Виды снегоуборщиков — шнековый, шнекороторный
Виды снегоочистительных машин
В зимнее время содержание дорог, дворов, тротуаров, парковок, АЗС, аэропортов требует особых усилий. И наличия специальной очистительной техники, заметно облегчающей и ускоряющей работу по уборке территории.
Ежегодно ведущие производители выпускают десятки различных моделей, в числе которых можно найти как мощные самоходные агрегаты для коммунальщиков, так и малогабаритные для дома. По принципу работы такую технику можно разделить на несколько типов:
- снегоуборщик шнековый или одноступенчатый. Забор снежной массы, её измельчение и выброс для таких агрегатов являются единым нераздельным процессом.
- снегоочиститель шнекороторный функционирует по двухступенчатой схеме. Захваченный ковшом агрегата снег измельчается шнеком, а после подается на роторную крыльчатку. За счет её вращения осуществляется выброс измельченного снега.
- фрезерно-роторный снегоочиститель обладает теми же функциями, что и шнекороторный агрегат – уборка снежного покрова, сугробов, наледи с последующей погрузкой снежной массы в грузовой автомобиль. Техника отличается большей мощностью и позволяет устранить снежные заносы до 3 м высотой. Такое оборудование подойдет для минитрактора, фронтального погрузчика, автомобильного шасси.
За счет мобильности, большой мощности, производительности и значительной дальности выброса снега снегоуборочная роторная техника пользуется у потребителей особой популярностью.
Как выбрать снегоочистительную технику?
Подбирать шнековый или роторный снегоуборщик следует очень внимательно, учитывая при этом целый ряд параметров:
- страну и бренд производителя;
- тип силового агрегата, установленного на агрегате, его мощность;
- тип ходовой части (роторный снегоочиститель может выпускаться как на гусеницах, так и на колесах; шнековые модели оснащены колесной базой);
- ширину и глубину обработки снежного покрова;
- наличие фары, подогрева рукояток и другого функционала;
- способ передвижения.
Для дач, парковок, подъездов к дому и небольших придомных территорий достаточно несамоходного агрегата, для уборки снега в больших масштабах лучше приобрести самоходный.
Ремонт и сборка снегоуборщика своими руками
Даже при аккуратной эксплуатации снегоочиститель шнековый, как и роторный, подвержен повреждениям и поломкам. Наиболее частые из них:
- Не крутится шнек. Что это означает?
Если достаточно не работает шнек на одноступенчатой снегоуборочной машине, достаточно подтянуть ремень шнека с помощью натяжного ролика. Привод двухступенчатых снегоочистителей устроен сложнее. Ремень соединяется не только со шкивом двигателя, но и с вращающим крыльчатку выброса и шнеки валом. Вал закреплен подшипником, плавность движения которого напрямую влияет на целостность ремня, работу шнеков. - Поломка редуктора.
Для надежной защиты мотора в редукторах снегоуборщиков устанавливается шестерня из бронзы или другого мягкого металла. При заклинивании шнека или крыльчатки такой редуктор убережет движок от попадания снега, льда. В зависимости от типа установленного редуктора в случае поломки узел необходимо либо полностью заменить, либо разобрать и сменить смазку. Содержащие частички бронзы смазочные материалы восстановят микроповреждения на шестернях.
При отсутствии лишних средств на роторный уборщик снега, можно собрать своими руками шнекороторный снегоуборщик. По конструкции такая модель гораздо проще, но отлично справится с небольшим объемом работы на даче или во дворе. К тому же при правильном подходе и грамотных чертежах такой самодельный агрегат не будет уступать заводским моделям в производительности.
Как изготовить самодельный снегоочиститель?
По сути, снегоуборочная машина – это металлический короб, внутри которого расположен отвечающий за удаление снега шнек. Из чего сделать такой агрегат?
Основой может послужить имеющийся в хозяйстве мотоблок либо двигатель внутреннего сгорания. Кроме того, понадобится подготовить:
- листовое железо для изготовления ковша и корпуса будущего устройства;
- фанеру (боковые детали);
- стальные уголки (рама);
- металлическая труба (для ручки, вала шнека);
- подшипники.
Важнейшим элементом такой самоделки станет шнек. Для выброса снега в процессе работы он должен быть оснащен двумя направленными к центру лопастями.
Как сделать шнек своими руками?
