы или при нарушении правил эксплуатации могут происходить и случаи аварийного выхода агрегата из строя. Признаками неисправного состояния в этом случае являются тугое переключение рычага, его самопроизвольное отключение, шумы и стуки в коробке сцепления.
Для каждого из проявлений неисправности существуют свои характерные причины и способы их устранения.
Причиной шума и стука чаще всего является износ подшипников или посадочных мест под них в корпусе механизма, а причиной преждевременного износа подшипников в свою очередь может быть недостаточный уровень масла в картере из-за неплотности манжет или его несвоевременная замена.
Нарушение регулировки сцепления приводит к скрежету при включении передач и их самопроизвольному отключению. Для самопроизвольного отключения передачи причин может быть несколько — износ и дефекты зубьев механической передачи, износ поверхностей пазов и полозков в корпусе вилок и кулис переключения, износ пружин и фиксаторов.
Простое устройство и доступность запчастей делают ремонт понижающего редуктора несложным и недорогостоящим, а ремонт для устранения мелких неисправностей часто можно выполнить и на месте работы.
Ходоуменьшитель МТЗ-82: Устройство и эксплуатация
Что такое уменьшитель хода? Как он работает? И чем они отличаются друг от друга?
Устройство уменьшающее ход предназначено для снижения скорости на первой и второй передаче при движении вперёд или для такого же уменьшения скорости при движении на задней передаче. >Ходоуменьшитель МТЗ — это механическое устройство, способное сократить технологическую скорость до диапазона от 0,27 км/ч до 0,6 км/ч на первых двух передних передачах, либо от 0,6 км/ч до 1,3 км/ч на реверсивной передаче.Как выглядит (внешний вид) и где находится
Смонтированный на своём собственном (отдельном) корпусе, ходоуменьшитель выглядит, как планетарный редуктор с набором шестерёнок, с передаточным числом 7,104, а крепится слева от коробки переключения передач к люку.
Подробная схема-перечень деталей и соединений механического ходоуменьшителя:
1 и 21 — ролики; 2 — промежуточная шестерня; 3 — крышка; 4 — уплотнительная прокладка; 5 и 14 — подшипники; 6 — заглушка; 7 — вал-шестерня; 8 — шарик фиксатора; 9 — пружина, 10 — ось; 11 — корпус; 12 — валик управления; 13 — палец; 15 — крышка; 16 — рычаг включения; 17 — коронная шестерня; 18 — уплотнительное кольцо; 19 — ось сателлита; 20 — сателлит; 22 — водило; 23 — солнечная шестерня; 24 — вилка.
Принцип действия
Механический уменьшитель хода работает следующим образом:
Крутящий момент от КПП трактора подходит к большому венцу шестерёнки через планетарный редуктор, вал-шестерёнку (7) на шестерёнку промежуточную (2), а дальше на включающую шестерёнку и вал пониженных передач КПП, изменяя направление его вращения.
Чтобы задействовать ходоуменьшитель на пониженных передачах, требуется сначала включить его, а уж только затем включать необходимую передачу.
Управление этим механическим устройством осуществляется посредством рычага, соединённого через валик (12) с вилкой (24), входящей в пазы шестерёнки включения уменьшителя хода. В состоянии вкл/выкл и вилка, и валик удерживаются в исходном положении при помощи пружинного фиксатора.
Усовершенствованный вариант
Помимо механического уменьшителя хода на белорусские тракторы марки МТЗ — 80, 82 и более современные модели могут устанавливать гидравлический уменьшитель хода, снабжённый своей собственной гидросистемой, способной за счёт перенаправления потока, возникающего от давления масляного насоса, менять скоростной цикл в пределах одной включённой передачи без дополнительного переключения.
Проще говоря, гидравлический уменьшитель хода работает, как нечто схожее с автоматической коробкой передач в автомобилях, позволяя не совершать трактористу-оператору лишних телодвижений руками и ногами.
Гидравлическая система состоит из:
- мощного насоса;
- дросселя с предохраняющим его клапаном;
- маслозаборного устройства;
- и арматуры.
Разумеется, всё управление гидравлическим уменьшителем хода осуществляется гораздо проще, нежели тем же механическим устройством.
Рекомендации
Совет всего один и касается он только гидроходоуменьшителя. И коробку переключения, и гидравлический уменьшитель хода необходимо выключать только при выключенном сцеплении и открытом дросселе, повернув рукоятку до упора по часовой стрелке. Если этого не сделать, гидравлику можно запросто сломать, а ремонт обойдётся много дороже, чем исправление в работе механики.
Ходоуменьшителя МТЗ-82: устройство и эксплуатационные особенности
Ключевое предназначение уменьшителя хода заключается в сокращении скорости на задней или передней второй или первой передаче. Используя механический ходоуменьшитель МТЗ можно добиться отличных результатов и снизить диапазон технологической скорости до 0,27-0,6 км/ч. на первой и второй передней передачах и до 0,6-1,3 км/ч при движении реверсом.
Конструкция ходоуменьшителя МТЗ-82
Устройство уменьшения хода с передаточным числом 7,104 монтируется на отдельном корпусе и фиксируется к люку слева от КПП. Внешне агрегат представлен планетарным редуктором с шестеренками
Принцип работы
Принцип действия механического ходоуменьшителя представлен следующими этапами:
1. Перед тем, как попасть на вал пониженным передач КПП и изменить направление вращательных действий крутящий момент от КПП трактора следует через планетарный редуктор, вал шестеренку и промежуточную шестеренку к большому венцу шестеренки, после чего на включающую шестеренку.
2. Для активизации механического уменьшителя хода на пониженной передаче перед включением определенной передачи следует сначала его активировать.
3. Рычаг позволит управлять уменьшителем хода. Через валик он соединяется с вилкой, которая попадает непосредственно в пазы шестеренки активации ходоуменьшителя. Пружинный фиксатор позволяет удерживать вилку и валик в изначальном положении во включенном и выключенном состоянии рассматриваемого устройства.
Усовершенствованные модели — гидро
Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 белорусского производителя и более современные модели могут оснащаться не только механическим, но также гидравлическим ходоуменьшителем. Его отличительная особенность заключается в наличии собственной гидросистемы, которая без дополнительных переключения способна изменить скоростной цикл в пределах включенной передачи. Реализуется это за счет перенаправления потока, который формируется за счет давления масляного насоса. Принцип работы гидравлического агрегата можно сравнить с автомобильной автоматической коробкой передач, благодаря чему оператор-тракторист сможет управлять техникой без лишних движений ногами и руками.
Конструкция гидравлической системы:
• Оснащенный предохраняющим клапаном дроссель.
Стоит упомянуть о более простом управлении гидравлическим уменьшителем хода, по сравнению с механическим аналогом.
Эксплуатационные особенности
Включение гидравлического уменьшителя хода и коробки переключения необходимо осуществлять при условии открытого дросселя и выключенного сцепления. Для этого необходимо согласно часовой стрелке повернуть до упора рукоятку. В противном случае вы повредите гидравлику и будете вынуждены основательно потратиться на ремонт.