25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа с мотоблоком — Мой мотоблок

Содержание

Работа с мотоблоком и подготовка его перед эксплуатацией

В данном материале, рассмотрим нюансы по работе с мотоблоком, во избежание каких либо проблем.

Эксплуатацию мотоблока, следует начинать с прочтения приложенной инструкции подготовке мотоблока к работке.

Подготовка мотоблока к работе и запуск

— Перед запуском мотоблока убедитесь в достаточном количестве масла и топлива. Если жидкостей не хватает, долейте их до нужного уровня. Замену масла и топлива, следует производить при выключенном двигателе.

— Перед запуском, убедитесь, что рычаги привода колёс не заблокированы.

— Установите заслонку подачи топлива в открытое положение.

— При запуске холодного двигателя, установите воздушную заслонку карбюратора в закрытое положение.

— Установите выключатель зажигания в положение «Включено».

— Вытяните трос ручного стартера до момента появления сопротивления. Дерните энергично трос ручного стартера. Это необходимо делать, до запуска двигателя.

Остановка двигателя — профилактика поломок

— Для предотвращения повреждений мотоблока и облегчения его последующего запуска, дайте двигателю поработать несколько минут перед остановкой.

— Установите рычаг управления дроссельной заслонкой вниз до минимума.

— Установите выключатель зажигания в положение «Выключено».

— Установите заслонку подачи топлива в закрытое положение.

Общие советы по эксплуатации мотоблока:

— Поддерживайте мотоблок в исправном состоянии, при необходимости проводите профилактические работы.

— Каждый раз перед использованием мотоблока, производите его визуальный осмотр на предмет повреждений, надежности крепления узлов и деталей.

— При работе с мотоблоком, остерегайтесь открытых частей двигателя, во избежание ожогов.

— Все работы по установке, замене и регулировке узлов и деталей, производите только при выключенном двигателе.

— Будьте внимательны при движении мотоблока назад, соблюдайте расстояние от фрез во избежание травм.

— будьте внимательны при обработке твердых и сухих почв, фрезы могут зацепиться за поверхность и резко дернуть мотоблок.

— Не оставляйте мотоблок с включенным двигателем без присмотра.

— Во время работы с мотоблоком, следите, чтобы крышка масляного и топливного бака, были плотно затянуты.

Правильно хранение мотоблока — залог долгой работы

Если Вы, не собираетесь использовать мотоблок длительное время, его необходимо подготовить к хранению.

— Очистить мотоблок от остатков грязи и травы.

— Проверить состояние ремней и шкивов.

— Подготовить двигатель к хранению, заменив масло и проверить его на наличие подтеков.

— Слейте остатки топлива из бака.

— Поместить мотоблок в чистое сухое место.

Видео: мотоблоки в работе

Как пользоваться мотоблоком

Для работы на загородном участке или на собственной даче многие их хозяева приобретают механические устройства, называемые среди любителей мотоблоками. С их помощью удается не только повысить эффективность обработки грядок, но и совершать множество других вспомогательных операций. Чтобы реализовать все эти возможности, сначала потребуется ознакомиться с тем, как работать мотоблоком эффективно, используя весь заложенный в это устройство потенциал.

Описание

Мотоблок представляет собой подвижный силовой агрегат, при необходимости оснащаемый навесным оборудованием. Благодаря этому он может применяться для выполнения самых различных операций, востребованных на приусадебных участках. Это устройство не следует путать с моторизованным культиватором, предназначенным только для обработки земли.

Внешне он выглядит как механизм особой конструкции, состоящий из следующих основных частей:

  1. Бензиновый двигатель (он может быть дизельным или электрическим).
  2. Трансмиссия.
  3. Редуктор и вал отбора мощности.

Помимо основных узлов, в состав устройства входят вспомогательные детали и навесные узлы для дополнительного оборудования.

Принцип работы

Ознакомиться с принципом работы мотоблока можно лишь после того, как изучено его устройство. При этом важно понимание порядка взаимодействия всех составляющих его узлов, который может быть описан так:

  1. Крутящий момент с двигателя передается на трансмиссию.
  2. В этом узле он посредством ремня приводит во вращение механические части редуктора.
  3. И только после этого вращающее усилие передается на вал отбора мощности (колеса или приводной механизм навесного оборудования).