- Из листовой стали вырезается 2-4 диска, каждый из которых разрезается на две части и загибается спиралью.
- Заготовки свариваются в спираль с двух сторон трубы (по 2-4 с каждой стороны).
- На края трубы-вала одеваются подшипники, после чего готовый шнек можно устанавливать в металлический короб с небольшим зазором (для лучшего отвода снега). Вращение на вал шнека передается от закрепленного на раме двигателя мотоблока.
Как сделать самодельный снегоуборщик более продуктивной и надежной?
Обязательно необходимо не забыть обеспечить воздушное охлаждение для двигателя, а также продумать надежную защиту воздухозаборника от мелких частиц снега, льда. Кроме того, стоит уделить особое внимание подбору подшипников (желательно взять закрытые, поскольку попадание в открытый подшипник снега приведет к преждевременному износу и поломкам). От их надежности напрямую зависит срок эксплуатации самодельного агрегата.
Все о роторных снегоочистителях
Снежные завалы – обычное дело для российских зим. В связи с этим все большую популярность приобретает снегоуборочная техника – как автономная, так и навесная. Какие виды снегоуборочной техники существуют на сегодняшний день и как выбрать ручную модель снегоочистителя для себя, рассмотрим ниже.
Разновидности
Основное разделение снегоуборщиков производится по типу рабочего цикла:
- одноступенчатые, с совмещенным рабочим циклом, то есть и разбивка снежных масс, и их перенос осуществляется одним и тем же агрегатом;
- двухступенчатые, с разделенным циклом работы – снегоочиститель имеет два отдельных рабочих механизма, отвечающих за разработку завалов снега и их очистку путем отбрасывания снежной массы.
Достоинства одноступенчатых снегоуборочных устройств:
- компактность и повышенная маневренность аппарата;
- более высокая скорость передвижения.
Минусом подобных машин является относительно невысокая производительность.
Одноступенчатые
К одноступенчатому типу снегоуборочных машин относят плужно-роторные и фрезерные снегоочистители. Первые обычно применяются для очищения дорог от заносов снега. В городах их могут использовать для очищения тротуаров и небольших улиц. При повышенной плотности завалов из снега они считаются малоэффективными.
Фрезерные или фрезерно-плужные снегоуборщики были популярными в шестидесятые годы XX века. Принцип их действия немного отличался от плужно-роторных собратьев: метательный ротор заменен на фрезу, которая благодаря вращательному моменту разрезала снежную массу и передавала его в раструб. Но многочисленные недостатки подобного типа техники быстро снизили популярность таких машин и они «сошли с дистанции».
Двухступенчатые
К двухступенчатому типу снегоочистительных машин относятся шнекороторные и фрезерно-роторные агрегаты. Главное различие между ними заключается в конструкции питающего механизма, который занимается разрезанием снежной массы и подачей ее в снегоотбрасыватель.
Шнекороторные снегоуборочные агрегаты в данное время весьма популярны в России. Их навешивают на легковые и грузовые автомашины, на тракторы и спецшасси. Они предназначены для разгребания валов снега, оставленных другими типами снегоочистительных машин, и загрузки снежной массы в грузовой транспорт при помощи спецжелоба. Их используют для очистки от снега и в черте города, и на автотрассах, и на взлетных полосах аэропортов и аэродромов.
Достоинства шнекороторных снегоочистителей:
- высокая эффективность при работе с глубоким и плотным снежным покровом;
- большая дистанция выброса обработанного снега.
Но у данного вида есть и минусы:
- высокая цена;
- большие габариты и масса;
- медленное передвижение;
- эксплуатация лишь в зимние сезоны.
Шнекороторные снегоуборщики подразделяют на одномоторные и двухмоторные. В одномоторных моделях и передвижение, и работа навесного снегоуборочного оборудования получают питание от одного двигателя. Во втором случае для питания снегоочистительного механизма устанавливается дополнительный мотор.
К главным недостаткам двухмоторной конструкции шнекороторных снегоуборщиков относятся следующие моменты.
- Нерациональное использование мощности мотора главного шасси. При эксплуатации по назначению КПД составляет меньше 10%, в течение длительного времени частота вращения меньше номинала. Это приводит к засорению камеры сгорания, форсунок и клапанов продуктами сжигания топливной смеси, что, в свою очередь, ведет к перерасходу топлива и ускоренному износу мотора.
