Технические характеристики маз-5549
МАЗ-5549: характеристики и особенности
Автомобиль МАЗ-5549 предназначен для перевозки различных сыпучих и строительных грузов. Имеет опрокидывающуюся металлическую платформу с задним бортом. Смело может быть использован для работы с экскаваторами и для перемещения грунта. Производство МАЗ-5549 началось в 1977 году и продолжалось в течение 5 лет. Выпускался он на базе предыдущей модели – МАЗ-5335 – Минским автомобильным заводом. Данный автомобиль не стал самым достойным грузовиком, но, несмотря на это, найти такую модель можно и в настоящее время. И многие водители готовы свернуть горы на этом самосвале со всеми его недостатками и неудобствами. На смену ему в 1985 году пришел новый грузовик – МАЗ-5551. Сегодня купить МАЗ-5549 можно по небольшой цене. Особенно такой автомобиль удобен для фермеров, которые не желают быть зависимыми от наемного транспорта. И водитель, конечно, должен быть награжден ловкостью рук, то есть вовремя обеспечить ремонт. Ломается машина нечасто, но все-таки годы берут свое.
МАЗ-5549: характеристики массово-габаритные
Длина минского грузовика – 7250 мм, ширина составляет 2500 мм, а высота – 2720 мм. Масса данного самосвала 14950 кг. Грузоподъемность – 8000 кг. Колея переднего хода равна 1970 мм, заднего – 1865 мм. Колесная база – 3950 мм. Клиренс – 270 мм. Кабина самосвала МАЗ-5549 металлическая, двухместная и откидывается вперед. Имеет округлую форму, это главная черта грузовика. Панорамное стекло у старых моделей отсутствует, есть только ветровое. Это тоже можно считать “фишкой” белорусского грузовика. Подъем кузова МАЗа работает с помощью автоматического привода. Объем металлической платформы занимает 5,7 кубического метра. Руль у самосвала находится практически в вертикальном положении и имеет тонкий обод, но при этом он оснащен ГУРом.
Максимальная скорость, до которой МАЗ-5549 (самосвал) может разогнаться, равна 85 км/ч. Для подобной модели это достаточно высокий показатель.
По данным паспорта этот грузовик в смешанном цикле расходует 22 литра топлива на 100 км, не оборудован турбонаддувом. Объем бака рассчитан на 200 литров дизеля. Заправляется МАЗ-5549 зимой маслом индустриальным 12, летом – 20. В качестве двигателя выступает – ЯМЗ-236. Данный самосвал оборудован пятиступенчатой коробкой передач и главной парой с передаточным числом 7,24. Имеет заднеприводную ходовую систему. Переключается с помощью напольного рычага. Развивает максимальную мощность в 180 л.с. при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент равен 667 Нм при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Тормозная система оснащена передними и задними барабанными механизмами, а также пневматическим приводом. Грузовик сумел отличиться своей работоспособностью. Конечно, самосвал этот из прошлого века и с массой недостатков, но его еще рано отправлять на свалку, так как водителю он еще пригодится. Что касается следующей модели – МАЗ-5551, то она производится по сей день. Для данной разработки выпускается несколько вариантов шасси: для различного специализированного оборудования и самосвала. Кабина тягача от предшественников отличается кардинально. Изменена решётка радиатора и форма фар. Лобовое стекло стало панорамным, а не раздвоенным. Новый спойлер появился на крыше. В автомобиль установили новые рычаги управления и руль.
Технические характеристики самосвала МАЗ-5549 и аналогов минского производства
МАЗ-5549 является грузовым автомобилем-самосвалом, выпускавшимся Минским автозаводом в 1977-1990 гг. Машина не отличается совершенством, но популярна из-за надежности и неприхотливости.
Технические характеристики
Машина разработана на основе платформы МАЗ-5335, является модификацией модели 503А. Свой индекс получила с учетом действовавшей отраслевой нормали. Изменения произошли:
- в кабине закрытого типа, которая получила округлые формы, является штампосварной, снабжена спальным местом, системой вентиляции, отопления;
- в расположении фар головного света, которые были перенесены на бампер, что соответствует международным стандартам для грузовиков;
- в декоративной решетке радиатора, ставшей агрессивнее;
- в поворотниках, установленных в местах, предназначавшихся ранее для головных фар;
- в лобовом стекле, ставшем двойным;
- в рессорах, которые для снижения вибраций из-за бескапотной конструкции стали мягче.