Рассмотренный порядок работы мотоблока позволяет превратить энергию дизельного или бензинового топлива в полезное тяговое усилие.

Как можно использовать агрегат

При наличии в хозяйстве современного мотоблока его пользователю удается совершать самые различные операции, на первый взгляд не имеющие к нему никакого отношения. К таким необычным способам применения механического средства относятся уборка картофеля и очистка территории от снега в зимний период. Помимо этого, его владелец получает возможность проведения следующих рабочих операций:

  1. Вспашка почвы (для этого заранее следует ознакомиться с тем, как работать мотоблоком с плугом).
  2. Боронование.
  3. Окучивание.
  4. Прополка грядок и уборка урожая.

К этому можно добавить перевозку грузов на небольшие расстояния и использование его в качестве приводного механизма для домашнего фрезерного станка. Работа мотоблока с фрезой – это особый вопрос, для рассмотрения которого потребуется отдельная статья.

Навесное оборудование

Отечественной промышленностью выпускается два вида оборудования для мотоблоков, одно из которых учитывается в его комплектации и предназначается для выполнения основных рабочих операций. Второй вид вспомогательных приспособлений может быть приобретен отдельно за дополнительную плату. К числу входящего в комплект инструмента входят следующие узлы:

  1. Грунтовые зацепы, представляющие собой стальные ободья, оснащенные шипами (фото ниже).
  2. Подъемный механизм подвески.
  3. Плоскорезы для рыхления почвы.
  4. Специальный мульчер.
  5. Пресс-подборщик (для формирования тюков сена).
Читать еще:  Навесное оборудование на МТЗ-82 и МТЗ-80

К обязательным составляющим этого агрегата относят подъемный механизм подвески, который при любом положении груза сохраняет горизонтальное положение. Остальные узлы используются по своему функциональному назначению.

Как пользоваться техникой

Прежде чем разобраться с тем, как пользоваться мотоблоком Нева, например, потребуется ознакомиться с рекомендациями по его применению. Согласно им после сборки купленного изделия не нужно спешить с запуском его в работу, следует внимательно изучить прилагающуюся к изделию инструкцию.

Работать с агрегатом допускается только в спецодежде и сапогах с высоким голенищем.

Большое внимание уделяется особенностям работы с тяжелыми моделями, значительный вес которых заметно осложняет управление агрегатом. Перед началом его применения следует внимательно изучить органы управления, а также проверить все узлы на легкость их срабатывания. В процессе вспашки, например, потребуется внимательно отслеживать положение центра тяжести агрегата, который у большинства тяжелых моделей смещен вперед. Во время работы придется прикладывать определенные усилия для того, чтобы удержать мотоблок в горизонтальном положении. При этом должно учитываться навесное оборудование, которое после присоединения обычно снижает дисбаланс и смещает центр тяжести.

В облегченных моделях с небольшим весом в качестве опоры нередко используется регулятор глубины обработки почвы. Его высота выбирается таким образом, чтобы в неподвижном состоянии агрегат оставался устойчивым. В ряде изделий для этих целей служит дополнительное колесо.

Заключение

В заключительной части обзора отметим, что пользоваться купленным в личное пользование мотоблоком можно лишь после предварительного знакомства с его устройством и изучения принципа работы. Для подробного ознакомления со всеми тонкостями обращения с этим агрегатом рекомендуется просмотреть представленные в Интернете видео мотоблока в работе.

Мотокультиватор: полезные советы в работе

Правильная работа с мотокультиватором позволяет фермеру выполнять массу аграрных задач, без труда, в том числе: обрабатывать почву, междурядье, картофель, проводить очистку территории и устанавливать определенную форму грядки. Учтя особенности местности, степень засушливости почвы и особенности работы фрез, владелец сделает работу оборудования более продуктивной и эффективной.

Мотокультиватор предназначен для выполнения различных работ. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с их основными видами, а также с правилами техники безопасности.

