95 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство бортового редуктора

Назначение и устройство бортового редуктора «ДОН-1500». Схема, работа

Бортовые редукторы позволяют уменьшить частоту вращения колес и увеличить крутящий момент. Применяют бортовые редукторы с цилиндрическими шестернями, с планетарным зубчатым зацеплением и комбинированные (они имеют планетарный механизм и дополнительную зубчатую цилиндрическую пару).

В высокопроизводительных комбайнах последних выпусков передаточное отношение бортовых редукторов увеличено в 2 раза и более, благодаря чему снижены динамические нагрузки на коробку диапазонов скоростей и уменьшены их размеры.

Бортовой редуктор комбайна «Дон-1500» состоит из корпуса, крышки, ведущего вала шестерни, передающего вращение через зубчатое колесо и планетарную передачу на ось ведущего колеса. Бортовой редуктор может быть закреплен к балке двумя способами, позволяющими изменять высоту расположения осп ведущего колеса, что дает возможность сохранить высоту комбайна, используя различные по диаметру шины ведущих колес. Стояночный тормоз на комбайнах совмещен с основным. Дисковые тормоза установлены на валу, шестернях или на полуосях, т. е. в зоне наименьшего крутящего момента.

Чтобы увеличить ширину колеи ведущих колес, фирмы International Harvester и White на роторных комбайнах размещают проставки между бортовыми редукторами и балкой моста. Дополнительно увеличить колею на 356 мм можно, если развести диски ведущих колес. Особенность этих комбайнов — возможность регулирования колеи моста управляемых колес, позволяющая устанавливать одинаковой ширину колеи задних и передних колес. Мост управляемых колес комбайнов «Дон-1500» и СК-10 состоит из балки, выдвижных труб, предназначенных для изменения колеи, поворотных кулаков со шкворнями, осей колес и механизма их поворота. Поворот колес осуществляется под действием рулевого управления с объемным гидроприводом.

Шины передних и задних колес имеют различные типоразмеры. Для комбайнов «Дон-1500» предусмотрены два типоразмера шин. Фирма International Harvester комплектует ведущие колеса комбайна 1480 шинами восьми типоразмеров, а управляемые колеса — пяти типоразмеров. Использование шин большого диаметра и низкого давления дает возможность уменьшить сопротивление перекатыванию, увеличить дорожный просвет и снизить давление на почву. Почти все шины имеют почвозацепы.

Для привода рабочих органов комбайна применяют цепные передачи, ременные и объемные гидропередачи. Большой диапазон частоты вращения рабочих органов комбайна (от 16 до 1300 мин-1), переменные нагрузки и необходимость регулировок рабочих органов в зависимости от условий уборки определяют сложность трансмиссии (приводов) и высокие требования к надежности ее работы.

Рис.3 Бортовой редуктор Дон: 1-Тяга, 2-Вилка, 3- Шплинт, 4-Диск 5- Тяга, 6-Палец, 7- Пружина, 8-Шарик, 9-Гайка, 10-Накладка,11-Вал-шестерня, 12-Подшипник, 13- Пробка, 14-Кольцо, 15-Болт колеса левый, 16-Ось колеса, 17-Гайка колеса левая, 18-Шестерня солнечная z=27, m-5, 19 -Втулка, 20-Водило, 21-Подшипник, 22-Втулка, 23-Манжета, 24-Болт, 25-Шайба. 26- Шайба, 27- Ось сателлита, 28-Шайба,29 — Сателлит 30-дшипник, 31-Муфта соединительная, 32-Кольцо,33-Планка, 34-Болт, 35- Колесо зубчатое z=75, m-5 36-Подшипник, 37-Кольцо, 38-Шайба, 39-Кольцо, 40-Подшипник, 41- Шайба, 42-Шайба замочная. 43- Гайка, 44-Кольцо, 45-Стакан, 46-Стопор,47-Винт, 48-Кольцо, 49-Манжета, 50-Подшипник, 51-Ось, 52-Диск нажимной тормоза,53-Колесо зубчатое z=75, m=5

Вопрос №1. Назначение, характеристика, устройство и работа коробок передач и бортовых редукторов.