Область использования автомобиля — перевозка преимущественно сыпучих материалов. Оптимальной считается работа с экскаватором, оборудованным ковшом емкостью 0,5-1 м³, с плечом перевозки — более 1 км.
- бескапотная компоновка силовой установки, которая упростила сборку машин (снизила количество сложных штампов), уменьшила их габариты, массу, улучшила управляемость, доступ к двигателю, некоторым узлам, что упростило обслуживание, проведение ремонтов;
- привод на задние колеса;
- расположенный почти вертикально руль с 3 спицами и тонким ободом;
- запасное колесо, прикрепляемое в середине и снизу рамы;
- кузов с задней разгрузкой — борт открывается/закрывается автоматически.
Описание указывает на неудобства машины, которые из-за ее неприхотливости, ремонтопригодности, доступной стоимости, надежности не отпугивают потребителей:
- часть узлов имеет неудачное расположение, что усложняет их обслуживание;
- медленный разгон;
- кабина с минимальным комфортом для водителя, пассажиров;
- требующее больших усилий переключение передач.
Технические характеристики
Автомобиль с габаритами — 5,785х2,50х2,62 м, колесной базой — 3,4 м. Компактность обеспечивает машине хорошую маневренность — она способна выполнять поворот с радиусом 7,5 м, двигаться по неподготовленным дорогам.
Другие параметры МАЗа:
- снаряженный вес — 7,225 т;
- грузоподъемность — 8 т;
- колея колес — 1,865 м у задних и 1,97 у передних;
- клиренс — 27 см;
- углы свеса: задний — 48°, передний — 24°;
- кузов вместимостью — 5,7 м³, с углом подъема — 55°;
- скорость передвижения — до 75 км/ч;
- пневматический привод тормозов;
- объем топливного бака — 200 л.
Модель комплектуется дизельным ярославским силовым агрегатом (ЯМЗ 226), имеющим такие характеристики:
- 6 цилиндров, расположенных V-образно;
- мощность — 180 л. с.;
- диаметр цилиндров — 13 см;
- рабочий объем -11,2 л;
- степень сжатия — 16,5.
Двигатель не отличается экономичностью. Производителем заявлен расход дизеля — 22 л/100 км. Учитывая объем мотора автомобиля, массовые характеристики, показатель занижен — он близок к 30 л.
Цена и аналоги
Купить машину сегодня из-за снятия ее с производства сложно. Рабочий грузовик выпуска 1988-1990 гг., находящийся на консервации, стоит 120-160 тыс. рублей.
По тем же причинам ограничен рынок услуг проката грузовика. У единичных предложений цена аренды — от 500 руб./сутки.
Аналог машины — модель МАЗа с индексом 5551.
Самосвал МАЗ-5549
МАЗ-5549 – один из популярных советских компактных самосвалов, предназначенных для транспортировки песка, щебня и других сыпучих и кусковых строительных материалов. Выпускался на Минском автомобильном заводе в период с 1977-го по 1990-й годы. МАЗ-5549 – двухосный самосвал, с колёсной формулой 4х2. Кузов – с задней разгрузкой и задним бортом, открывающимся и закрывающимся автоматически. Не отличаясь чем-либо выдающимся или новым, грузовики данной модели показали себя не только выносливыми и работоспособными, но и долговечными при работе в тяжёлых условиях.
Сфера применения
Основной сферой применения самосвала была работа на стройках и небольших карьерах. Характеристики МАЗ-5549 позволяли использовать шасси в качестве базы для установки различных надстроек – бетономешалок и прочей строительной техники.
Отличительной чертой машин семейств МАЗ-500 и 5335 является “неубиваемость” конструкции и нетребовательность к качеству обслуживания. Стоимость самой машины низка при высокой распространенности новых и бывших в употреблении запчастей. По этим причинам машины используются на стройках до сих пор, несмотря на полное отсутствие комфорта для водителя.
