Трансмиссия трактора МТЗ: устройство и неисправности
Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки
Устройство, запчасти и комплектующие.
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ
РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________
ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________
КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________
Неисправности трансмиссии тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
Неисправности сцепления МТЗ-80, МТЗ-82
Технически исправное сцепление МТЗ-80, МТЗ-82 во включенном состоянии не должно пробуксовывать и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. При проведении ТО-3 (960-1000 моточасов) проверяют надежность передачи крутящего момента сцеплением. Для этого включают одну из передач, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и начинают движение на ровном участке.
Не выключая сцепления трактора, плавно затормаживают трактор до полной остановки. Если двигатель глохнет, это свидетельствует об исправности сцепления трактора и его возможности передавать достаточно большой крутящий момент. Если двигатель не глохнет, а только снижает частоту вращения вала, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления. Пробуксовывание можно также обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса, шуму при включении передач.
Основные причины пробуксовывания сцепления МТЗ-80, МТЗ-82: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин. Если регулировка сцепления не устраняет пробуксовывание ведомых дисков, то, очевидно их следует промыть. Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают сцепление (нагревают диски). Сразу же после остановки двигателя устанавливают рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха сцепления.
Выключив сцепление, через люк заливают 0,5 л бензина и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя. После этого выкручивают пробку и сливают бензин. При открытом
сливном отверстии и выключенном сцеплении промывают диски, направляя на них струю бензина из шприца, проворачивая коленчатый вал. После этого дают возможность бензину
полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.
Если после промывки дисков отрегулированное сцепление трактора МТЗ-80, МТЗ-82 продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин. В этом случае сцепление следует разобрать и устранить неисправности. Способы устранения наиболее часто встречающихся неисправностей узлов трансмиссии приведены ниже.
Неисправности сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 и способы их устранения
Отсутствие свободного хода педали – Отрегулировать сцепление.
Изношены накладки ведомых дисков – Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков МТЗ-80, МТЗ-82 – Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.
Усадка или поломка нажимных пружин – Заменить неисправные пружины.
Коробление нажимного диска (корзины) МТЗ-80, МТЗ-82 – Проточить или замените нажимной диск.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал – Заменить манжету.
Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева – Заменить манжету.
Неполное выключение сцепления МТЗ-80, МТЗ-82
Увеличен свободный ход педали – Отрегулировать сцепление.
Промежуточный диск не устанавливается в среднее положение при выключенном сцеплении – Отрегулировать механизм отвода промежуточного диска в среднее положение.
Коробление ведомых дисков – Отрихтовать ведомые диски, при необходимости заменить.
Неправильно отрегулирован тормозок – Отрегулировать тормозок МТЗ-80, МТЗ-82.
Недостаточный ход педали до упора в защелку – Отрегулировать тягу, соединяющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали 140-160 мм.
Основные неисправности коробок передач, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Передачи коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 с подвижными шестернями включаются со скрежетом
Нарушена регулировка тяги тормозка – Отрегулировать длину тяги.
Изношена фрикционная накладка тормозка – Заменить накладку.
Износ и забоины на шлицах валов и в зубьях шестерен – Зачистить забоины шлицев вала, заменить изношенные детали.
Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82 с переключением под нагрузкой
Недостаточное количество масла в корпусе трансмиссии – Долить масло до метки “П” на стекле масломерного окна.
Залегание перепускного клапана – Промыть и при необходимости отрегулировать.
Загрязнение сетчатого фильтра гидросистемы коробки передач – Промыть фильтр.
Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82
Залегание перепускного клапана – Вынуть и промыть клапан.
При остановленном тракторе давление понижается до ноля
Привод насоса НМШ-25 осуществляется от ходовой части – Переключить насос на привод от двигателя.
Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира
Применение для смазки подшипников солидола или смесей, его содержащих – Замените изношенные детали. Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки.
Отсутствие смазки, попадание пыли и грязи из-за повреждения и износа сальников – Смазочные каналы крестовины прочистить и промыть. Изношенные и поврежденные детали заменить.
Передний мост МТЗ-80, МТЗ-82 при буксовании задних колес автоматически не включается при переднем ходе трактора
Изношены детали муфты свободного хода – Заменить муфту свободного хода.
Заклинивающие пазы наружной обоймы муфты свободного хода загрязнены продуктами окисления масла и износа деталей – Снять муфту и промыть ее детали.
Деформированы пружины поджимного механизма роликов – Заменить пружины.
Предохранительная муфта МТЗ-80, МТЗ-82 не передает крутящий момент – Отрегулировать муфту.
Изношены фрикционные накладки дисков муфты – Заменить фрикционные накладки дисков.
Неисправности ведущих мостов и конечных передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
Повышенный шум при движении
Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа зубьев конических шестерен – Заменить комплектно при полном износе.
Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа конических подшипников – Восстановить предварительный натяг подшипников ведущей шестерни.
Пятно контакта смещено в сторону широкой части зубьев ведомой шестерни – Отрегулировать зацепление по пятну контакта.
Повышенный шум при торможении
Пятно контакта смещено в сторону узкой части зубьев ведомой шестерни – Отрегулировать зацепление по пятну контакта.
Пульсирующий шум при включении сцепления и переключении передачи
Пятно контакта расположено ближе к вершинам зубьев – Отрегулировать зацепление по пятну контакта.
Непрерывный шум при движении
Сильный износ или повреждение шестерен – Заменить шестерни комплектно.
Ослаблено крепление подшипников – Затянуть гайки крепления подшипников на валах.
Сильный износ подшипников – Заменить подшипники.
Недостаточный уровень масла в картере мостов – Проверить уровень и долить масло.
Подтекание масла через сальники и разъемы крышек – Заменить сальники и подтянуть болты крепления крышек.
Повышенный шум в главной передаче переднего моста МТЗ-80, МТЗ-82
Нарушена регулировка зацепления шестерен и затяжка подшипников главной конической пары – Отрегулировать зацепление шестерен и затяжку подшипников.
Не работает блокировка дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82
Замаслены диски гидроподжимной муфты (ГПМ) – Промыть диски ГПМ в бензине, устраните подтекание масла.
Заедание золотника датчика блокировки – Снять датчик и промыть в чистом дизельном топливе или замените.
Изношены фрикционные накладки дисков ГПМ блокировки дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82 – Заменить фрикционные накладки дисков ГПМ.
Повреждена диафрагма муфты блокировки – Заменить диафрагму.
Низкое давление масла, подводимое к исполнительному механизму вследствие нарушения регулировки редукционного клапана – Заменить пружину, при необходимости обчеканить гнездо клапана.
Низкое давление масла, подводимое к исполнительному механизму вследствие повышенной утечки масла в датчике блокировки – Заменить датчик.
Неисправности трансмиссии МТЗ-80, 82
Неисправности сцепления МТЗ-80, 82
Технически исправное сцепление во включенном состоянии не должно пробуксовывать и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. При проведении ТО-3 (960-1000 моточасов) проверяют надежность передачи крутящего момента сцеплением.
Для этого включают одну из передач, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и начинают движение на ровном участке.
Не выключая сцепления трактора, плавно затормаживают трактор до полной остановки. Если двигатель глохнет, это свидетельствует об исправности сцепления трактора и его возможности передавать достаточно большой крутящий момент.
Если двигатель не глохнет, а только снижает частоту вращения вала, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления. Пробуксовывание можно также обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса, шуму при включении передач.
Основные причины пробуксовывания сцепления МТЗ-82, 80: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин. Если регулировка сцепления не устраняет пробуксовывание ведомых дисков, то, очевидно их следует промыть.
Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают сцепление (нагревают диски). Сразу же после остановки двигателя устанавливают рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха сцепления.
Выключив сцепление, через люк заливают 0,5 л бензина и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя. После этого выкручивают пробку и сливают бензин.
При открытом сливном отверстии и выключенном сцеплении промывают диски, направляя на них струю бензина из шприца, проворачивая коленчатый вал. После этого дают возможность бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.
Если после промывки дисков отрегулированное сцепление продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин.
В этом случае сцепление следует разобрать и устранить неисправности. Способы устранения наиболее часто встречающихся неисправностей узлов трансмиссии приведены ниже.
Возможные неисправности сцепления МТЗ-82, 80 и способы их устранения
Отсутствие свободного хода педали – Отрегулировать сцепление.
Изношены накладки ведомых дисков – Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков сцепления МТЗ-80, 82 – Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.
Усадка или поломка нажимных пружин – Заменить неисправные пружины.
Коробление нажимного диска (корзины) – Проточить или замените нажимной диск.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал – Заменить манжету.
Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева – Заменить манжету.
Неполное выключение сцепления МТЗ-82, 80
Увеличен свободный ход педали – Отрегулировать сцепление.
Промежуточный диск не устанавливается в среднее положение при выключенном сцеплении – Отрегулировать механизм отвода промежуточного диска в среднее положение.
Коробление ведомых дисков – Отрихтовать ведомые диски, при необходимости заменить.
Неправильно отрегулирован тормозок – Отрегулировать тормозок.
Недостаточный ход педали до упора в защелку – Отрегулировать тягу, соединяющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали 140-160 мм.
Основные неисправности КПП, редукторов и приводов ПВМ трактора МТЗ-80, 82
Передачи коробки передач МТЗ-82, 80 с подвижными шестернями включаются со скрежетом
Нарушена регулировка тяги тормозка – Отрегулировать длину тяги.
Изношена фрикционная накладка тормозка – Заменить накладку.
Износ и забоины на шлицах валов и в зубьях шестерен – Зачистить забоины шлицев вала, заменить изношенные детали.
Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-82, 80 с переключением под нагрузкой
Недостаточное количество масла в корпусе трансмиссии – Долить масло до метки “П” на стекле масломерного окна.
Залегание перепускного клапана – Промыть и при необходимости отрегулировать.
Загрязнение сетчатого фильтра гидросистемы коробки передач – Промыть фильтр.
Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80, 82
Залегание перепускного клапана – Вынуть и промыть клапан.
При остановленном тракторе давление понижается до ноля
Привод насоса НМШ-25 осуществляется от ходовой части – Переключить насос на привод от двигателя.
Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира
Применение для смазки подшипников солидола или смесей, его содержащих – Замените изношенные детали.
Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки.
Отсутствие смазки, попадание пыли и грязи из-за повреждения и износа сальников – Смазочные каналы крестовины прочистить и промыть. Изношенные и поврежденные детали заменить.
Передний мост МТЗ-82, 80 при буксовании задних колес автоматически не включается при переднем ходе трактора
Изношены детали муфты свободного хода – Заменить муфту свободного хода.
Заклинивающие пазы наружной обоймы муфты свободного хода загрязнены продуктами окисления масла и износа деталей – Снять муфту и промыть ее детали.
Деформированы пружины поджимного механизма роликов – Заменить пружины.
Предохранительная муфта не передает крутящий момент – Отрегулировать муфту.
Изношены фрикционные накладки дисков муфты – Заменить фрикционные накладки дисков.
Неисправности ведущих мостов и конечных передач тракторов МТЗ-80, 82
Повышенный шум при движении
Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа зубьев конических шестерен – Заменить комплектно при полном износе.
Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа конических подшипников – Восстановить предварительный натяг подшипников ведущей шестерни.
Пятно контакта смещено в сторону широкой части зубьев ведомой шестерни – Отрегулировать зацепление по пятну контакта.
Повышенный шум при торможении
Пятно контакта смещено в сторону узкой части зубьев ведомой шестерни – Отрегулировать зацепление по пятну контакта.
Пульсирующий шум при включении сцепления и переключении передачи
Пятно контакта расположено ближе к вершинам зубьев – Отрегулировать зацепление по пятну контакта.
Непрерывный шум при движении
Сильный износ или повреждение шестерен – Заменить шестерни комплектно.
Ослаблено крепление подшипников – Затянуть гайки крепления подшипников на валах.
Сильный износ подшипников – Заменить подшипники.
Недостаточный уровень масла в картере мостов – Проверить уровень и долить масло.
Подтекание масла через сальники и разъемы крышек – Заменить сальники и подтянуть болты крепления крышек.
Повышенный шум в главной передаче переднего моста МТЗ-80, 82
Нарушена регулировка зацепления шестерен и затяжка подшипников главной конической пары – Отрегулировать зацепление шестерен и затяжку подшипников.
Не работает блокировка дифференциала
Замаслены диски гидроподжимной муфты (ГПМ) – Промыть диски ГПМ в бензине, устраните подтекание масла.
Заедание золотника датчика блокировки – Снять датчик и промыть в чистом дизельном топливе или замените.
Изношены фрикционные накладки дисков ГПМ блокировки дифференциала – Заменить фрикционные накладки дисков ГПМ.
Повреждена диафрагма муфты блокировки – Заменить диафрагму.
Низкое давление масла, подводимое к исполнительному механизму вследствие нарушения регулировки редукционного клапана – Заменить пружину, при необходимости обчеканить гнездо клапана.
Низкое давление масла, подводимое к исполнительному механизму вследствие повышенной утечки масла в датчике блокировки – Заменить датчик.
Трансмиссия
Как и у любой колёсной техники с ДВС (двигателем внутреннего сгорания), у трактора МТЗ — 80 просто в обязательном порядке существует трансмиссия. Не только для белорусских тракторов, но и для них, в частности, трансмиссия — это целый набор различных узлов и механизмов, сочетающих в себе двигатель машины с колёсной базой и с дополнительными узлами, призванными к обеспечению работы всей системы.
В комплектацию трансмиссии трактора Беларусь, а конкретно, МТЗ — 82 или более усовершенствованных моделей, входят следующие узлы и их, мягко говоря, совсем немало:
- КПП — коробка переключения передач;
- система сцепления;
- вал отбора мощности (ВОМ) с двумя скоростями;
- ходоуменьшитель;
- раздаточная коробка;
- карданный привод;
- дифференциал;
- ведущий передний мост;
- тормозная система;
- задний ВОМ (вал отбора мощности);
- шкив привода;
- боковой ВОМ (вал отбора мощности);
- тормозок для КПП;
- муфта сцепления.
1- гайка промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 — корпус коробки передач; 6 — стакан первичного вала; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 9 — ползун; 10 — вторичный вал; 11 — шарик; 12 — крышка коробки передач; 13 — заливная пробка; 14 — Шаровая опора; 15 — рычаг переключения передач; 16 — чехол; 17 — штифт; 18 — рамка; 19 — валик рамки; 20 — шарик выключателя; 21 — выключатель ВК-403;22 — регулировочные прокладки выключателя; 23- регулировочные прокладки; 24 — гайка; 25 — ведущая шестерня; 26 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 — конические подшипники; 28 — упорная шайба; 30 — крыльчатка; 31 — гнездо внутреннего вала; 32 — втулка; 33 — внутренний вал; 34 — подшипники; 35 — втулка; 36 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 38 — промежуточная шестерня; 39 — подшипник; 40 — ведомая шестерня III передачи; 41 — ведомая шестерня IV передачи; 42 — промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось промежуточной шестерни; 44 — ведомая шестерня V передачи; 45 — подшипник; 46 — переднее гнездо внутреннего вала; 47 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 — валик переключения редуктора; 49 — поводок; 50 — промежуточная шестерня; 51 — вилка; 52 — пружинное кольцо; 53 — упорное кольцо; 54 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 — крышка левого люка; 56 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода; 57 — скользящая шестерня 1 передачи и заднего хода; 58 — вал I передачи и заднего хода.
Как видите, тракторная трансмиссия — это огромный комплекс узлов, связанных между собой в единую систему управления, регулируемую по отдельности.
Основные и общие типы неисправностей
Все механические и электрические детали рано или поздно ломаются, изнашиваются от времени и активной эксплуатации, а значит подлежат ремонту и/или замене.
Трансмиссия трактора МТЗ — 80 в этом случае совсем не исключение, а скорее, подтверждение, ибо техника сугубо рабочая, подверженная большим нагрузкам.
- Появление пробуксовок во время движения.
- Отсутствие полного включения или выключения (например, передач КПП).
- Рывки и толчки при начале и в ходе движения (работы трактора, а также его навесного оборудования).
- Гул, шум и скрежет в системе сцепления во время передвижения.
- Полное заедание рычагов и педалей трактора.
- Утечка рабочих жидкостей из узлов и соединений.
При обнаружении чего-либо перечисленного требуется остановка трактора, осмотр неисправных участков и, возможно, ремонт или замена деталей трансмиссии и конкретных узлов.
Многие виды ремонта по силам осуществить самостоятельно, не прибегая к помощи ремонтных мастерских.
Главная функция коробки переключения передач — создание регулируемого крутящего момента и передача его от двигателя через трансмиссию на ведущие колеса трактора. КПП обеспечивает переключение
Трансмиссия трактора МТЗ 82(80) обеспечивает распределение крутящего момента от двигателя машины к ведущим мостам и дополнительному оборудованию машины, а также на места отбора мощности. В состав
Залив масла осуществляется через отверстие, расположенное на корпусе коробки передач слева, в этом же отверстии расположен мерный щуп, для контроля уровня масла. Объем масла в трансмиссии
Как устроена КПП на тракторе МТЗ-80, подробная схема. Что необходимо знать при ремонте коробки передач?
Полную регулировку сцепления производят при проведении ремонта или замены механизма, а также при сборке после ремонта двигателя или механизмов промежутки трансмиссии трактора. Правильная
Советы от механиков о том как правильно поставить диск сцепления на трактор МТЗ-80
Трактор – универсальное транспортное средство, пригодное для эффективного использования в самых разных ситуациях. Высокие показатели проходимости тракторов, особенно в условиях бездорожья и
Как устроен раздаточный узел трактора Беларусь? Для чего нужна раздаточная коробка? Тракторный двигатель – необычайно сложное устройство, состоящее из огромного количества узлов и деталей,
Особенности и принцип действия лепесткового сцепления на МТЗ. Наиболее частые неполадки и варианты их устранения.
Как работает муфта сцепления МТЗ? Что нужно знать для ее правильной регулировке и как это правильно сделать?
Особенности устройства коробки передач трактора МТЗ-80. Схема переключения. Полезные советы.
Что такое уменьшитель хода? Как он работает? И чем они отличаются друг от друга?
Коробка передач трактора МТЗ 80
МТЗ 80 это обозначение универсально-пропашного трактора на колесном ходу, который в Минске на тракторном заводе производится с 1974 года по настоящий период.
Сельхозмашина только c задним приводом, с полным приводом называлась МТЗ 82. Коробка передач МТЗ 80 обеспечивает набор динамических характеристик трансмиссии за счет большого количества передних и задних эксплуатационных скоростей (18/4). Трактор сконструирован по классической схеме, принятой в то время для таких моделей:
- полурамную конструкцию с передним размещением силового агрегата;
- несущие картера деталей трансмиссии;
- увеличенные задние колеса, уменьшенный диаметр передних колес.
Удачная компоновочная схема, технико-экономические параметры обеспечили трактору универсальность и популярность.
Назначение и устройство КПП
Трансмиссия любого трактора является ключевым элементом, обеспечивающим разнообразное применение.
Совместно с двигателем трактора, расположенная в трансмиссии коробка передач на МТЗ 80, обеспечивает оптимальную скорость движения для выполнения той или иной механизированной операции.
Трансфер параметров крутящего момента от коробки на вал отбора мощности, для надежной и безаварийной работы дополнительного оборудования должно соответствовать заданным техническим параметрам оборудования.
Конструкция КПП МТЗ 80 состоит из взаимосвязанных между собой рабочих элементов. Они расположены в одном прочном чугунном корпусе.
С боков корпуса КПП смонтированы специальные люки, которые предназначены для ремонта или обслуживания.
Конструкционные отверстия предназначены для подключения дополнительного вала отбора мощности и присоединения при необходимости ходоуменьшителя.
Основой механизма и схемы переключения передач, служат размещенные параллельно друг другу внутри корпуса коробки передач специальные валы. К ним относятся:
- вал первой передней передачи,
- первичный вал;
- вторичный;
- промежуточный;
- вал заднего хода.
На валах, вращающихся на специально подобранных по номерам подшипниках скольжения, смонтированы шестерни КП.
При зацеплении между собой шестерен и обеспечивается предназначенный режим работы. Как включаются передачи на Беларус 80?
Для выбора в коробке необходимого зацепления, а именно требуемой передачи и как следствие необходимой эксплуатационной скорости движения применяется кулиса (рычаг) КП.
Она расположена в кабине механизатора. На первых экземплярах трактора кулиса была непрочной, поэтому нередки случаи поломки.
Механизаторы при необходимости изготавливали и устанавливали согласно схеме по ремонту самодельную кулису КПП МТЗ 80. В дальнейшем завод устранил этот технологический недостаток.
Возможные неисправности коробки
Корпус и внутренние механизмы коробки МТЗ выполнены из высококачественных материалов, кроме уже отмеченной возможной неисправности, в процессе работы коробки могут возникнуть еще ряд поломок.
Главными причинами таких дефектов считаются некачественное и/или несвоевременное техническое обслуживание, а также скрытый производственный брак, элементов коробки. К распространенным неисправностям относят:
Появление скрипов при переключении скоростей движения. Причины возникновения:
- износ или дефекты (деформация, трещины, сколы) дисков сцепления,
- нарушение регулировок шестеренчатых валов.
В зависимости от характера происхождения, неисправности проверяются, настраиваются, и при необходимости меняются диски сцепления или выполняется регулировка валов, для увеличения площади зацеплений шестерен КПП.
Появление стуков, ударов, посторонних шумов. Причины возникновения:
- износ, поломки зубьев шестерен КПП;
- механические дефекты на шестернях;
- поломки опорных подшипников.
Для ремонта проводится осмотр шестерен, опорных подшипников. Выполняется необходимая регулировка указанных элементов. При механических поломках производится смена указанных деталей.
- Выбивание (выскакивание) кулисы при движении трактора. Основание этой неисправности – это износ (поломка) вилок переключения. Для устранения необходимо выполнить осмотр устройства коробки передач, в случае если износ присутствует у большинства вилок лучше заменить блок в сборе. Если произошла поломка только одного элемента, возможно, выполнить индивидуальную замену.
Особенности КПП перемены передач МТЗ 80
Достоинствами коробки МТЗ 80 считают:
- Надежность.
- Продолжительная эксплуатация.
- Удобство в обслуживании.
- Доступность ремонта.
Трактора МТЗ характеризуются ремонтопригодностью, поэтому ремонт коробки, как и других агрегатов выполняют в условиях сельских мастерских, которые не отличались большим количеством ремонтного оборудования и приспособлений. Быстро выполнить ремонт руками трактора Беларус 80, прежде помогали:
- Достаточное количество запчастей, благодаря длительному сроку выпуска трактора и большой унификации с трактором МТЗ 922, а также с другой сельхозтехникой Минского завода.
- Большое количество каталогов по ремонту, схем оборудования трактора, электросхем, схемы по ремонту КП, каталога подшипников КПП, наглядной инструкции по разборке и сборке КПП. Для длительной, надежной эксплуатации коробки МТЗ 80 необходимо выполнять следующие операции рекомендованные производителем:
- Заливать и использовать в коробке только трансмиссионное масло ТЭП-15В, которое меняют с периодичностью один раз в год. В случае если трактор эксплуатируется на сухих песчаных почвах замену выполнять каждые полгода. В интервале между сменой масла постоянно следить за уровнем, отсутствием вытекания из корпуса КП.
- При работе с дополнительными прицепными и навесными сельхозагрегатами, использовать только механизмы, предназначенные для тягового класса трактора – 1,4.
- При возникновении затруднений в переключении скоростей не применять дополнительные усилия для включения. Проверяют работу сцепления и выполняют регулировочные работы.
- При ремонте коробки использовать запчасти рекомендованные производителем.
Конструкционные решения в коробке передач модификации МТЗ, использованы на тракторах следующего поколения, в том числе на широкоуниверсальной модели МТЗ 2022.