Коробки передач предназначены для изменения скорости дви­жения машины и тягового усилия на ведущих колесах при посто­янной частоте вращения и постоянном крутящем моменте колен­вала двигателя, изменения скорости движения машины при по­стоянной частоте вращения коленвала двигателя; осуществления ЗХ машины за счет изменения направления вращения ведомых частей КП; осуществления поворотов машины; торможения маши­ны в движении и на стоянке; пуска двигателя с буксира; отсоеди­нения двигателя от ведущих колес.

Читать еще:  Погрузчики Амкодор – модельный ряд и особенности техники

На машине установлены две КП 2 (рис. 1) и 19 — правая и левая, имеющие незначительные конструктивные отличия. По внешнему виду правая КП отличается от левой наличием двух заглушек на переднем фланце.

Коробка передач состоит из корпуса, планетарных рядов, фрикционов, ведущего и ведомого валов и механизма включения горного тормоза.

Корпус КП составляют фланцы 11 (рис. 7) и 35 и барабан 21, соединенные между собой болтами 61 и 69.

Первый планетарный ряд состоит из зубчатого колеса 8, сател­литов 66 и блока водила первого — третьего планетарных рядов.

Колесо 8 установлено на подшипниках на ведущем валу 83, оно изготовлено заодно с барабаном. На поверхностях барабана нарезаны внутренние и наружные зубья для зацепления с зубьями дисков фрикционов Ф1 и Ф2.

Блок водила первого — третьего планетарных рядов состоит из водила 80, щеки, зубчатого колеса 60 четвертого планетарного ряда и внутреннего барабана 23 фрикциона Ф5. Весь блок уста­новлен на ведущем валу на двух подшипниках. Вместе с валом блок водила через подшипники опирается на задний и передний фланцы.

Второй планетарный ряд состоит из зубчатого колеса 78, во­дила 80, сателлитов 10 и зубчатого колеса 67.

Зубчатое колесо 60 свободно плавает на сателлитах 10. Оно изготовлено заодно с внутренним барабаном фрикциона Ф6.

Сателлиты 10 одновременно находятся в зацеплении с зубча­тыми колесами 67 и 78, а также с соседними сателлитами 66 пер­вого планетарного ряда.

Третий планетарный ряд состоит из зубчатого колеса на веду­щем валу 83, сателлитов 31, зубчатого колеса 32 и водила 80.

Зубчатое колесо 32, которое плавает на зубьях сателлитов 31, выполнено заодно с внутренним барабаном фрикциона ФЗ.

Четвертый планетарный ряд состоит из зубчатых колес 42 и 60, сателлитов 86 и водила 44.

К колесу 42 крепится барабан 38 фрикционов ФЗ и Ф4.

Водило 44 соединено шлицами с ведомым валом 46.

Фрикционы являются управляющими элементами КП. Фрик­ционы Ф1, Ф4, Ф5 и Ф6 тормозят детали планетарных рядов, фрикционы Ф2 и ФЗ блокируют их.

Фрикционы КП конструктивно аналогичны фрикционам кони­ческого и цилиндрического редукторов.

Работа коробки передач осуществляется следующим образом. Каждая передача включается двумя фрикционами. При нейтральном положении Л (рис. 9) включен только один фрикцион Ф4, тормозящий колесо 42, ведомый вал КП, води

Бортовой редуктор предназначен для снижения частоты вра­щения и увеличения крутящего момента, передаваемых от КП к ведущему колесу.

На машине установлены два понижающих бортовых редукто­ра 1 (рис. 1) и 18 планетарного типа, которые включают корпус и планетарный ряд.

Планетарный ряд состоит из зубчатого колеса, изготовленного вместе с валом 46 (рис. 1) КП, сателлитов 45, водила 50 и зуб­чатого колеса с внутренними зубьями (эпицикла), выполненного в крышке 43.

Сателлиты 45 опираются на подшипники, установленные на оси 47.

Водило 50 изготовлено заодно с ведомым валом бортового ре­дуктора. Вал опирается на подшипники в крышке 43. На шлицы ведомого вала устанавливается ведущее колесо. Подшипники ве­домого вала смазываются консистентной смазкой. Планетарный ряд смазывается маслом, поступающим из ведомого вала КП.