Технические характеристики
Автомобиль с габаритами — 5,785х2,50х2,62 м, колесной базой — 3,4 м. Компактность обеспечивает машине хорошую маневренность — она способна выполнять поворот с радиусом 7,5 м, двигаться по неподготовленным дорогам.
Другие параметры МАЗа:
- снаряженный вес — 7,225 т;
- грузоподъемность — 8 т;
- колея колес — 1,865 м у задних и 1,97 у передних;
- клиренс — 27 см;
- углы свеса: задний — 48°, передний — 24°;
- кузов вместимостью — 5,7 м³, с углом подъема — 55°;
- скорость передвижения — до 75 км/ч;
- пневматический привод тормозов;
- объем топливного бака — 200 л.
Модель комплектуется дизельным ярославским силовым агрегатом (ЯМЗ 226), имеющим такие характеристики:
- 6 цилиндров, расположенных V-образно;
- мощность — 180 л. с.;
- диаметр цилиндров — 13 см;
- рабочий объем -11,2 л;
- степень сжатия — 16,5.
Двигатель не отличается экономичностью. Производителем заявлен расход дизеля — 22 л/100 км. Учитывая объем мотора автомобиля, массовые характеристики, показатель занижен — он близок к 30 л.
Двигатель
На автомобиле используется шестицилиндровый четырёхтактный 12-клапанный дизельный двигатель ЯМЗ-236 с V-образным, под углом 90 градусов, расположением цилиндров. Рабочий объём – 11,15 литров; мощность 180 лошадиных сил (132 кВт), при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. Крутящий момент – 667 Н.м (68 кгс.м), при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Минимальное число оборотов холостого хода – 450-550 об/мин. На «МАЗ-5549» устанавливали не турбированный, а обычный атмосферный вариант мотора «ЯМЗ-236» / «ЯМЗ-236М» / «ЯМЗ-236М2» (Евро-0).
Регулятор числа оборотов – центробежный, всережимный. Давление в системе смазки при номинальных оборотах составляет 4-7 кгс/см3. Масляных фильтров два. система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; охлаждение масла – с помощью масляного радиатора воздушного типа. Воздушный фильтр – инерционно-маляный, с контактным элементом. На двигателе ЯМЗ-236 установлен жидкостный пусковой подогреватель ПЖД-44.
Расход топлива
На 100 км пути МАЗу-5549 потребуется около 22 л топлива. Показатель является не самым большим, однако экономичным грузовик назвать точно нельзя. С учетом массы автомобиля и объема его силовой установки в заявленные нормы расхода он вряд ли укладывается.
Собственнику грузовика следует быть готовым к тому, что заправлять его придется куда чаще, а средний расход составит около 30 л/100 км.
Топливный бак автомобиля вмещает 200 литров, что позволяет обеспечить длительный запас хода.
Трансмиссия
На данный двигатель устанавливалось сцепление модели ЯМЗ-236К – сухое, фрикционное, двухдисковое. Механическая коробка переключения передач – ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, трёхходовая, с синхронизаторами на II-III и IV-V передачах. передаточные числа следующие: 1 – 5,26; 2 – 2,90; 3 – 1,52; 4 – 1,00; 5 – 0,66; задняя – 5,48.
Карданный вал – открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками. Главная передача представляет собой пару конических шестерён со спиральным зубом. Колёсная передача – цилиндрические прямозубые шестерни (центральная , три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления). Общее передаточное число заднего моста составляет 8,28.
Ходовая и рулевое управление
Надёжные мосты и узлы подвески закреплены на обладающей солидным запасом прочности раме. Они редко у кого вызывают нарекания.
Неплохо зарекомендовала себя и пневматическая тормозная система, единственным недостатком которой можно считать довольно большое время набора рабочего давления.
Относительно короткая колёсная база, удачно подобранные передаточные числа рулевого привода и значительный угол поворота передних колёс делают машину маневренной даже в ограниченном пространстве.