Обработка почвы

Преимуществом мотокультиватора является возможность делать перекопку огорода по частям, отдельными грядками к срокам посева.

Выполнять перекопку можно двумя способами двигаясь зигзагом (по рядам в прямом и обратном направлении) или по кругу (начиная от центра и увеличивая круги по спирали). Для прямоугольного огорода удобнее первый способ, для квадратного второй.

Порядок действий при обработке следующий.

  • Установить необходимое количество фрез.
  • Снять колеса.
  • Завести двигатель и прогреть его.
  • Нажать рукоятку сцепления.
  • Идти за культиватором, направляя его движение.
  • Следить, чтобы не оставалось необработанных участков.

Междурядная обработка

Это вторая по важности операция, которую вам предстоит выполнять с помощью мотокультиватора в течение всего сезона. Технически она выполняется так же, как перекопка. Но для успешной обработки междурядий необходимо заранее верно рассчитать их ширину. Для этого надо принять во внимание два параметра: ширину максимального разрастания корневой системы данной культуры и максимальную ширину захвата вашего культиватора. Ширина междурядий (расстояние между средними линиями двух соседних рядов) должна быть равна сумме двух этих параметров. Тогда обработку вы сможете проводить без ущерба для корней растений. А по мере разрастания корневой системы можно уменьшать количество фрез.

Обработка картофеля

Окучивание проводят аналогично междурядной обработке, но вместо фрез устанавливают окучиватель. Если на междурядьях есть сорняки, необходимо сначала пройти фрезой, а затем уже окучивателем.

Для выкапывания картофеля используют специальное навесное приспособление картофелекопатель. Вместо фрез надевают колеса. Культиватор устанавливают так, чтобы он шел не по междурядью, а над рядом. Сначала обрабатывают нечетные ряды, собирают с них картофель и потом только приступают к четным рядам. Глубина копателя выставляется с помощью регулятора, для этого надо знать глубину залегания картофеля. Сам копатель устанавливают под углом к почве, чтобы он проходил чуть ниже клубней и захватывал их, не повреждая.

  1. Не допускать переполнения топливного бака.
  2. Любое техническое обслуживание мотокультиватора проводить только при выключенном двигателе.
  3. Если во время работы пространство между фрезами культиватора и корпусом редуктора забилось травой или другими посторонними предметами, необходимо немедленно выключить двигатель и удалить мешающие предметы.
  4. При обработке наклонной местности необходимо продвигаться только поперек склона.
  5. При любых обстоятельствах запрещается блокировать мотокультиватор посредством отключения двигателя.

Площадь участка для обработки

Прежде чем приобретать мотокультиватор, нужно подсчитать площадь участка, сделать замер узких его частей, оценить качество почвы.С этой информацией вы сможете обратиться за помощью к консультанту в специализированном магазине мототехники он поможет подобрать вариант с оптимальными для вас параметрами.

Форма грядок

Если вы планируете обрабатывать свой огород с помощью мотокультиватора, надо заранее позаботиться об удобной форме и расположении грядок. Маленькие грядки, разбросанные по всему участку среди деревьев и кустарников, не подходят для такой работы. Овощи надо высаживать сплошными параллельными рядами, расположенными вдоль длинной стороны участка. В начале и конце каждого ряда нужно оставить место, чтобы можно было развернуть культиватор и зайти на соседний ряд.

Мощность мотокультиватора

Если вы хотите продлить срок службы мотокультиватора, лучше выбрать агрегат с большей мощностью двигателя при прочих равных параметрах. В этом случае мотор будет работать вполсилы, а следовательно, меньше изнашиваться. Именно от его работы в основном и зависит длительность срока эксплуатации

Очистка участка

Прежде чем приступать к обработке огорода мотокультиватором, необходимо очистить обрабатываемый участок с помощью граблей от мелких камней и веток. Кроме того, надо убрать все посторонние предметы, которые могут помешать работе фрез. Это могут быть камни, доски, крупные ветки, нападавшие в огород с деревьев, деревянные колышки для подвязки, которые могли остаться с прошлого года, какой-либо металлический мусор, куски веревки или проволоки и т. п.

