Интересное о гусеничных тракторах
Ходовая часть гусеничных тракторов
Общие сведения о ходовой части гусеничных тракторов
Ходовая часть трактора состоит из остова, движителей и подвесок.
Остов несет на себе все агрегаты трактора. Движитель воспринимает его вес и приводит трактор в движение. Подвеска передает вес трактора на почву или гусеницы. Эластичная подвеска смягчает толчки и удары, возникающие при движении трактора.
Гусеничный движитель включает в себя ведущую звездочку 6, гусеничную цепь 4, опорные катки 7, направляющее колесо 2 с натяжным устройством и поддерживающие ролики 5. Звездочка 6 приводит в действие гусеничную цепь и обеспечивает движение трактора. Гусеничная цепь 4 состоит из звеньев, соединенных шарнирно с помощью пальцев. Цепь огибает звездочку 6, направляющее колесо 2, опорные катки 7 и поддерживающие ролики 5, образуя замкнутый контур, называемый гусеничным обводом. Вес (сила тяжести) трактора через опорные катки 7 распределяется на опорную часть гусеницы. При этом среднее условное давление на грунт небольшое, сцепление с ним хорошее.
Гусеничная цепь снабжена почвозацепами и служит дорожкой для качения по ней остова трактора. Ролики 5 поддерживают гусеничную цепь и удерживают ее от бокового раскачивания во время движения трактора. Направляющее колесо 2 и натяжное устройство предназначены для обеспечения правильного направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации гусеничного движителя.
Преимущества гусеничного движителя — высокие сцепные качества и проходимость, низкое среднее давление на грунт. Однако гусеничные тракторы уступают колесным по массе, скорости движения, универсальности использования в сельском хозяйстве.
На гусеничных тракторах широко применяют эластичную и полужесткую подвески.
Эластичная подвеска (рисунок а) состоит из объединенных системой рычагов и упругих элементов опорных катков, которые шарнирно соединены с рамой трактора. Катки объединены между собой попарно в каретку балансирной подвески. В тракторах сельскохозяйственного назначения с каждой стороны предусмотрено по две каретки балансирной подвески. Эластичная подвеска (например, в тракторах ДТ-75, Т-150) позволяет каждому опорному катку копировать рельеф грунта, что улучшает плавность хода при движении на повышенных скоростях.
Рисунок. Схемы подвесок гусеничных тракторов: а — эластичная подвеска: 1 — коленчатая ось; 2 — направляющее колесо; 3 — натяжной винт с гайкой; 4 — гусеничная цепь; 5 — поддерживающий ролик; 6 — ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 — ось опорного катка; 9 — шарнир балансирной каретки; 10 — шарнир балансиров; 11 — внутренний балансир; 12 — пружиня балансиров подвески; 13 — внешний балансир; б — полужесткая подвеска: 1 — задний шарнир подвески; 2 — ведущая звёздочка; 3 — гусеничная цепь; 4 — поддерживающий ролик; 5 — опорный каток; 6 — рама гусеничной тележки; 7 — направляющее колесо; 8 — пружина натяжного устройства; 9 — рессорное устройство
Полужесткая подвеска представляет собой гусеничную тележку, выполненную из балок различного сечения, на которых устанавливают все элементы движителя. Рама 6 (рисунок б) такой тележки соединяется с остовом трактора сзади шарниром 7; впереди на нее опирается остов через плоскую рессору (в тракторах Т-130, Т-4А).
Плавность хода тракторов с полужесткой подвеской хуже, чем тракторов с эластичной подвеской.
Наши трактора. Семь самых узнаваемых “работяг” (7 фото)
К-700/701 «Кировец»
Первый трактор покинул сборочный цех и вышел на поля страны 13 июля 1962 года. Массовое производство было развёрнуто в 1969 году. Состоит из передней и задней полурам, связанных вертикальным (для обеспечения поворота трактора) и горизонтальным (для обеспечения контакта с почвой всех четырёх колёс) шарнирами. При мощности двигателя в 220 л. с., дающей возможность использовать широкозахватные орудия, К-700 в 2,5-3 раза увеличивал производительность сельскохозяйственных работ по сравнению с другими тракторами. К-700 разрабатывался как продукция двойного назначения: в военное время его предполагалось использовать как артиллерийский тягач. Многолетний опыт эксплуатации машины в различных условиях и климатических зонах показал высокую надёжность работы, простоту и удобство обслуживания, ремонтопригодность и длительный срок службы.