Устройство
Фирменной чертой модели МАЗ-5549 являются округлые формы кабины. Данный вид многим современным автомобилистам знаком с детства. Главной особенностью грузовика являются фары, монтированные в передний бампер, а также поворотники, установленные на месте, где традиционно располагаются фары. Панорамных стекол, как у последних продуктов Минского автозавода, здесь нет. К «фишкам» модели следует отнести двойное ветровое стекло.
Руль автомобиля расположен практически вертикально. Его обод 3-спицевый и весьма тонкий. Сам руль дополнен ГУР-ом.
Бескапотная компоновка, выбранная Минским автозаводом, имела ряд преимуществ. Она позволила сократить габариты, весовые характеристики и улучшить доступ к отдельным узлам машины и силовой установке. Управлять грузовиком стало намного легче. Решение белорусских конструкторов существенно упростило процесс сборки, отбросив необходимость в трудных штампах.
При этом увеличилась и вибронагрузка. Сократить ее разработчики попытались за счет более мягких рессор и улучшенных сидений и амортизаторов.
Изначально использование бескапотной схемы не казалось хорошим вариантом. Для большинства оптимальным решением представлялось применение полукапотной компоновки. Однако сторонники бескапотной версии взяли верх, обещав обеспечить надежную защиту и нормальное функционирование в тяжелых условиях.
Минские разработчики разобрались и с проблемой больших нагрузок на передний мост. Данный элемент был полностью переделан.
В итоге появился принципиально новый для всего советского рынка грузовой автомобиль. Ожидания оправдались, а продукт стал весьма востребованным.
При этом МАЗ-5549 никогда не был удобным автомобилем. Однако минимум комфорта в салоне, медленный разгон и тяжелое переключение рычага коробки передач отечественных потребителей не смущали, поскольку данные недостатки компенсировались низкой стоимостью и надежностью минского продукта.
Кабина и кузов
В стандартной комплектации на самосвал устанавливался кузов с разгрузкой назад, открывание борта и подъём которого производились в автоматическом режиме. Но существовали и модификации с разгрузкой на три стороны. Прочный цельнометаллический кузов обогревается выхлопными газами.
Такое решение позволяет эксплуатировать МАЗ-5551 в самых суровых климатических условиях.
Откидывающаяся вперёд кабина не блещет особыми изысками дизайна, но обладает достаточным уровнем комфорта и для водителя, и для пассажиров. Некоторые нарекания вызывает конструкция подрессоренного сидения водителя, а пассажирское место и вовсе намертво прикручено к полу кабины.
Впрочем, тряска простительна, поскольку самосвал не предназначен для дальних поездок.
Для обеспечения комфортных условий работы водителя, машина оснащена цельнометаллической кабиной с двумя дверями. Для доступа к узлам двигателя она откидывается вперед под углом 45 градусов.
Сидение водителя регулируется по высоте, углу наклона спинки и расстоянию до руля. Сидение пассажиров двухместное, нерегулируемое. Кабина оснащена системой вентиляции и отопления с принудительной подачей воздуха вентилятором. Для дополнительной вентиляции стекла дверей могут опускаться, а в крыше кабины имеются вентиляционные лючки.
На самосвале МАЗ-5549 применяется рулевое управление с усилителем гидравлического типа. Из-за откидной кабины машина оснащена рулевой колонкой раздвижной схемы. Рулевое колесо с пластиковым ободом, двухспицевое или трёхспицевое. Кабина имеет два электрических стеклоочистителя. Фото МАЗ-5549 вы можете видеть в статье.
Для контроля над параметрами автомобиля у водителя имеются следующие приборы – манометры давления в системе привода тормозов и непосредственно в камерах, манометр давления масла в двигателе, амперметр, указатели температуры и остатка топлива, спидометр.
Грузовая платформа
Грузовая платформа на МАЗ-5549 – металлическая, сварная, с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом. Самосвальная платформа оснащена механизмом подъёма кузова. Он гидравлический, одноцилиндровый, телескопического типа, с непосредственным воздействием цилиндра на платформу.