Читать еще:  Бензокоса Штиль (Stihl) FS 130

Работа фрез

Управляя мотокультиватором при обработке твердой почвы или целинной земли, нужно быть особенно внимательным. Иногда фрезы резко дергают машину вперед, так что она может опрокинуться. В подобных случаях не следует пытаться удержать культиватор, иначе вы рискуете упасть вместе с ним и попасть под фрезу. Надо убрать руки с рукояток газа и сцепления для срабатывания экстренной остановки. Некоторые модели оснащены специальным рычагом аварийной остановки.

Очень сухая почва

Не рекомендуется вскапывать мотокультиватором слишком сухую почву. Грунт чрезмерно измельчится, влага в нем будет очень плохо удерживаться. Пересушенный грунт следует обильно полить водой за 1-2 дня до обработки. Обработка слишком переувлажненной почвы также будет малоэффективной. На ней образуется большое количество крупных комьев. Кроме того, сама работа культиватора будет затруднена, фрезы станут вязнуть. После сильного дождя обработку откладывают на 1-2 дня.

Задняя скорость

Если мотокультиватор имеет заднюю скорость, ни в коем случае не следует включать ее при заглубленных в грунт плуге, окучивателе, картофелекопателе или других навесных приспособлениях. Несоблюдение этого правила может привести к поломке вашего оборудования. Перед включением задней скорости необходимо наклонить мотокультиватор так, чтобы приспособление вышло из грунта. То же самое требование касается и ограничителя заглубления.

При междурядной обработке

На маленьких площадях или для обработки междурядий нецелесообразно применять тяжелые мотокультиваторы. В таких условиях придется работать только с одной парой фрез, под весом тяжелого агрегата они утонут в почве. При этом скорость их вращения будет недостаточной, поэтому качественного измельчения сорняков не получится. К тому же крупный агрегат трудно удерживать на узком междурядье он будет заваливаться и повреждать растения.

Особенности устройства мотоблока и инструкция по эксплуатации

Мотоблок является самым известным и востребованным видом малой сельскохозяйственной техники и широко используется для решения различных агротехнических задач. Популярность агрегата обусловлена его универсальностью, простотой в использовании и высокими эксплуатационными характеристиками.

Технические характеристики

Главными техническими параметрами мотоблоков являются мощность, тип двигателя, ширина захвата, глубина вспашки и расход топлива.

  • Мощность мотора современных моделей варьируется от 3,5 до 15 л. с. Маломощные образцы с двигателями от четырех до шести лошадиных сил используются для сезонных работ на небольших приусадебных участках размеров от 10 до 50 соток. На маленьких дачных огородах площадью 6 соток мотоблоки обычно не используются, и уступают место мотокультиваторам. Модели с мощностью двигателя 6-7 л. с. отлично справляются с полями от 40 соток до 1 га, а образцы тяжёлого класса с моторами по 8-15 л. с. используются на плантациях от 1 до 4 га.

При обработке более масштабных территорий использование мотоблоков считается неэффективным, и в таких случаях требуется помощь мини-трактора.

  • Следующим важным рабочим параметром является тип двигателя. Как было сказано выше, бензиновые модели устанавливаются на мотоблоки мощностью до 10 л. с., а дизельные – от 8 до 15 л. с. При этом дизельные агрегаты обладают значительно большим моторесурсом и используются для выполнения тяжёлых земляных работ.
  • Не менее значимым техническим показателем является ширина захвата навесного оборудования, которая напрямую влияет на общую производительность мотоблока. Так, модели мощностью в 2,57 кВт способны захватывать по 60 см поверхности, образцы с мотором 2,94-3,6 кВт – 80 см, агрегаты 3,68-4,41 кВт – до 90 см, и тяжеловесы с двигателями от 6,62 до 8,83 кВт – захватывают 100 см.
  • Глубина захвата также зависит от мощности двигателя и варьируется от 20 см у маломощных моделей до 35 см у серьёзных образцов.
  • Расход топлива разнится в зависимости от модели и в среднем составляет 0,9-1,5 кг/час.