1 февраля 2002 года Петербургский тракторный завод прекратил выпуск тракторов «Кировец» К-700А и К-701 с примечанием – морально устарел.
ХТЗ Т-150К
Т-150К — советский сельскохозяйственный колёсный трактор общего назначения, выпускаемый Харьковским Тракторным Заводом (ХТЗ). Т-150К является модернизацией трактора Т-125, конструкция которого полностью оригинальна и не имеет предшественников. В 1979 г. трактор Т-150К успешно прошёл испытания на международном испытательном полигоне университета штата Небраска, США. Трактор выпускается более сорока лет, прошел несколько модернизаций и сходит с конвеера по сей день.
Состоит из передней и задней полурам, связанных вертикальным (для обеспечения поворота трактора) и горизонтальным (для обеспечения контакта с почвой всех четырёх колёс) шарнирами.
Т-150 без буквы “К” был на гусеничном ходу без “переламывающейся” рамы.
ДТ-75 гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Самый массовый гусеничный трактор в СССР. В 2013 году Волгоградский тракторный завод отметил полувековой юбилей со дня начала производства ДТ-75. Трактор приобрёл хорошую репутацию благодаря удачному сочетанию высоких эксплуатационных свойств (простоте, экономичности, ремонтопригодности) и невысокой стоимости. Первоначально трактор был оборудован кабиной закрытого автомобильного типа: цельнометаллической двухместной герметизированной, унифицированной с кабиной автомобиля ГАЗ-51. Сиденье регулируемое по массе и росту водителя. Трактор ДТ-75М имел кабину с более глубокой по высоте выштамповкой потолка кабины и рычаги управления, загнутые к трактористу. Количество сошедших с конвеера машин – более 2,7 млн. В обиходе трактор ДТ-75 с топливным баком, расположенным сбоку от кабины, часто называют «почтальоном».
МТЗ-80/82 «Беларус»
МТЗ-80/82 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом (МТЗ) с 1974 года по настоящее время. Сфера применения тракторов МТЗ-80 (82) достаточно обширна. Они могут использоваться на различных работах и агрегатируются с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами. Большое количество машин и механизмов предназначенных для работы с трактором имеются у фермерских хозяйств и различных предприятий. Минским тракторным заводом успешно продаются во всём мире, разработанные на базе МТЗ-80 тракторы, приспособленные для работы в различных климатических зонах. Модификация МТЗ-82 имеет полный привод 4х4.
Т-25 “Владимировец”— марка колёсного трактора, выпускающегося в различных модификациях и на различных заводах с 1966 года по настоящее время. Трактор предназначен для междурядной обработки пропашных культур, пахоты лёгких почв в садах и теплицах, для работы с косилкой, а также для мелких транспортных работ. Передние направляющие колёса уменьшенного диаметра. Привод только на задние колёса (4х2).
Т-16М производился с 1967 по 1995 год. Минимальная скорость «шассика» Т-16М на передаче через ходоуменьшитель составляла всего 1,6 км/ч, что делало его практически незаменимым как в сельском хозяйстве, так и в коммунальных или дорожно-строительных работах. Спереди на раме шасси имеются места креплений для установки различного дополнительного оборудования: грузовой платформы-самосвала; погрузчиков разных типов; мотопилы; грейдерной лопаты и дорожной щётки, устанавливаемых под рамой, сенокосилки(на фото) и прочего.
Сталинец 65
Гордость, мощь, царь-трактор – Сталинец 65 (С-65) суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
Послесловие.
В сети наткнулся на размышление нескольких людей:
-Первый: Раньше и в мыслях не было, чтоб латинскими буквами написать Сталинец;
-Второй: Да, теперь это норма – UAZ PATRIOT, KAMAZ, GAZ NEXT.
-Третий: Потому-что русские допустили нерусь собой править
-Четвёртый: СТАЛИНЕЦ на латинице будет Caterpillar!
Вот так!
Друзья, давайте жить дружно, бережно хранить историю, плохое на свалку, а хорошее – на самое видное место!
НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О СПЕЦТЕХНИКЕ
Задумывались ли Вы о происхождении спецтехники и ее названиях? Вряд ли, а зря, ведь существует много интересных фактов. Казалось бы, что может быть необычного в создании спецтехники, однако есть множество удивительных примеров. Именно такой рейтинг «необычностей» представлен в этой статье.
Бульдозер — это прозвище
Впервые слово «бульдозер» появилось в конце 19 века для обозначения любой силы, способной сдвинуть большую массу. Первые тяговые машины получили прозвище «бульдозеры», так как были мощными, большими, очень шумными и очень сильно гудели. Первым бульдозером был трактор с установленной большой металлической пластиной.
НИ-1 был самым «грозным» бронетрактором, сконструированным в Одессе, он участвовал в обороне города осенью 1941 года. По сути, это обычный гусеничный трактор, обшитый листами брони с легкой пушкой или пулеметом во вращающейся башне. «НИ» – означает «на испуг». В годы войны заводы Одессы выпустили около 50 таких танков, но сегодня на территории России остался лишь один экземпляр и два экспоната выставлены в Одессе.
Плавающий бульдозер – это уже достояние современности. Первый в мире плавающий бульдозер был представлен турецкой оборонно-промышленной компанией NSSF Savunma Sistemleri, в январе 2013 года. Этот гусеничный механизм предназначен для подготовки речных берегов под переправу и может не только расчищать грунт, но и загружать его в свой противовес и сгружать по окончании работ. Машина оборудована по последнему слову моды дневной и ночной камерой слежения, ЖК-монитором и кондиционером.
Самый огромный трактор
Самый старый из действующих, самый медленный и огромный в мире трактор — это гусеничный транспортер, предназначенный для перевозки космических челноков и орбитальных станций НАСА. Его разработала компания Bucyrus International, а построила – Marion Power Shovel Co. По названию компании гигантскую машину называют «Марион».
Транспортер весит 2400 тонн и представляет собой платформу на четырех тележках — каждая на двух гусеницах, его гидравлика с высокой точностью поддерживает строго вертикальное положение платформы. Каждая гусеница состоит из 57 траков по 900 кг весом. Длина машины — 40 м, ширина — 35м, грузоподъемность — 6000 тонн. Скорость перемещения с грузом – всего 1,6 км/ч.
Самый большой в мире серийный бульдозер
Этот титул несколько лет подряд удерживает японская машиностроительная компания Komatsu, и ее модель D575A. Этот бульдозер весит 142,5 тонны и достигает в ширину более семи метров, а в длину — более 12. Мощность бульдозера — 1150 лошадиных сил. Komatsu D575A называют супердозером и эксплуатируют в США и Австралии на угледобыче.
Можете представить агрегат массой 300 кг, который умещается в багажнике пикапа? Такими самыми крошечными в мире бульдозерами занимается американская компания Magnatrac. Мини-тягач Magnatrac RS1000 в длину достигает 1308 мм, в ширину — 1041, в высоту 1015, и обладает мощностью 25 л.с. Его используют для возведения насыпей, перемещения грунта, нарезки и расчистки трасс, засыпки траншей, и там, где нет доступа тяжелой спецтехнике. Magnatrac RS1000 принадлежит к классу садово-огородных бульдозеров.
Самый маленький тракторный механизм размером с булавочную головку построил Эдуард Казарян. Создатель крошечной машины хотел сделать точную стальную копию трактора в миниатюре и самостоятельно изучал чертежи, карбюратор, генератор, коробку скоростей, чтобы создать подвижный механизм. Он разместил трактор на зерне пшеницы и с надписью на флажке «Больше хлеба родной стране». Позже оказалось, зерно проросло и трактор опрокинулся, тогда мастер создал самшитовую модель. Еще один шедевр принадлежит уральскому механику Александру Сысолятину — он создал копию карьерного экскаватора с подвижной стрелой на куске угля размером 8Х8 мм и весом всего 0,0125 грамма.
Самый крупный музей спецтехники
Лучшая экспозиция тракторной и бульдозерной техники находится в Чебоксарах и называется «Музей истории трактора». Это негосударственное учреждение, экспозиция которого разместилась на площади более 1,5 кв.м. В фондах музея собраны документы, макеты тракторов, фотографии и, конечно, сами образцы колесных, гусеничных тракторов со времен первых изобретений и до наших дней.
Невероятные трюки на спецтехнике
Больше всего трюков на спецтехнике представила миру команда испытателей компании ЧЕТРА. Ежегодно компания проводит трактор-шоу, на котором многотонные машины выполняют виртуозные номера — разворачиваются на стенде диаметром менее пять метров, «рисуют» граффити с помощью аэрозольного баллончика и рыхлительного оборудования, делают аккуратные надколы на курином яйце, не разбивая его и не повреждая хрупкую стеклянную подставку. Теперь к трюкам прибавился переворот бульдозера, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Специалисты ЧЕТРА исполнили его 5 ноября 2011 года.
Настоящее шоу исполнила команда ЧЕТРЫ для телевизионного проекта. Это был проезд бульдозера Т-11 весом в 21 тонну по стальным канатам на высоте 5 метров! Испытатели натянули тросы на четырех гусеничных тракторах Т-35. Водитель бульдозера, которому предстояла «прогулка в воздухе» опирался лишь на сигналы руководящего оператора. С этим трюком бульдозеры ЧЕТРА завоевали славу самой управляемой спецтехники.
Есть ли преимущества гусеничных тракторов перед колесными?
Driver said: 22.02.2010 17:46
Есть ли преимущества гусеничных тракторов перед колесными?
Argo said: 27.02.2010 22:26
Driver said: 01.03.2010 10:40
Agrariy said: 01.03.2010 22:49
Matroskin said: 02.03.2010 20:19
Agrariy said: 24.06.2010 12:43
Сложно сравнивать. Каждый производитель старается диффференцировать свою технику, показав ее уникальность хотя бы чем то. Классическая монополистическая конкуренция, когда товар имеет свои собственные особенности. Поэтому нет абсолютно одинаковых тракторов разных производителей, в чем-то всегда есть отличия и каждый считает что в его пользу
Если совсем с потолка, то разницу в цене гусениц и колес для плюс-минус равных по возможстям и классу тракторов я бы оценил в процентов 10.
Магистр said: 24.06.2010 18:06
Вопрос «какой трактор лучше – гусеничный или колесный» наверное был актуален всегда. Осень-зима – это самое лучшее время взвесить все «за» и «против» при выборе перспективы обновления транспортного (скажем – тракторного) парка.
Скажем так, что лучше конечно же сравнивать идентичные трактора. Для примера можно взять степень негативного воздействия на почву двух типов тракторов (колесного и гусеничного), при практически равной мощности двигателей, а также одинаковой массы дополнительных (балластных) грузов.
Только при сравнении многие забывают, что идентичные по мощности тракторы имеют существенную разницу в сухой массе.
Опять таки пример – разница в сухой массе гусеничных тракторов средней мощности (типа John Deere серии 8000Т/8020Т/8030Т или CAT Challenger серии МТ700/MT700B) относительно (равноценных по мощности) полноприводных колесных тракторов классической компоновки (MFWD) различных производителей может составлять порядка 2 т. А это не так уже и мало.
Трактор типа Т-150К тяжелее своего минского конкурента МТЗ-1523 «всего» на 2 т, но демонстрируют эти два близких по мощности трактора совершенно разные эксплуатационные показатели.
Такое «незначительное» (в 2 тонны) преимущество позволяет Т-150К (при наиболее оптимальном использовании мощности двигателя) работать с более широкозахватными почвообрабатывающими машинами, чем обеспечивается большая производительность и меньший расход топлива на единицу выполненной работы. Это же относится и к гусеничным тракторам.
Кроме того, коэффициент буксования гусеничного трактора значительно ниже, а это еще большая производительность и еще большая экономия топлива (но это уже пошла математика и расчеты. вобщем данные получены исследовательским путем )
Кощей said: 24.06.2010 20:44
Я еще добавлю несколько слов о внутреннем давлении в шинах.
Многие считают, что снижение давления в шинах приводит к понижению давления на саму почву. Хотя это совсем не так.
В лаборатории динамического воздействия на почву при Министерстве сельского хозяйства в США, методом исследований смогли выяснить, что динамика поведения шин значительно отличается от широко распространенных представлений.
В действительности нагрузка на оси транспортного средства, которая передается шинам, не изменяется при снижении давления в них. Происходит лишь перераспределение давления от середины к краям протектора. В результате давление на почву передается жесткими боковыми стенками шин.
Несмотря на все свои преимущества, гусеничные тракторы все же имеют ряд недостатков. Основной из них – в процессе движения под нагрузкой давление на задние колеса гусеничных тракторов действительно превышает аналогичный показатель среди своих колесных “братьев”. И даже установка дополнительных фронтальных грузов не решает эту проблему. Кроме этого, на гусеничном тракторе не рекомендуется осуществлять очень резкие развороты. В противном случае длинные гусеницы оставляют после себя целые валы земли.
В связи с чем хотелось бы обратить внимание еще на один момент, а именно: эффект «раскачивания» гусеничного трактора во время движения под нагрузкой на неровных участках поля. Современные гусеничные тракторы на резино-металлических лентах лишены этого недостатка!
Вобщем, я думаю, что гусеничный трактор все же лучше.