Управление самосвальным механизмом производится из кабины водителя, оно электропневматическое. Пневмопривод воздействует на коробку отбора мощности и клапан управления. Разгрузка производится только назад, с максимальным углом поднятия кузова в 55 градусов. В гидросистеме подъёмного механизма также предусмотрен специальный клапан, который обеспечивает встряхивание кузова в самом конце его подъёма вверх.
Клапан подъема
Одной из важнейших деталей Маз является клапан подъема или управления, как ее еще принято называть. Служит она для спускания площадки в конце подъема. В данном механизме предусмотрено спецустройство, которое хорошо предохраняет все механические элементы от перегрузки.
Схема клапана устроена не так уж сложно. Обязательным элементом является чугунный корпус, в котором расположены главные составляющие клапана и предохранитель.
Также здесь размещено резиновое седло и несколько обязательных манжет, выполняющих роль уплотнителей. Между ними предусмотрено технологическое отверстие.
Этот клапан нуждается в обязательном уходе, что подразумевает проверку герметичности манжет и резинового седла. Помимо этого владельцу автомобиля Маз придется проверять состояние тросика и точность настройки его хода.
Не менее важным является проверка надежной фиксации клапана к раме. Как известно, это крепление осуществляется с помощью 2-х болтов, которые рекомендуется регулярно проверять и подтягивать (в процессе активной эксплуатации самосвала – каждый день).
Признак распространенной неисправности клапана подъема – характерное шипение. Это происходит, когда повреждается диафрагма пневмокамеры, через который проходит сжатый воздух.
Выход воздуха в такой же мере может свидетельствовать об износе манжет, поставленных с внешней стороны.
И наконец, обязательно нужно диагностировать состояние тросика клапана, его настройки. Он не должен иметь каких-либо перегибов, и не заедать при работе клапана.
Про ремонт кузова автомобилей Маз можно узнать из рекомендаций в других статьях нашего сайта. Полезная информация находится в фото и таблицах.
МАЗ-5549
МАЗ-5549 – популярный советский грузовой автомобиль. Его выпуск был налажен на Минском автомобильном заводе и продолжался с 1977-го по 1990-ый год.
В основу модели легла платформа МАЗа-5335, сильно устаревшего к тому времени. Фактически грузовик стал продолжением модификации МАЗ-503А. Улучшенная версия получила иное обозначение, определенное в соответствии с отраслевой нормалью, действующей в тот момент. Постепенно МАЗ-5549 претерпел некоторые изменения. Так, на новых моделях фары головного света были вынесены на передний бампер в связи с изменениями международных стандартов по установке светотехники на грузовиках. Также появилась переделанная декоративная радиаторная решетка.
В 1985-ом году Минский автомобильный завод стал выпускать МАЗ-5551, который позиционировался в качестве приемника данной модели. Однако производство МАЗа-5549 не закончилось до 1990-го года. Бренд не решался завершать выпуск автомобиля, поскольку спрос на него был достаточно велик.
Видео
На базе МАЗа-5549 было создано несколько знаменательных модификаций. Машина не стала наиболее массовым грузовиком на советском рынке, но надежность и неприхотливость сделали ее весьма популярной. Много данных машин активно используются и сейчас. Основная сфера применения автомобиля – перевозка различных грузов на дальние и средние дистанции.
МАЗ-5549 был очень далек от совершенства. Конструкция самой машины и кабины предоставляла водителю и пассажиру минимум комфорта. Некоторые узлы оказались расположены довольно неудачно и не позволяли быстро подобраться к ним. Тем не менее, надежность, малая стоимость и ремонтопригодность данного грузовика сделали свое дело. Отечественные потребители выбирали его даже при наличии более совершенных и удобных вариантов.
Для данной модели справедливо выражение «автомобиль прошлого века». Однако на свалку грузовику точно рано, поскольку он способен еще на многое, что и обуславливает высокий спрос на него.
Технические характеристики
При длине в 5785 мм автомобиль МАЗ-5549 имеет колесную базу в 3400 мм. Высота грузовика составляет 2620 мм, ширина – 2500 мм. Модель является довольно компактной, что обеспечивает ей отличную маневренность и проходимость (минимальный радиус поворота – 7500 мм). Снаряженная масса техники равняется 7225 кг, полная – 15375 кг. МАЗ-5549 не отличается большой грузоподъемностью. Данный показатель составляет 8000 кг.
Другие характеристики грузовика:
- колея задних колес – 1865 мм;
- колея передних колес – 1970 мм;
- дорожный просвет – 270 мм;
- задний угол свеса – 48 градусов;
- передний угол свеса – 24 градуса;
- объем кузова – 5,7 кубометра;
- угол подъема кузова – 55 градусов.
Несмотря на довольно скромные габариты, модель нельзя назвать быстрой. Максимальная скорость движения грузовика составляет 75 км/час.
Расход топлива МАЗа-5549
На 100 км пути МАЗу-5549 потребуется около 22 л топлива. Показатель является не самым большим, однако экономичным грузовик назвать точно нельзя. С учетом массы автомобиля и объема его силовой установки в заявленные нормы расхода он вряд ли укладывается.
Собственнику грузовика следует быть готовым к тому, что заправлять его придется куда чаще, а средний расход составит около 30 л/100 км.
Топливный бак автомобиля вмещает 200 литров, что позволяет обеспечить длительный запас хода.
Двигатель
МАЗ-5549 для своего времени имел отличные характеристики. Модель комплектовалась дизельным двигателем V6 Ярославского моторного завода. Данный мотор сложно назвать экономичным.
Параметры двигателя:
- рабочий объем – 11,2 л;
- номинальная мощность – 180 л.с.;
- степень сжатия – 16,5;
- диаметр цилиндра – 130 мм.
Устройство
Фирменной чертой модели МАЗ-5549 являются округлые формы кабины. Данный вид многим современным автомобилистам знаком с детства. Главной особенностью грузовика являются фары, монтированные в передний бампер, а также поворотники, установленные на месте, где традиционно располагаются фары. Панорамных стекол, как у последних продуктов Минского автозавода, здесь нет. К «фишкам» модели следует отнести двойное ветровое стекло.
Руль автомобиля расположен практически вертикально. Его обод 3-спицевый и весьма тонкий. Сам руль дополнен ГУР-ом.
Бескапотная компоновка, выбранная Минским автозаводом, имела ряд преимуществ. Она позволила сократить габариты, весовые характеристики и улучшить доступ к отдельным узлам машины и силовой установке. Управлять грузовиком стало намного легче. Решение белорусских конструкторов существенно упростило процесс сборки, отбросив необходимость в трудных штампах.
При этом увеличилась и вибронагрузка. Сократить ее разработчики попытались за счет более мягких рессор и улучшенных сидений и амортизаторов.
Изначально использование бескапотной схемы не казалось хорошим вариантом. Для большинства оптимальным решением представлялось применение полукапотной компоновки. Однако сторонники бескапотной версии взяли верх, обещав обеспечить надежную защиту и нормальное функционирование в тяжелых условиях.
Минские разработчики разобрались и с проблемой больших нагрузок на передний мост. Данный элемент был полностью переделан.
В итоге появился принципиально новый для всего советского рынка грузовой автомобиль. Ожидания оправдались, а продукт стал весьма востребованным.
При этом МАЗ-5549 никогда не был удобным автомобилем. Однако минимум комфорта в салоне, медленный разгон и тяжелое переключение рычага коробки передач отечественных потребителей не смущали, поскольку данные недостатки компенсировались низкой стоимостью и надежностью минского продукта.
Цена нового и б/у МАЗа-5549
Новый МАЗ-5549 в настоящее время купить не удастся, поскольку его производство завершилось довольно давно, остается только “консервация”. «Живой» грузовик (1988-1990-го года) можно приобрести за 120-160 тысяч рублей. Причем автомобиль будет вполне работоспособен. Именно небольшая стоимость и делает его востребованным у фермеров, желающих избавиться от наемного транспорта.
Покупку данной машины следует рекомендовать лишь опытным водителям, которые смогут самостоятельно выполнять его ремонт. МАЗ-5549 ломается нечасто, но с учетом возраста проблемы с его функциональностью будут возникать.
Арендовать автомобиль вряд ли удастся.
Аналоги
Аналогом МАЗа-5549 является модель МАЗ-5551.