Устройство и принцип работы

Мотоблок представляет собой мобильное колёсное устройство, работающее на базе одноосного шасси, по своей функциональности сравнимое с мини-трактором. Название мотоблок было дано ему в середине 80-х годов прошлого века, притом что до этого технику называли одноосным пешеходным трактором. Старый термин был обусловлен особенностью управления агрегатом, в процессе которого оператор вынужден шагать за ним вслед и держать машину за специальные рукоятки.

За время своего существования агрегат не претерпел каких бы то ни было серьёзных изменений, став промежуточным звеном между мини-трактором и мотокультиватором, вобрав в себя лучшие эксплуатационные характеристики обоих видов.

Современный рынок представляет широкий ассортимент мотоблоков от разных производителей, однако, их конструкция не имеет принципиальных различий. Все агрегаты устроены примерно одинаково и включают в себя двигатель, ходовую часть, трансмиссию и систему управления.

  • Двигатель. Современные мотоблоки оснащены двигателями внутреннего сгорания, причём в более лёгких моделях используют бензиновые четырехтактные движки, в то время как образцы тяжёлого класса оборудуются мощными дизельными моторами. Однако на более ранних моделях можно встретить и двухтактные двигатели, но в силу их возраста встречается такие образцы достаточно редко. Моторы, в свою очередь, оснащены системами воздушного охлаждения, зажигания, топливными фильтрами, карбюратором и системой смазки.

Механизм запуска практически во всех моделях представлен двумя видами стартера – ручным и электрическим. Это позволяет завести двигатель в любых температурных условиях, а также после длительного простоя агрегата.

  • Трансмиссия, передающая крутящий момент на колёса, служит для изменения скорости агрегата, и состоит из редуктора, дифференциала, сцепления и коробки переключения скоростей. Последняя, в свою очередь, может иметь до шести передних и двух задних передач. Практически все машины оснащены валом отбора мощности, при помощи которого крутящий момент передаётся на вращающиеся элементы навесного оборудования. Дифференциал устанавливается преимущественно на тяжёлых машинах и обеспечивает вращение левого и правого колёс с разной скоростью. Это бывает необходимо при обработке сложных участков и вспашке целинных земель.
Читать еще:  Карта сайта — Мой мотоблок

Дифференциалы моста часто оснащаются системой блокировки, при включении которой оба колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью. Это позволяет мотоблоку преодолевать высокие препятствия и осуществлять транспортировку грузов по бездорожью.

  • Ходовая часть мотоблоков представлена крепкой стальной рамой, на которой крепятся основные узлы и колёсные диски. Большинство агрегатов оснащены широкими пневматическими колёсами и дополнительно укомплектованы грунтозацепами. Последние представляют собой металлические обода с глубоким агрессивным протектором. Грунтозацепы предназначены для увеличения веса мотоблока, а также для улучшения его сцепления с землёй во время выполнения тяжёлых земляных работ, например, вспашке.
  • Органы управления представлены совокупностью систем, позволяющих изменить направление движения и скорость мотоблока, и включают в себя руль с расположенным на нём рычагом переключения передач, ручками сцепления и газа, а также кнопкой экстренного тормоза. Рычаги управления карбюраторной заслонкой и валом отбора мощности расположены на соответствующих узлах и также хорошо доступны. Сам руль во многих моделях может регулироваться по высоте и глубине выноса, что позволяет настроить мотоблок под свой рост.

Как подготовить к работе?

Сразу после покупки мотоблок нуждается в грамотной подготовке, от правильного проведения которой зависит успех дальнейшей эксплуатации агрегата. Перед тем как завести агрегат, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Обычно там пошагово прописывается каждый этап подготовки к запуску и сам запуск. Однако если агрегат был приобретён с рук и сопроводительная документация на него отсутствует, то для того, следует воспользоваться рядом простых рекомендаций.

Итак, перед первым пуском необходимо протянуть все резьбовые соединения агрегата, проверить уровень масла в бачке и залить бензин в топливный бак. Несмотря на то что большинство современных моделей мотоблоков работает на бензине марки А-92, 95-й бензин в них также с успехом заливается. Исключение составляют двухтактные бензиновые моторы, установленные на старых мотоблоках. В качестве топлива они используют бензин, разведённый моторным маслом в пропорции 4: 1.

Что касается дизельных двигателей, то в летний период следует заливать летнюю солярку, а зимой – зимнюю.

Если этим требованием пренебречь и запустить двигатель при отрицательной температуре на летней солярке, то через короткий отрезок времени топливо загустеет и забьёт топливопровод. Если мотоблок уже не новый, нелишним будет проверить, в каком состоянии находятся свечи зажигания и при обнаружении прогоревших экземпляров их следует немедленно заменить. После того как подготовительные мероприятия будут завершены, мотоблок устанавливают на ровную поверхность, регулируют высоту и вынос руля, а также проверяют плавность хода рычагов газа и сцепления.

Как правильно заводить?

Запуск бензинового и дизельного двигателей выполняется по-разному, поэтому прежде чем к нему приступить, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами.

  • Бензиновый мотоблок запускают следующим образом: рычаг подсоса устанавливают в положение «Запуск» (Choke), открывают бензиновый кран и 3-5 раз прокачивают с помощью ручного стартера. Затем включают зажигание и ещё раз дёргают за трос стартера. Как только двигатель заработает, рычаг подсоса переводят в режим «Работа» (Run). Если же мотоблок оснащён электрическим стартером, то для его запуска достаточно просто включить зажигание. Электростартер автоматически начинает закачку бензина в карбюратор и никаких дополнительных действий со стороны оператора не требует.
  • Дизельные моторы запускаются немного сложнее, что обусловлено склонностью системы к завоздушиванию, а солярки к перемерзанию. Поэтому при запуске дизеля в зимнее время в бак следует заливать топливо соответствующей плотности. Для того чтобы удалить воздух из системы, существует два способа. В первом случае можно 5-7 раз поработать ручным стартером и подобным образом прокачать систему. Если это не помогает, то следует прибегнуть ко второму, более трудоёмкому, но эффективному методу.

Для этого открывают кран подачи солярки, затем поочерёдно раскручивают все соединения топливопровода. Как только в раскрученном соединении появляется солярка, его закручивают и двигаются дальше до самой форсунки. Затем открывают все топливные краны, устанавливают газ в среднее положение и, удерживая пальцами декомпрессор, выжимают его и пару-тройку раз прокачивают. После этого декомпрессор немного оттягивают и постепенно возвращают в начальное положение. Далее на него ещё раз нажимают и сразу же дёргают ручной стартер.

Если всё сделано правильно, то двигатель должен завестись.

Инструкция по эксплуатации

Чтобы мотоблок прослужил как можно дольше, а работа с ним была простой и комфортной, необходимо соблюдать ряд рекомендаций.

  • Обкатку нового мотоблока производят в течение 25 часов, после чего доливают масло в редуктор и полностью меняют смазку в картере. Очередную замену масла выполняют через каждые 50 часов работы.
  • Через каждые 100 ч эксплуатации мотоблок очищают от грязи и пыли, меняют масло в редукторе и устанавливают новые ремни, а каждые 300 часов производят смазку тросиков дросселя и сцепления.
  • Установка дополнительных модулей, таких как плуг, помпа, фреза, картофелекопалка или косилка должна выполняться при выключенном двигателе и на ровной площадке.
  • При пробуксовке колёс на тяжёлых грунтах и глинистых почвах необходимо навешивать на агрегат дополнительные грузы, а при работе с плугом на целине – противовес.
  • Управлять мотоблоком лицам моложе 18 лет категорически запрещено.
  • Для продления срока службы аккумулятора мотоблока, хранить его нужно при температуре не ниже 10 градусов. В противном случае плотность электролита снижается, а износ пластин, напротив, возрастает.
  • Периодически следует проверять воздушный фильтр и натяжение приводного ремня, а также протягивать гайки, которые под воздействием вибрации ослабевают.
  • При появлении постороннего стука в двигателе либо при обнаружении других неполадок пользоваться мотоблоком запрещается.

При отсутствии определённых технических знаний и навыков выполнять самостоятельный ремонт сложных узлов и агрегатов не рекомендуется.

О том, как правильно обкатать мотоблок, смотрите в следующем видео.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector