Технические характеристики краз 257
Бортовой грузовик КрАЗ-257
КрАЗ-257 стал родоначальником нового поколения грузовиков молодого на то время автозавода в городе Кременчуге. Завод, основанный в 1945 году как мостовой, был вскоре преобразован в комбайновый. В 50-х годах началась реконструкция Ярославского автозавода, по новым планам он перепрофилировался на выпуск новых дизельных двигателей для грузовиков. Производство машин к 1958 году передали на завод в Кременчуге.
Конструкторы завода осознавали бесперспективность модернизации устаревший конструкции бортового грузовика КрАЗ-219 (не сильно отличавшийся от ЯАЗ-210). И уже в самом начале 60-х годов началась разработка семейства тяжелых грузовиков самостоятельной конструкции. Машины разрабатывались с двумя вариантами привода – полным (6х6) или приводом только на колеса задней тележки (6х4). К последним относились седельный тягач КрАЗ-258, автомобиль общего назначения КрАЗ-257 и самосвал КрАЗ-256Б. Производство было поставлено на поток.
В 1964 году были собраны первые КрАЗ-257. Автомобиль предназначался для перевозки грузов по дорогам с твердым покрытием 1 и 2 категорий. Шасси КрАЗ-257 использовалось для различных вариантов спецтехники.
Предыдущее поколение машин оснащалось 2-тактными дизелями ЯМЗ, не имевшими резервов для увеличения эксплуатационных характеристик. Поэтому конструкторы в качестве силового агрегата выбрали новый на тот момент 14,86-литровый двигатель ЯМЗ-238.
Двигатель имел 8 цилиндров и развивал мощность до 240 л. с. Ряды цилиндров располагались под прямым углом. Жесткий блок изготовлялся литьём из серого чугуна. Двигатель снабжался 5-скоростной коробкой передач ЯМЗ-238. Все передачи переднего хода, кроме первой, оснащались синхронизаторами. Привод переключения скоростей – механический.
Мощная рама грузовика имела лонжероны из швеллера и штампованные поперечины. Передняя балка с двутавровым сечением оснащалась полуэллиптическими рессорами и амортизаторами. Концы рессор устанавливались через резиновые подушки. Рулевая трапеция скомпонована позади балки. Задняя подвеска балансирная, на полуэллиптических рессорах. Концы рессор свободно опираются на чулки балок задних мостов. В целом подвеска нового грузовика стала более надежной.
Рулевое управление изначально не имело гидроусилителя. Он появился только с 1968 года. Тормоза барабанного типа с пневматическим приводом. Электрооборудование напряжением 24 В.
Трехместная закрытая кабина имела деревянный каркас и обшивку из стального листа. Сидение водителя регулируемое, с пружинным амортизатором. Передние стекла кабины – открывающиеся, боковые стекла в дверях – опускные. Стандартное оснащение кабины включало отопитель, люк в крыше, вентилятор обдува лобовых стекол, стеклоочиститель, противосолнечный козырек для водителя и вещевой ящик. Кузов с деревянными бортами и основанием размером 5,77 на 2,45 метра. Боковые борта состояли из двух независимых секций каждый. Все они, кроме переднего, были откидывающиеся. Колеса оснащались шинами размерностью 12,00-20. Автомобиль комплектовался буксирным прибором на задней поперечине рамы.
Благодаря новым конструкторским решениям ресурс нового поколения грузовых автомобилей вырос по сравнению с предшественниками почти на 50 процентов. Установленный заводом, он до первого капитального ремонта составлял для КрАЗ-257 не менее 190 тысяч километров, а ресурс между капитальными ремонтами – не менее 152 тысяч. Выпуск этой модели продолжался до 1977 года, когда ее сменила на конвейере модернизированная 257Б1.
На базе КрАЗ-257 выпускался северный вариант бортового грузовика – 257С, предназначенный для работы в условиях низких температур (допуск до минус 60 градусов). По основным узлам и деталям машины идентичны.
Северное исполнение предусматривало утепленную пенопластом кабину, двойное остекление, отопитель с большей эффективностью. В топливной системе в дополнение к двум основным бакам по 165 литров установлен подогреватель топлива и дополнительный бак на 50 литров солярки. Для удаления воды из системы привода тормозов применялся спиртовой осушитель. Аккумуляторный ящик – с теплоизоляцией и системой обогрева выхлопными газами. Изоляция проводов и резинотехнические изделия изготовлены в морозостойком исполнении.
Технические характеристики КрАЗ-257
Полезная нагрузка 12000 кг.
Полная масса прицепа 16600 кг.
Масса снаряженного автомобиля 10350 кг.
Максимальная скорость с полной нагрузкой 68 км/час.
Контрольный расход топлива с полной нагрузкой 36 л/100 км.
Габаритные размеры 9640/2670/2665 мм.
Расстояние от передней оси до оси задней тележки 5750 мм.
Устройство и технические характеристики бортового КрАЗ-257
Грузовой автомобиль КрАЗ-257 появился в производственной программе завода в середине 60-х годов. Машина использовалась для постройки бортовых вариантов, поставлялась заказчикам в виде шасси. Грузовик претерпел несколько модернизаций, последние экземпляры были собраны в 1995 году.
Устройство и характеристики
Машина разработана конструкторским бюро Кременчугского автомобильного завода как преемник грузовика КрАЗ-219, оснащавшегося 2-тактным дизельным двигателем. Основой автомобиля является стальная рама лестничной конструкции. Лонжероны изготовлены из швеллера с постоянным сечением. Сзади имеется буксировочный прибор с 2-сторонней амортизацией, на седельных тягачах установлена жестко зафиксированная вилка.
Передний мост представляет собой кованую 2-тавровую балку, установленную на листовых рессорах. В конструкции применены гидравлические амортизаторы, рулевые тяги вынесены за заднюю часть моста. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем. Задняя подвеска состоит из 2 продольных рессор, установленных на балансире. Концы листов свободно перемещаются по сферическим опорам на картерах мостов.
В качестве силового агрегата используется атмосферный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238, оснащенный механическим топливным насосом высокого давления. Мощность составляет 240 л.с. при 2100 об/мин. На двигателе установлено сухое сцепление с 2 дисками, оснащенное автоматическим регулятором зазора. Грузовики комплектовались частично синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач.
Для разделения потока мощности между задними мостами используется 2-скоростной раздаточный редуктор. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал с возможностью принудительной блокировки. Управление узлом осуществляется при помощи рычага, выведенного в кабину водителя. От раздаточной коробки к мостам идут карданные валы с крестовинами на игольчатых подшипниках.
Ведущие мосты оснащены редуктором с 2-ступенчатой передачей крутящего момента. В конструкции узла используется коническая пара и цилиндрические прямозубые шестерни. Дополнительно установлен конический дифференциал. На грузовике используются барабанные тормозные механизмы, оснащенные пневматическим приводом. На выходе раздаточного редуктора установлен барабанный стояночный тормоз. Дополнительно имеется компрессионный тормоз, размещенный внутри выпускного коллектора двигателя.
Габариты и технические характеристики бортового грузовика КрАЗ-257Б:
- грузоподъемность (на шоссе) — 12000 кг;
- вес перевозимого груза в карьерах — до 20000 кг;
- масса заправленного автомобиля (без водителя) — 10285 кг;
- скорость хода по шоссе — до 68 км/ч;
- длина — 9640 мм;
- ширина (по бортам платформы) — 2650 мм;
- высота — 2670 мм;
- расстояние от пола платформы до земли — 1495 мм;
- дорожный просвет — 290 мм;
- запас топлива — 330 л (2 цилиндрических бака).
На машинах используется закрытая кабина, имеющая деревянный каркас. Внутри смонтировано подрессоренное сидение водителя и диван для 2 пассажиров. Лобовые стекла установлены в откидных рамах. Кабина оснащена отопителем, стеклоочистителем с пневматическим приводом, на крыше имеется вентиляционный люк. Грузовая платформа имеет металлическое основание, борта изготовлены из дерева.
После проведения в 1977 году модернизации автомобиль стал поставляться заказчиками как КрАЗ-257-Б1. Машины могут оснащаться автономным подогревателем в системе охлаждения двигателя. В приводе тормозов введены индивидуальные контуры, что повысило безопасность эксплуатации. Доработкам подверглось внешнее осветительное оборудование, повышена надежность узлов и агрегатов.
Цены и аналоги автомобиля
Поскольку производство прекращено более 20 лет назад, то новых автомобилей не существует. Стоимость машин на вторичном рынке составляет 150-400 тыс. рублей. В продаже встречаются конверсионные грузовики, оснащенные армейскими фургонами закрытого типа. Техника оценивается владельцами в 300-500 тыс. рублей. Аналогами являются 3-осные грузовые автомобили КамАЗ и МАЗ, оснащенные цельнометаллическими кабинами.
Мастодонты с деревянной кабиной: от ЯАЗ-210 до КрАЗ-257 (часть 2)
Николай Марков, фото заводов-изготовителей из архива автора
Ссылку на первую часть с рассказом про ЯАЗ-210, ЯАЗ-219 и КрАЗ-219 смотрите в конце поста!
В 1959 году в Ярославле собрали первый образец 8-цилиндрового дизеля ЯМЗ-238. От прежних «шестерок» серии ЯАЗ-М206 он кардинально отличался и компоновкой (V-образный вместо рядного), и рабочим циклом (четырехтактный вместо двухтактного). Главной сферой применения этого агрегата предполагались автомобили КрАЗ, поэтому в Кременчуге параллельно было начато проектирование семейства модернизированных грузовиков, рассчитанных на установку «восьмерок». Первым 8-цилиндровый мотор в 1960 году адаптировали к самосвалу, который получил обозначение КрАЗ-256. Самосвал же в итоге первым в 1961 –1962 гг. прошел госиспытания и в 1963-м встал на конвейер. Производство же 8-цилиндровых бортовых грузовиков КрАЗ-257 удалось наладить к концу 1964 года, когда в сбыт были отправлены первые 176 машин. На протяжении 1965 года новые грузовики КрАЗ-257 и старые КрАЗ-219Б выпускались параллельно практически в равных объемах (1248 и 1385 шт. соответственно), но в январе 1966-го произошла окончательная замена. Тогда же начали выпускаться новые седельные тягачи КрАЗ-258.
Что характерно, задуманную программу модернизации по автомобилям нового семейства удалось воплотить в жизнь далеко не сразу: отдельные агрегаты ждали внедрения на конвейере по нескольку лет! Но для начала расскажем, какими вообще изначально задумывались конструкторами автомобили КрАЗ-256, КрАЗ-257 и КрАЗ-258. Их ключевой особенностью должен был стать совершенно новый двигатель ЯМЗ-238. Прежний дизель ЯАЗ-М206А отличался высокой степенью форсировки: благодаря двухтактному рабочему циклу и наличию механического нагнетателя мощность в 180 л.с. «снималась» всего с 7 литров рабочего объема. Но оборотной стороной медали были очень высокая теплонагруженность, скромный ресурс, шумность и «прожорливость». На дизеле ЯМЗ-238 наддув отсутствовал, но рабочий объем был увеличен более чем вдвое – почти до 15 литров. В результате мощность удалось поднять до 240 л.с., а расход топлива у машин с новым мотором оказался в полтора раза ниже!
В пару к новому двигателю разработали 5-ступенчатую коробку ЯМЗ-236С с усиленными шестернями и уменьшенными передаточными числами. Система электрооборудования была рассчитана на 24-вольтовое напряжение, как и на КрАЗ-219Б, однако сами аккумуляторы стали другими: вместо четырех батарей емкостью по 128 Ампер-часов оставили пару батарей емкостью по 140 Ампер-часов. Их разместили в одном аккумуляторном ящике на правой подножке кабины, а аналогичный ящик на левой подножке аннулировали. Новшеством стал и моторный тормоз-замедлитель, выполненный в виде заслонки в выпускном тракте.
Одним из слабых мест автомобилей КрАЗ-219/221/222 была задняя подвеска, в которой часто ломалась балансирная ось и быстро изнашивались коренные листы рессор. Поэтому для машин нового семейства разработали совсем другую, более долговечную балансирную подвеску: в ней полностью поменяли кинематику и усилили все проблемные элементы. Правда, новая балансирная подвеска потребовала менять конструкцию рамы. В передней же подвеске рессоры оставили старыми, а вот вместо рычажных амортизаторов установили телескопические от МАЗ-500. Благодаря этому улучшилась плавность хода. В рулевом управлении запроектировали гидравлический усилитель вместо пневматического и новый редуктор от МАЗ-500: теперь этот узел стал надежнее, а попутно снизились усилия на рулевом колесе.
Такой была теория, а вот на практике в 1963 году в Кременчуг из Ярославля под комплектацию самосвалов КрАЗ-256 стали приходить дефорсированные дизели ЯМЗ-238А мощностью 215 сил. Серийное производство «стандартных» 240-сильных дизелей ЯМЗ-238 ярославцы смогли развернуть только к 1966 году, проведя усиление поперечных стенок блока цилиндров, модернизацию топливной аппаратуры и установку поршневой группы с повышенной износостойкостью. Не увидели первые серийные машины и моторного тормоза: ни одно предприятие в СССР не готово было поставлять КрАЗу гибкий металлорукав для выпускного тракта! Дело в том, что моторный тормоз крепился к раме жестко, а силовой агрегат – через резиновые подушки, а потому имел некоторую подвижность. Попытки связать двигатель и моторный тормоз жесткой трубой без компенсатора приводили к быстрому обрыву выпускных коллекторов. Лишь в 1970 году одно из предприятий «оборонки» в Уфе смогло освоить требуемые металлорукава, благодаря чему спустя еще год моторный тормоз все же появился на серийных КрАЗах. А еще в 1964 году заводу пришлось временно возвращаться к установке на КрАЗ-256 и КрАЗ-257 рулевого управления старого типа, поскольку Борисовский завод «Автогидроусилитель» не поспевал даже за потребностями находящегося по соседству МАЗа (эта ситуация разрешилась лишь к 1968 году).
Еще один комплекс мероприятий по текущей модернизации КрАЗов был реализован в 1969 году. Тогда на всех моделях семейства изменилось оформление передка: перед фарами более не устанавливались металлические решетки, а сама светотехника переместилась в прямоугольные короба, смонтированные поверх крыльев. Вместо прежнего вечно текущего сварного топливного бака прямоугольной формы появился новый цилиндрический. Также машины получили пару прямоугольных зеркал заднего вида с обеих сторон кабины вместо единственного круглого зеркальца на левой двери. В систему электрооборудования внедрили генератор переменного тока, в карданную передачу – усиленные крестовины с резиновыми сальниками.
В 1971 году, помимо уже упомянутого моторного тормоза, на КрАЗах внедрили новое сиденье водителя, а в 1972-м – сальниковые уплотнения в агрегатах трансмиссии и боковые повторители указателей поворотов. А в 1977 году на конвейер встали модернизированные грузовики КрАЗ-257Б1 с раздельным приводом тормозов: первый контур у них воздействовал на колеса переднего и среднего моста, второй контур – на колеса заднего моста. Для новой пневмосистемы потребовалось увеличить объем ресиверов: вместо трех 20-литровых установили пару 20-литровых и пару 40-литровых. Место для них нашлось на правой подножке кабины, вытеснив аккумуляторный ящик на левую подножку. Кроме того, в пневмосистеме появился новый влагомаслоотделитель и противозамораживатель. Выпуск грузовиков КрАЗ-257 со старыми одноконтурными тормозами продолжался параллельно до 1979 года.
Последнее заметное нововведение в конструкцию «классических» КрАЗов пришлось на 1987 год, когда заводу пришлось отказаться от установки передней светотехники в коробах на крыльях. Это было вызвано превышением высоты расположения фар над поверхностью дороги на 80 мм относительно предельно допускаемой действующим ГОСТом величины. Теперь фары установили прямо на верхнюю полку бампера, а подфарники и указатели поворотов интегрировали в сам бампер. Красоты машинам такой «апгрейд» не добавил, но требования стандартов были соблюдены. Производство бортовых грузовиков и шасси КрАЗ-257Б1 свернули к январю 1989 года: к тому моменту уже в достаточных объемах производилось новое шасси КрАЗ-250 с цельнометаллической кабиной. А вот самосвалы КрАЗ-256Б1 со старой кабиной делали еще долго – до 1994 года включительно!
КрАЗ 257
КрАЗ 257 – тяжелый 3-осный грузовой автомобиль с повышенной проходимостью, выпускавшийся Кременчугским автозаводом (Украина). Серийное производство модели продолжалось с 1965 по 1995 годы. За 30 лет существования техника пережила несколько серьезных модернизаций и изменений.
Разработка КрАЗ 257 стартовала в 1960 году. Модель рассматривали в качестве замены КрАЗ 219. Автомобиль стал не просто модернизацией предшественника, а принципиально новой моделью с передовым для того времени двигателем (ЯМЗ-238) и 5-ступенчатой КПП. Типичные проблемы, свойственные более ранним продуктам Кременчугского автозавода, в новинке были устранены. Производительность КрАЗ 257 выросла на 30% в сравнении с КрАЗ 219. При увеличении грузоподъемности на 2000 кг массу удалось сократить на 300 кг. Серийное производство началось в 1965 году параллельно с самосвалом КрАЗ 256 и седельным тягачом КрАЗ 258.
В 1977 году серия подверглась глобальной модернизации. Агрегат ЯМЗ-238 получил серьезные доработки, которые увеличили ресурс работы. Обновленная версия, выпускавшая до 1995 года, получила название КрАЗ 257Б1.
В 1985 году конструкция автомобиля претерпела очередные изменения. Специалисты Кременчугского автозавода вместе с сотрудниками Днепропетровского металлургического института освоили новую конструкцию осей балансирных подвесок. Вместо сплошной оси автомобиль получил ось из толстостенной трубы, что существенно повысило надежность машины. Жесткость платформы удалось увеличить за счет замены горячекатаных листов (3 мм) холодногнутыми профилями (2,5 мм).
КрАЗ 257 по праву считался одним из наиболее надежных машин своего класса. Усредненный ресурс эксплуатации до первого капитального ремонта достигал 190000 км. После проведения ремонта межремонтный ресурс составлял 152000 км. Даже серьезно устарев, КрАЗ 257 продолжал пользоваться доверием клиентов, а его производство окончательно завершилось лишь в 1995 году.
Модификации
КрАЗ 257 доступен в нескольких модификациях:
- КрАЗ 257 – базовая версия в формате грузовика с бортовой платформой (1965-1977 года). Автомобиль мог буксировать прицеп массой до 16600 кг и развивать максимальную скорость до 62 км/час. Ресурс работы составлял 180000 км;
- КрАЗ 257Ш – универсальное шасси, предназначенное для установки большого спектра спецоборудования и надстроек;
- КрАЗ 257С – серийная версия для эксплуатации на Крайнем Севере при температуре до -60 градусов. Дебют модели состоялся на выставке «Автопром» в 1977 году. Техника оснащалась 3-местной кабиной с дополнительным отопителем салона, улучшенной теплоизоляцией, двойным уплотнением проемов и двойным остеклением дверей. Работал КрАЗ 257С на дизельном топливе;
- КрАЗ 257Б1 – модернизированная вариация с пусковым подогревателем ПЖД-448, увеличенным ресурсом эксплуатации, раздельным приводом тормозов и другими обновлениями (1977-1995 года). Автомобиль мог перемещать прицеп массой до 20000 кг на скорости до 68 км/час. Ресурс работы техники достигал 200000 км;
- КрАЗ 257Б1 С – модификация КрАЗ 257Б1, адаптированная для эксплуатации в районах Крайнего Севера.
Шасси КрАЗ 257 применялось для монтажа различных надстроек:
- копровых и буровых установок;
- кислородозаправочных станций;
- бетоносмесителей;
- цистерн для транспортировки азота и кислорода;
- автокранов.
На базе КрАЗ 257 также разрабатывали станции для получения различных соединений из атмосферного воздуха (АКДС-70 и АКДСМ) и автомобили-мотовозы, способные заменить тепловоз и перемещаться по рельсам.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 9640 мм;
- ширина – 2650 мм;
- высота – 2620 мм;
- колесная база – 5050 (+1400) мм;
- дорожный просвет – 290 мм;
- передняя колея – 1920 мм;
- задняя колея – 1950 мм;
- радиус поворота – 10500 мм.
Параметры грузовой платформы:
- длина – 5570 мм;
- ширина – 2450 мм;
- площадь – 14,3 кв.м;
- объем – 11,8 куб.м.
Грузоподъемность КрАЗ 257 составляет 12000 кг, максимальный вес буксируемого прицепа – 16500 кг (20000 кг для модели КрАЗ 257Б1). Собственная масса техники в снаряженном состоянии – 11100 кг (нагрузку на переднюю ось – 3930 кг, нагрузка на заднюю тележку – 7570 кг). Полная масса автомобиля – 23310 кг.
Техника может развивать скорость до 62 км/час. Тормозной путь с нагрузкой на скорости 40 км/час составляет 18 м. Предельный преодолеваемый подъем – 18%.
Размерность колес: 12,00-20 (320-508).
Двигатель
КрАЗ 257 комплектовался 4-тактным V-образным дизелем ЯМЗ-238 с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском горючего. В сравнении с предшественником агрегат автомобиля обладал большей мощностью и обеспечивал улучшенные тяговые характеристики (на 5-10%).
Характеристики мотора ЯМЗ-238:
- рабочий объем – 14,87 л;
- номинальная мощность – 176 (240) кВт (л.с.);
- номинальная частота вращения – 2100 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 883 Нм;
- степень сжатия – 16,5;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 140 мм.
Средний расход топлива составлял 38 л/100 км. Автомобиль оснащался 2 топливными баками по 165 л каждый.
Устройство
В основе КрАЗ 257 лежит клепаная стальная рама. Продольные балки выполнены из утолщенных швеллеров, поперечины – штампованные. На концах продольных балок посредством кронштейнов крепится передний буфер. Автомобиль оборудован буксирным прибором с 2-сторонним действием и запорным замком. Передние крюки для буксировки крепятся к продольным балкам сваркой.
Передняя подвеска КрАЗ 257 располагается на 2 продольных рессорах полуэллиптического типа с 2 телескопическими гидроамортизаторами. Концы рессор находятся в резиновых подушках. Задняя подвеска установлена на 2 продольных полуэллиптических рессорах (балансирного типа). Реактивные моменты и усилия передаются посредством 6 реактивных штанг.
Балки мостов сделаны из стального литья. В линии заднего привода находится промежуточная опора.
Агрегат КрАЗ 257 функционирует совместно с 5-ступенчатой механической КПП с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 скоростях (5 передача – повышающая). Раздаточная коробка представлена 2-ступенчатым механическим устройством с межосевым дифференциалом в приводе к мостам задней оси. Двойная главная передача ведущих мостов имеет передаточное число 8,21. Техника оснащается сухим 2-дисковым сцеплением с нажимными периферийными пружинами. Карданная передача – открытого типа с карданными валами, дополненными игольчатыми подшипниками. По заказу автомобиль комплектуется механической 1-ступенчатой коробкой отбора мощности.
На КрАЗ 257 применяется классическая тормозная система барабанного колодочного типа с пневматическим приводом (действует на все колеса). Ручной тормоз барабанного типа имеет механический привод.
Кабина КрАЗ 257 предоставляет минимум удобства. В ее основе лежит деревянный каркас, обшитый стальными листами (конструкцию кабины разработали еще в середине 1960-х годов, после чего она практически не менялась). Салон вмещает 3 человек. Водительское кресло оборудовано пружинным амортизатором и имеет несколько регулировок. Передние стекла могут открываться, боковые стекла – опускаться. В базовое оснащение кабины включены люк на крыше, стеклоочиститель, вещевой ящик, отопитель, противосолнечный козырек и вентилятор для лобовых стекол. Рулевой механизм имеет пневматический усилитель управления.
Цена нового и б/у
Стоимость подержанных машин (новые автомобили отсутствуют в продаже):
- 1976-1980 года – 190-250 тысяч рублей;
- 1986-1990 года – 260-330 тысяч рублей.
Аналоги
К аналогам модели КрАЗ 257 можно отнести КрАЗ 250, КрАЗ-6510, Tatra T815 и Magirus-Deutz 232 D 19.