Бортовой редуктор вместе с КП крепится к картеру переднего моста корпуса машины.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Колесный, бортовой редуктор: устройство

Трактор – универсальное транспортное средство, пригодное для эффективного использования в самых разных ситуациях. Высокие показатели проходимости тракторов, особенно в условиях бездорожья и пересечённой местности – один из наиболее значимых факторов, влияющих на их популярность и востребованность при проведении различных типов работ, а также доставке грузов в наиболее отдалённые и труднодоступные районы. Обеспечивает проходимость система трансмиссии, одним из наиболее значимых элементов которой является бортовой редуктор, и именно о нём пришло самое время узнать подробнее.

Читать еще:  Как пахать культиватором?

Редуктор и его устройство

Колёсный, или как его ещё называют, бортовой редуктор — составная часть трансмиссии, расположенную непосредственно перед ведущими колёсами и отвечающую за обеспечение пониженной передачи, применяемый в ситуации, когда необходимо увеличение оборотов поступающих на ведущее колесо.

Конструкция редуктора в тракторах МТЗ выполнена по образу и подобию планетарного цилиндра. Нельзя сказать, что она отличается сложностью и замысловатостью, но это не мешает ей максимально эффективно выполнять все возложенные на неё функции. Состоит же агрегат из таких элементов:

  • Шарнир сдвоенного типа;
  • Управляющие рычаги;
  • Шестерня передачи цилиндрического типа;
  • Полуосевой вал, с расположенными на нём шлицами.

Крепление корпуса агрегата с мостом проводится посредством специальной оси, зафиксированной на корпусе болтами. На встроенных осях вращаются подшипники и сателлиты. Во избежание нежелательного перемещения этих элементов по направлению к оси, используют особые удерживающие шайбы. Правильность запрессовки узла проверяют посредством дополнительного фиксирующего винта, а сам корпус редуктора регулируется за счёт гайки затяжного типа, с небольшой шайбой расположенной между ней и подшипником.

Советы по эксплуатации

Заправка масла в агрегат проводится вплоть до нижней кромки заливочного отверстия, закрываемого пробкой. Для слива масла используют сливную пробку, отворачиваемую до нужного уровня. Для внутреннего уплотнения полость редуктора заполняется манжетами. Резиновые кольца применяют для уплотнения расточек на поворотном кулаке либо шарнира сдвоенного типа. Сапун, установленный на редукторе, обеспечивает сохранность оптимального давления в полостях устройства. Но всё же, как и любое иное приспособление, редуктор не застрахован от неисправностей и поломок. Игнорирование проблемы недопустимо, поскольку это может стать причиной окончательного выхода редуктора из строя, а также негативно сказаться на работе всего транспортного средства в целом. Впрочем, учитывая тот факт, что демонтаж агрегата в существенной степени сокращает срок его эксплуатации, особо торопиться с ним не стоит. Ведь даже перегрев узла не всегда свидетельствует о его неисправности.

Обслуживание колесного редуктора

Для повышения надёжности агрегата и продления срока его безопасного функционирования, необходимо с определённой периодичностью проводить его техосмотр и соответствующее обслуживание, используя для этого специальную контролирующую и измерительную аппаратуру. Перед началом ремонтных работ следует предварительно отсоединить коробку передач от корпуса сцепления, под который, впрочем, как и под передний мост, устанавливают подвижные подставки. Под коробку передач ставится подставка неподвижного типа. Далее следует отключить гидросистему и разъединить тракторный остов, раскатать его и отсоединить от корпуса сцепления полураму.

После того как разборка завершена, можно переходить к диагностике агрегата, в первую очередь обратив внимание на следующие моменты:

  • Показатели уровня масла в гидравлическом баке;
  • Функционирует ли двигатель на полной мощности;
  • В каком состоянии находится ходовая;
  • Имеет ли место утечка масла;
  • Есть ли давление в сливной линии гидромотора и на входе в него;
  • В каком состоянии находятся крепёжные соединения;
  • Исправны ли подшипники роликового типа;
  • Не нуждается ли в замене система зубчатого сцепления на верхних и нижних конических парах.

Если в процессе осмотра колёсного редуктора будет обнаружено существенное уменьшение уровня масла в верхней конической паре, значит это верный признак того, что в системе имеется утечка. Нужно обязательно выявить причины её возникновения и максимально оперативно устранить неисправность. Вполне возможно, что для этого может потребоваться даже частичная разборка этого узла, хотя, по сути, это единственный способ устранения проблемы.

Устройство бортового редуктора

Почти каждый автовладелец хоть раз в жизни интересовался серьёзными внедорожниками и военными вездеходами, проходимость которых вошла в легенды. В числе их принципиальных отличий от обычных машин – редукторный мост. Для понимания конструкции внедорожников нужно разобраться, бортовой редуктор – это что такое и для чего предназначен.