- Перекрестное расположение приводов двигателей. Мотор, приводящий в движение механизм снегоуборщика перед кабиной, расположен в задней части машины, а главный двигатель, обеспечивающий передвижение техники, находится в передней части.
- Значительные нагрузки на передний мост в режиме передвижения. Это может привести к поломке моста, для предотвращения подобных неисправностей для шнекороторных машин установлено ограничение скорости передвижения до 40 км/ч.
Особенности фрезерно-роторных снегоуборщиков
Предназначение фрезерно-роторных снегоуборочных устройств не отличается от такового у шнекороторных машин – они способны убирать уплотненные массы снега с последующим отбрасыванием их до 50 м в сторону либо погрузкой их в грузовой транспорт. Фрезерно-роторные снегоуборочные агрегаты могут быть как навесными, так и автономными.
Фрезерно-роторные снегоуборщики способны убирать снежные заносы высотой до 3 м. Такое снегоочистительное оборудование можно установить на различные виды транспорта: трактор, погрузчик, автомобиль или спецшасси, а также на стрелу машины-манипулятора.
Следует отметить также высокую производительность и эффективность подобной техники в сложных условиях: при высокой влажности и плотности снежной массы, на удаленных от городов участках дорог.
Роторные и шнекороторные снегоочистители. Современная техника для зимнего содержания дорог
Первая роторная снегоуборочная машина появилась в России еще в начале прошлого столетия – в 1908 г. подобная техника нашла применение на железных дорогах нашей Родины. Но основным стимулом к развитию роторной техники стали нужды авиации. В то время для очистки автомобильных дорог использовались простейшие плужные снегоочистители, которые, тем не менее, не могли справиться с очисткой от снега взлетных полос. Здесь для ликвидации снежных заносов необходима была техника с активным снегоочистительным органом, исключающим образование снежных валов. Именно такой техникой стали роторные снегоочистители (одной из разновидностей которых являются шнекороторные снегоочистители). Первые модели роторных снегоочистителей советского производства появились в середине 30-х годов.
Сегодня выделяют два основных типа роторных снегоуборочных машин: с совмещенным циклом (одноступенчатые) и с раздельным рабочим циклом (двухступенчатые). В первом случае и разработка снега, и его транспортировка выполняются одним и тем же устройством. В случае использования двухступенчатого оборудования, отделение снега от забоя производится посредством питателя, а отбрасывание снежной массы выполняет метальный аппарат.
Виды роторных снегоуборщиков: а) шнекороторный снегоуборщик;
б) фрезерно-роторный; в) плужно-роторный; г) фрезерный
Одноступенчатые роторные снегоочистители
- Благодаря совмещению двух операций такое оборудование более компактно и, как результат, более маневренно
- За счет снижения нагрузки на ближний к рабочему органу мост снегоуборщик имеет более высокую транспортную скорость
- Снижение производительности машины вследствие нерационального распределения мощности в рабочем органе.
В одноступенчатых снегоуборщиках совмещены две операции – разработка снежной массы и ее отбрасывание в сторону от направления движения. При этом скорость резания снега ограничена величинами 9-10 м/с, а процесс транспортировки требует окружных скоростей в 2-3 раза больше (увеличение расстояние, на которое отбрасывается снег, достигается за счет повышения частоты вращения исполнительного механизма). Это и приводит к потерям мощности и невысокой популярности одноступенчатых снегоуборщиков. Совмещение циклов применяется в двух типах снегоуборочных машин: плужно-роторных и фрезерных.
Источник фото: gazontech.ru Одноступенчатый роторный снегоочиститель
Плужно-роторные снегоуборщики
Данный вид оборудования, имеющий достаточно простую конструкцию, нашел применение, в первую очередь, для очистки железнодорожных путей от снежных заносов. В коммунальном хозяйстве плужно-роторные снегоочистители используют редко и, главным образом, для очистки улиц и тротуаров с формированием снежных валков. При уборке плотного снега “плуги” экономически не выгодны.
Плужно-роторные снегоуборщики устанавливают на тракторы, мини-погрузчики, специальные шасси. Рабочим органом является плуг со встроенными в него роторами (которых может быть один или два). Роторы имеют противоположно направленные лопасти (ножи) винтовой формы. Для рыхления слежавшегося снега используют рабочие кромки лопастей с зубцами.
Фрезерно-плужные снегоуборщики
Популярность фрезерных снегоочистителей пришлась на 60-е гг. прошлого столетия, когда на воронкообразный снежный плуг вместо метательного ротора установили фрезу, которая за счет вращения измельчала снег и подавала его в раструб. Тем не менее, у этой технологии оказалось больше недостатков, нежели достоинств, и они уступили позиции другим решениям, существующим на рынке.
Двухступенчатые роторные снегоочистители
Раздельный принцип удаления снега предполагает, что привод питателя и метательного аппарата осуществляется через индивидуальную кинематическую цепь. Благодаря этому для каждого из механизмов можно выбрать режим работы, форму, расположение и количество конструктивных элементов с учетом оптимальных рабочих условий.
Источник фото: dorkomteh.ru Шнекороторный снегоочиститель производства “Коминвест-АКМТ”
Выделяют два вида двухступенчатых снегоочистителей: шнекороторные и фрезерно-роторные. Основное отличие между ними состоит в различном исполнении и компоновке питателя, который, в свою очередь, определяет размер шнека, применяемого для разработки снежного массива.
Шнекороторные снегоочистители
Шнекороторные снегоочистители получили наибольшую популярность на территории России. Их устанавливают на автомобили, тракторы и специальные шасси. Предназначение шнекороторных машин – отбрасывание снежных валов, сформированных другими снегоочистителями, и погрузки снега в транспортные средства с помощью погрузочного желоба. Они находят применение как для проведения снегоочистительных работ на автомобильных дорогах, так и на аэродромах.
Источник фото: amkodor.by Шнеко-роторный снегоуборщик Амкодор 9531-03
В ряду шнекороторных снегоочистителей, в свою очередь, выделяют модели, выполненные по одномоторной схеме (передача крутящего момента к навесному оборудованию и отбор мощности на механизм передвижения осуществляются от одного двигателя) и двухмоторной (привод рабочего органа осуществляется от дополнительного дизеля, установленного на раме базового шасси, а передвижение – от штатного двигателя).
Специалисты выделяют ряд недостатков двухмоторной схемы привода шнекороторных снегоочистителей. Назовем основные из них:
- Нерациональное использование двигателя базового шасси. В рабочем режиме происходит загрузка дизеля только на 10%, частота вращения на протяжении значительного времени меньше номинальной. Данные факторы провоцируют закоксовывание камеры сгорания, клапанов и форсунок, что является причиной преждевременного выхода двигателя из строя и перерасхода горючего.
- Перекрестное направление силовых потоков. Ходовой двигатель приводит заднюю тележку автомобильного шасси, а с двигателя, расположенного позади кабины, крутящий момент передается на рабочий орган, навешиваемый перед ней.
- Перегрузка переднего моста в транспортном режиме. Негативным последствием этого может стать разрушение моста, что предотвращается ограничением скорости движения шнекороторных снегоочистителей до 40 км/ч.
Фрезерно-роторные снегоуборщики
Источник фото: special-machine.ru Фрезерно-роторный снегоочиститель Bucher Rolba 1500
Фрезерно-роторные снегоуборщики имеют такие же функции, как и шнекороторные: уборка уплотненного снега и валов с последующей погрузкой в грузовой автомобиль или отбрасыванием снега в сторону. С помощью фрезерного оборудования возможно убрать завалы снега высотой до 3 м и отбросить снежную массу на 20 м в сторону. Установка такого оборудования осуществляется на трактор, фронтальный погрузчик, автомобильное или специальное шасси, на стрелу манипулятора. На трактор фрезерное оборудование устанавливают на кронштейнах специальной рамы.
Виды снегоуборщиков, их принцип работы и области применения
По своему принципу работы снегоуборочная техника делиться на шнековые, шнекороторные и роторные агрегаты. Каждый вид снегоочистителей имеет, как свои преимущества, так и недостатки. Кроме того нужно помнить, что модели разных типов показывают максимальную эффективность только в тех условиях, для которых они предназначены.
В зависимости от своей комплектации и предназначения, снегоочистители могут относиться к таким видам:
- шнековые – снегоуборщики этого типа называют одноступенчатыми. Во время работы они собирают, измельчают, выбрасывают снег за один рабочий цикл. Машины этого типа подходят для уборки свежевыпавшего снега на территориях, площадью до 25 соток;
- шнекороторные – эти снегоочистители называют двухступенчатыми, так как при эксплуатации сбор снега выполняется шнеком, а измельчение, а также отбрасывание к желобу – роторной крыльчаткой. Шнекороторные агрегаты показывают высокую эффективность при уборке слипшегося тяжелого снега на участках, площадью от 20 до 50 соток;
- фрезерно-роторные – техника этого типа работает по тому же принципу, что и шнекороторные машины. Разница заключается только в большей мощности фрезерно-роторных снегоочистителей, их значительному запасу тяги и возможности расчищать ими сугробы, высотой до 3 м. Снегоочистители этого типа практически всегда используются вместе с минитракторами, мощными мотоблоками и грузовыми автомобилями. Область их эксплуатации – особо крупные парковки, городские улицы, автострады.
От типа снегоуборщика во многом зависят такие его параметры, как маневренность, производительность, а также габариты и масса. Соответственно, небольшие шнековые машины выделяются лучшей маневренностью, однако их производительность небольшая. В то же время шнеко- и фрезерно-роторные модели будут показывать более высокую производительность, однако не смогут обслуживать территории с труднодоступными участками.
Из чего сделать шнек для снегоуборщика?
Независимо от типа, любая самодельная снегоочистительная машина для дома должна комплектоваться шнеком. Именно этот элемент отвечает за сбор снега и его измельчение для дальнейшего направления к выбросному желобу.
Для изготовления шнека подойдут разные материалы, однако чаще всего снегоуборщик роторный комплектуется металлическим или пластиковым механизмом. Металл выделяется повышенной прочностью и устойчивостью к повреждениям. К тому же, металлический шнековые механизм можно отремонтировать. Если во время эксплуатации снегоочиститель роторный наехал на твердое препятствие, в результате чего металлический шнек лопнул или его часть полностью откололась, то ее можно приварить и продолжить использование машины. Главные минусы металла – это большой вес и его свойство со временем ржаветь.
Шнеки из пластика отличаются меньшим весом, поэтому их можно устанавливать на малогабаритные модели. Пластиковый шнек не ржавеет, однако, если он был поврежден, то оператору потребуется заменить весь рабочий механизм снегоочистителя.
Как самому сделать шнек для снегоуборщика своими руками?
После выбора материала для шнека, можно приступать к изготовлению самого механизма. При этом важно, чтобы он получился сбалансированным, в противном случае самодельный снегоуборщик шнековый при движении будет тянуть в сторону.
В первую очередь, потребуется изучить чертежи. У них должны быть указаны размеры составляющих элементов, а также порядок и способ их монтажа в общее устройство.
Имея схему под руками, можно приступать к работе.
Чтобы изготовить шнек, нужно действовать в таком порядке:
- Сначала из выбранного материала электрическим лобзиком потребуется вырезать 4 одинаковых по размерам диска. Главное – их диаметр должен быть меньше диаметра заборного ковша снегоочистителя. После этого диски нужно с двух сторон заточить;
- Затем в каждом из дисков потребуется просверлить отверстие, равное диаметру оси. Далее элементы устанавливаются на ось под углом к сторонам лопаток, подкидывающих снег;
- Кольца, полученные после сверления, с одной стороны потребуется разрезать, а затем растянуть их края в разные стороны. После этого должны получиться 4 равных по размерам элемента спирали;
- Затем потребуется доделать ось. Для этого к ее центру нужно друг напротив друга приварить 2 лопатки. К концам оси необходимо приварить одну короткую и одну длинную цапфу для монтажа подшипников;
- Далее готовые шнековые лезвия потребуется приварить к оси. Если ножи для шнека были изготовлены из резины, то для их монтажа потребуется сделать крепления в виде приваренных к валу металлических пластин с заранее просверленными в них отверстиями. После этого резиновые ножи будут крепиться к пластинам посредством болтовых соединений;
- В конце на цапфы по бокам вала нужно установить подшипники. На более длинную цапфу также потребуется насадить шкив или звездочку – это зависит от типа привода, которым оборудован самодельный снегоочиститель.
После монтажа механизма сделанный шнековый снегоуборщик своими руками необходимо протестировать. Вначале потребуется выполнить обкатку, то есть на протяжении 1–1,5 часов использовать агрегат только для уборки легкого свежевыпавшего снега. После этого можно начать уборку более тяжелых слипшихся масс.
Самодельный роторный снегоуборщик своими руками
Также как и шнековый агрегат, роторный уборщик снега можно самостоятельно. Для этого потребуется иметь под руками сварочный аппарат и токарный станок.
Чтобы сборка снегоочистителя принесла результат, потребуется заранее изучить чертежи. В дальнейшем на каждом из этапов изготовления нужно сверяться со схемами – это позволит вовремя предотвратить ошибки.
Алгоритм действий при изготовлении снегоочистителя выглядит следующим образом:
- Вначале нужно подготовить двигатель. Лучше всего оборудовать самодельный шнекороторный снегоуборщик бензиновым мотором, так как он имеет более высокую мощность и повышенный запас тяги. Агрегат с таким ДВС можно будет использовать для уборки не только легкого, но и более тяжелого слипшегося снега. Мотор для снегоочистителя должен быть заранее оборудован глушителем, тросом управления дроссельной заслонкой и бензобаком. Важно чтобы двигатель был полностью исправным;
- Далее нужно сделать ротор. Для его изготовления потребуется металлическая заготовка, которой нужно придать соответствующие формы на токарном станке. По своей форме готовый ротор должен напоминать диск, который будет соединяться со ступицей при помощи болтовых соединений. К готовой конструкции нужно приварить 5 одинаковых по размерам лопастей. Чтобы снегоочиститель шнекороторный смог убирать тяжелый влажный снег, к обратной стороне каждой из лопастей нужно приварить ребра жесткости;
- Для защиты ротора снегоуборщика потребуется паяный кожух, который будет крепиться к крышке встроенного картера. Чтобы во время работы двигатель получал дополнительное охлаждение, головку цилиндра потребуется установить под углом 90 ⁰;
- Затем на корпус ротора необходимо насадить вал, который должен быть расположен на 4 одинаковых шарикоподшипниках. К корпусу вал будет крепиться посредством болтов и металлического прижимного кольца. При этом сам корпус нужно прижать к раме при помощи скобы, частично захватывающей встроенное прижимное кольцо;
- В качестве съемных деталей снегоуборщика будут выступать скребки, расположенные вдоль рамы, а также алюминиевая стенка роторного корпуса.
Изготовленный таким образом снегоочиститель обладает одним важным преимуществом – во время его эксплуатации оператор сможет менять ширину захвата снега, выбирая для работы разные скребки.
Не крутиться шнек на снегоуборщике – как решить проблему?
Современные снегоуборщики с металлическим или резиновым шнеком достаточно надежны, однако и они ломаются по причине неправильной эксплуатации, работы под повышенными нагрузками и механических повреждений.
Зачастую при использовании снегоочистителя из строя выходит его рабочий орган – шнековый механизм. Во время эксплуатации снегоуборщика он непрерывно захватывает снег, измельчает его и отправляет в выбросной желоб. Соответственно, шнековый механизм, наряду с двигателем, поддается самым высоким нагрузкам.
Если снегоочиститель шнековый запущен, однако его рабочий орган не вращается при нажатии на соответствующий рычаг, то причины этому могут быть следующие:
- нарушение фиксации тросика, приводящего шнек в движение;
- полностью оборван привод шнека снегоуборщика;
- неисправности сцепления;
- разорван ремень шнека для снегоуборщика;
- износ, деформация, поломка шестеренчатой или ременной передачи.
Устранить неисправность помогут следующие действия:
- Вначале нужно заглушить двигатель снегоуборщика и подождать примерно 10 минут для его остывания;
- Затем потребуется несколько раз нажать на рычаг запуска шнека, одновременно наблюдая за тем, движется ли рычаг сцепления. Если при этом рычаг остается в неподвижном состоянии, то нужно определить, приходит ли в движение тросик, протянутый сквозь него;
- Затем необходимо отсоединить тросик от штатного рычага, немного потянуть его на себя пассатижами. В том случае, если рычаг сцепления или проходящий сквозь него тросик начал движение, значит, тросик должен быть заменен.
Чтобы избежать поломки шнекового механизма в дальнейшем, нужно исключить его перегрузку. Это не только снизит необходимость частой замены расходных материалов, но и продлит сроки эксплуатации важных рабочих органов снегоочистителя.