Читать еще:  Какой бензиновый культиватор лучше для дачи

Что такое бортовой редуктор

Бортовой редуктор – это деталь, за счёт которой ось вращения колеса может опускаться ниже оси привода, что позволяет увеличить дорожный просвет, не меняя размер колёс. Эта деталь передаёт крутящий момент на колесо или гусеничную цепь и влияет на плавность хода машины, угол поворота и многое другое. На автомобиль, оснащённый бортовым редуктором, можно установить централизованную систему подкачки шин.

Конструкция:

  • корончатая шестерня;
  • солнечная шестерня;
  • водило;
  • вспомогательные шестерни.

Как правило, таким устройством оснащаются колёсная и гусеничная спецтехника и серьезные внедорожники, в первую очередь армейские машины. После установки дорожный просвет увеличивается в среднем на 12 см, колея становится шире на 18 см. Это существенно повышает проходимость, однако ограничивает скорость по трассе до 60–80 км/ч, так как на более скоростных режимах резко возрастает нагрузка на трансмиссию.

Одной из первых легковых машин в СССР, на которую устанавливали колёсный редуктор, стал ЛуАЗ 969 «Волынь» повышенной проходимости, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот компактный автомобиль был предназначен для сельских жителей и рассчитан на эксплуатацию по плохим дорогам. Так же редукторы устанавливают на внедорожники Нива (ВАЗ-2121 и LADA 4×4) и др.

Принцип работы редукторного моста

Корпус бортового редуктора вмещает шестерни, передающие вращение привода колесу или звёздочке гусеницы. Крутящий момент передаётся от ступицы шестерням, а оттуда – на новую, нижнюю ступицу, на которой крепится колесо. В результате колеса опускаются ниже штатных ступиц, а автомобиль поднимется на эту же высоту.

Редукторные или, как их ещё называют, военные мосты отличаются от обычных «гражданских» П-образной формой (мост как перекладина буквы, к обоим концам которой крепятся колеса). Крутящий момент распределяется между главной парой и редукторами, что позволяет уменьшить главную пару и сместить картер на 4 см. В целом редукторные мосты надежнее обычных, обеспечивают повышенную мощность и тягу разгона, но накладывают ограничения по скорости.

Устанавливаются такие мосты на УАЗ и другие армейские внедорожники. Также редуктор бортовой т 40 от УАЗа подходит к другим легковым автомобилям и широко используется для тюнинга.

Устройство бортового редуктора

Устройство бортового редуктора настолько простое, что его можно собрать своими руками. Основа механизма – шестеренка, которая надевается на шлицы стандартного привода. Вторая, ведомая шестерня приводит во вращение колесо. Для того чтобы направление вращения не поменялось, устанавливаются промежуточные (паразитные) шестерни.

Обычно ведомая шестерня имеет больше зубьев, чем ведущая. Это позволяет увеличить передаточное число и при желании оснастить автомобиль шинами большего диаметра.

По тому же принципу устроены тяжёлые тракторные редукторы типа Т 170 или грузовые, которыми оснащаются коммерческие автомобили КамАЗ или МАЗ. Единственное отличие состоит в том, что для гусеничных тракторов и другой техники крутящий момент передаётся не на ступицу колеса, а на звёздочку гусеницы.

Ремонт бортового редуктора при необходимости может быть выполнен собственными руками. В большинстве случаев для устранения шумов и вибраций достаточно заменить вспомогательные элементы: сальники, плавающие уплотнения, подшипники и пр.

Заключение

Бортовые редукторы пользуются большой популярностью у любителей тюнинга и самодельных машин. Если схема трансмиссии позволяет, устанавливают только редукторы, если нет – целиком меняют мосты. Некоторые фирмы специализируются на запчастях к внедорожникам и спортивным автомобилям, например, ВОиН 4х4 и другие. У сотрудников можно проконсультироваться, насколько выбранная деталь подойдёт к вашей машине и как изменит её эксплуатационные характеристики. Так же редукторы и мосты в сборе можно приобрести во всех крупных магазинах запчастей. Нужна ли вам деталь на Ниву или бортовой Т 130, каталог онлайн поможет найти и заказать в кратчайшие сроки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector