27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лесовоз маз-509: характеристики, отзывы

Лесовоз МАЗ-509 от крупнейшего советского производителя

В послевоенное время в СССР развитие промышленности не возможно было бы без увеличения количества грузового транспорта. Одним из крупнейших производителей грузовых автомобилей в то время являлся Минский автомобильный завод. В 60-х годах этот завод приступил к производству совершенно новых грузовиков, получивших обозначение МАЗ-500. Также производитель на базе этого грузовика производил ряд специальной техники, в том числе и автомобили, предназначенные для лесозаготовительных работ. Грузовики, использовавшиеся для перевозки леса, получили свое обозначение – МАЗ-509.

Лесовоз МАЗ-509

МАЗ-509 представлял собой тягач, оснащенный прицепом-роспуском. Лесовозы на базе 500-й серии грузовиков МАЗ производились очень длительное время, за время производства он дважды модернизировался. Выпуск лесовозов МАЗ началось в 1966 году с модели МАЗ-509П.

МАЗ-509П являлась пробной серией с не очень большим количеством произведенных авто. Производство этой версии продлилось не долго – до 1969 года.

Фото лесовоза МАЗ-509

Конструктивные особенности

Как сказано, построен лесовоз был на базе МАЗ-500, но обладал он рядом отличий. На то время все грузовики МАЗ являлись одними из самых современных в СССР, но от МАЗ-500 лесовоз отличался довольно серьезно по трансмиссии.

А вот трансмиссия, которая использовалась на МАЗ-509, была несколько иной, чем у других моделей. Лесовоз был первым автомобилем Минского завода, который оснащался полным приводом. Помимо этого для лесовоза была пересмотрена и коробка передач. У моделей МАЗ-509 она была 5-скоростной, отличались и передаточные числа коробки. Поначалу на лесовозы устанавливался передний мост с планетарным редуктором, от которого быстро отказались в пользу моста обычной конструкции.

Используемые полуприцепы

Для перевозки древесины с данным тягачом использовалось два прицепа-роспуска — ГКБ-9383 и ТМЗ-803М. Эти прицепы были двухосными и оснащались механизмом самозатаскивания. Данный механизм позволял складывать тележку прицепа и грузить ее на тягач. Когда тележка не использовалась и была погружена на тягач, МАЗ-509 являлся двухосным, когда же требовалась перевозка древесины, прицеп раскладывался и лесовоз становился четырехосным, с двумя ведущими мостами. Использование данных прицепов-роспусков позволяло перевозить на МАЗ-509 древесину длиной 17-27 м.

Технические характеристики

Технические характеристики лесовоза МАЗ-509:

Лесовоз МАЗ-509: характеристики, отзывы

Лесовоз МАЗ-509 выпускался на Минском автомобильном заводе с 1966 по 1990 годы. Это был первый автомобиль, полностью разработанный и собранный на МАЗе. От предшественников автомобиль отличали бескапотная компоновка, мощный двигатель, улучшенная трансмиссия и ряд других новшеств, инновационных для того времени.

История выпуска МАЗ-509

Перед разработчиками МАЗ-509 стояла задача — создать достойную альтернативу устаревшим на тот момент грузовикам 200 серии. В это время в Минский автозавод вкладывались значительные средства, и автомобиль должен был стать наглядным свидетельством того, что предприятие не только полностью восстановилось после войны, но и успешно развивается.

Цель была достигнута — в послевоенную серию вошли самосвал МАЗ-500 (пять модификаций) и полноприводной МАЗ-505. Все эти модели до сих пор можно увидеть в рабочем состоянии, а также на многочисленных видео, доказывающих высокое качество проектирования и сборки.

Многие технические решения были применены впервые. Например, убедиться в целесообразности бескапотной компоновки разработчики могли только на зарубежном опыте, в отечественном автомобилестроении она ранее не применялась. При этом времени на выпуск опытных экземпляров и обкатку разработок не было — все новинки сразу запускались в серийное производство. Каждый узел, каждая деталь, будь то приборная панель или рессора, испытывались в рабочих условиях.

Необходимость совмещать разработки с серийным выпуском привели к тому, что автомобили сходили с конвейера небольшими партиями, каждая следующая дорабатывалась по сравнению с предыдущей. Для советского автомобилестроения это был практически уникальный опыт, когда преимущества перспективной разработки не только не были уничтожены некачественной сборкой, но, напротив, были многократно протестированы в «полевых условиях» и доведены до совершенства.

В результате технические характеристики МАЗ-509 завоевали ему славу одного из лучших грузовых автомобилей страны. Мощный, проходимый, надёжный – он широко применялся на строительных площадках, карьерах, лесоразработках и пр.

Модификации, фото

Первые экземпляры сошли с конвейера в 1966 году. Модель получила название МАЗ-509П. К 1969, за три года, конструкторы выявили и устранили ряд недочётов. Производство усовершенствованной модели велось уже без буквенной маркировки.

Читать еще:  Культиватор Эхо (Echo)

К 1978 году завод ещё доработал конструкцию, немного изменил дизайн и начал выпускать лесовоз МАЗ-509А. Производство длилось до 1990 года, после чего грузовики 500 серии больше не производились. От предшественника 509А можно отличить по обновлённой кабине — на фото его легко узнать по узкой решётке радиатора и фарам, расположенным на переднем бампере (ранее они находились на кабине).

Технические характеристики автомобиля

Размеры:

  • длина — 6770 мм;
  • ширина — 2600 мм;
  • высота — 3000 мм;
  • дорожный просвет — 310 мм;
  • снаряженная масса – 8800 кг;
  • максимальная масса автопоезда — 30 000 кг;
  • грузоподъемность – 21 т;
  • длина транспортируемого груза – до 27 м.

Двигатель — ЯМЗ-236:

  • объём — 11,15 литра;
  • мощность – 200 л. c.;
  • топливные баки – два, по 175 литров каждый;
  • топливо — дизель;
  • расход топлива (с нагрузкой) — 48 л / 100 км;
  • максимальная скорость (с грузом) — 60 км/ч;
  • КПП – механическая, пятиступенчатая.

Устройство лесовоза МАЗ-509

Автомобиль проектировался специально для работы на вывозке леса, поэтому получил усиленную раму, позволявшую перевозить грузы по дорогам с глубокими колеями и заходить в зону лесоразработки. Для облегчения погрузки и выгрузки автомобиль оснащали мощной лебедкой. Прицеп-роспуск имел устройство самозатаскивания, позволявшее сложить его и загрузить на тягач, тем самым превратив лесовоз в двухосный грузовик. Это было особенно удобно при перегонах пустого автомобиля.

При разработке серии были реализованы инновационные для того времени технические решения, большинство которых оправдала себя, но часть была признана неподходящими. Например, бескапотная компоновка существенно уменьшила габариты, полностью оправдав надежды проектировщиков. Но передний мост с планетарным дифференциалом, которым оснащали первую партию 509П, было решено заменить на обычный.

На автомобили устанавливали мощный шестицилиндровый мотор с водяной системой охлаждения. Мощность мотора позволяла использовать лесовоз в качестве седельного тягача для прицепов и полуприцепов. Улучшенная коробка раздаточная обеспечила увеличение скорости и грузоподъемности. Также была усовершенствована трансмиссия и другие узлы и агрегаты.

Заключение

Выпуск 509 модели МАЗ был прекращён в 1990 году, но автомобили до сих пор пользуются устойчивым, хотя и небольшим спросом. На форумах обсуждаются вопросы, сколько весит лесовоз под нагрузкой, какую скорость развивает и можно ли его приобрести. Надежная конструкция, превосходные рабочие качества и положительные отзывы позволили 509 модели занять почётное место в истории советского автомобилестроения.

Характеристики лесовоза МАЗ-509 Головастик и ТОП-3 популярные модификации

Грузовик МАЗ-509 представляет собой лесовозную версию автомобиля модели 500, получившего прозвище «головастик». Машины производились в нескольких версиях с 1966 по 1990 гг. Часть лесовозов (выпуска после 1973 г.) оснащалась эмблемой знака качества ГОСТ, которая подтверждала высокое качество продукции.

Технические характеристики

В основе лесовоза лежит клепаная рама, составленная из штампованных элементов. Мосты имеют зависимую рессорную подвеску, спереди установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве силового агрегата используется 180-сильный атмосферный дизель ЯМЗ-236. Мотор имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Для подачи топлива используется механический насос высокого давления, оборудованный центробежным регулятором оборотов.

Двигатель имеет жидкостную принудительную систему охлаждения. По отдельному заказу на лесовозах устанавливался жидкостный предпусковой подогреватель. Устройство упрощало запуск двигателя при температурах окружающей среды от -40°С. Запас топлива размещен в 2 баках, вмещающих по 175 л жидкости каждый.

Коробка передач имеет 5 скоростей для движения вперед. Дополнительно используется раздаточный редуктор, распределяющий крутящий момент между мостами. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал, повышающий проходимость. Между раздаточной коробкой и картерами мостов установлены карданные валы со щлицевыми соединениями. На задней оси установлены сдвоенные колеса. Шины имеют стандартный дорожный рисунок, но встречались версии машины с резиной повышенной проходимости.

Тормозная система автомобиля барабанного типа с пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является компрессор, установленный на силовом агрегате. На грузовике применяется электрооборудование с напряжением 24В. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем.

Габариты и технические характеристики автомобиля:

  • длина — 6770 мм;
  • ширина — 2600 мм;
  • высота (по кромке ограждения, без нагрузки) — 3000 мм;
  • высота в транспортировочном положении (с установкой роспуска на тягаче) — 3660 мм;
  • база — 3950 мм;
  • колея передних/задних колес — 1950/1900 мм;
  • минимальный дорожный просвет (под картером заднего моста) — 310 мм;
  • вес роспуска с грузом — 21000 кг;
  • максимальная масса автопоезда — 30000 кг;
  • расход топлива (нормативный, с нагрузкой) — 48 л на 100 км пути;
  • скорость передвижения (с грузом) — 60 км/ч;
  • расстояние, необходимое для остановки (от 40 км/ч на сухом твердом грунте), — 21 м;
  • угол подъема (с полной нагрузкой) — 12°.
Читать еще:  Классификация плугов для вспашки

Характеристики грузового автомобиля позволяют перевозить пиломатериалы длиной от 6,5 до 30,0 м. Для укладки концов хлыстов используется специальный прицеп-роспуск модели ГКБ-9383 или ТМЗ-803М. Прицеп оснащен поворотной установкой 2 осей, управление осуществляется тросовыми приводами.

На тягаче имеется специальное оборудование, позволяющее загружать роспуск на заднюю часть грузовика.

В таком виде автомобиль имел меньшую длину, что позволяло перемещаться между рабочими площадками по дорогам общего пользования. Привод барабанной лебедки выполнялся от отдельного редуктора, установленного на коробке передач.

На лесовозе устанавливалась 3-местная цельнометаллическая кабина сварной конструкции. В кабине имеются 2 боковые двери и отдельное спальное место. Для доступа к силовому агрегату узел откидывается вперед на специальных шарнирах. В стандартное оснащение входят опускающиеся стекла в дверях, система очистки ветровых стекол и отопительная установка с вентилятором. В кабине установлено отдельное сиденье для водителя, которое регулируется по нескольким направлениям.

Модификации

Минский автозавод выпускал несколько вариантов лесовозного грузовика:

  1. Ранним вариантом является модель 509П, которая поставлялась заказчикам всего 3 года (с 1966 г.). На машине использовался передний ведущий мост с планетарными редукторами, установленными в ступице. В трансмиссии используется сухое сцепление с 1 рабочим диском.
  2. В 1969 г. на конвейер встал модернизированный автомобиль модели 509. Машина отличалась измененной схемой сцепления, измененными передаточными числами в раздаточном редукторе и коробке передач. Для упрощения конструкции в переднем мосту стали использовать цилиндрические колесные редукторы. Доработки конструкции позволили увеличить грузоподъемность на 500 кг.
  3. С 1978 г. начался выпуск МАЗ-509А, который получил доработки по аналогии с базовой версией грузовика. По неизвестным причинам автомобилю не присвоили нового обозначения. Внешним изменением стало перемещение фар головного освещения в передний бампер. На кабине появилась новая декоративная решетка с комбинированными фонарями на заглушках, установленных на месте отверстий под фары. Тормозной привод получил раздельную схему привода по мостам.

Цена и аналоги

Цена подержанных автомобилей составляет 100-250 тыс. рублей, но лесовозы в продаже встречаются редко. Это связано с быстрым износом техники в крупных лесозаготовительных организациях. Стоимость аренды составляет около 1-1,5 тыс. рублей в час, но подобные предложения — редкость. Современными аналогами являются 2-осные лесовозы МАЗ-5434, 3-осные машины МАЗ-6317 или техника на базе полноприводного шасси КамАЗ-43118.

МАЗ-509

Как известно, любая война рано или поздно заканчивается миром. И потому неудивительно, что Советский Союз, одолевший в свое время фашистскую Германию, после окончания боевых действий стал активно отстраивать разрушенное государственное имущество. Само собой разумеется, что любая стройка требует наличия специальной техники. В связи с этим особая нагрузка легла на Минский автомобильный завод, который и начал производство собственного лесовоза. О нем мы и поговорим в данной статье, и узнаем, в частности, сколько весит рама от МАЗа-509.

Обновленный автопарк

Изначально 500-я серия, к которой принадлежит данный автомобиль, являлась прогрессивной и перевернула в некоторой степени сознание советских инженеров и водителей. А все потому, что разработчики машины предложили разместить мотор непосредственно под кабиной, а не впереди нее, как это было ранее. Также сама кабина получила свойство опрокидывания, что давало возможность легко добраться до основных узлов МАЗ-509. Кроме того, отсутствие капота дало возможность нарастить длину всего грузовика и увеличить его грузоподъёмность. Изначально такое инженерное предложение было встречено в штыки, однако зарубежный опыт показал, что подобные машины вполне жизнеспособны, и потому техническая комиссия одобрила проект.

Начало производства

6 апреля 1966 года началась сборка первого экземпляра МАЗ-509П. Данный лесовоз производился, что называется, поштучно и имел определенные недостатки, которые довольно быстро устранялись непосредственно на уже готовых машинах.

Технические параметры этого грузовика имели существенные отличия от тех автомобилей, которые Минский завод выпускал раньше. Начнем с того, что мосты МАЗ-509 были полноприводными, и этот агрегат оказался единственным, пошедшим в серию.

Достойная смена

Поэтапная техническая модернизация машины привела к тому, что она смогла быстрее ехать. Скорость движения грузовика увеличилась с 60 км/ч до 65 км/ч, что стало возможным благодаря изменению передаточных отношений коробки передач. МАЗ-509 отличался от своего прародителя и тем, что имел более широкую колёсную базу, величина которой выросла сразу же на 10 сантиметров. Также появилось двухдисковое сцепление, и увеличилась грузоподъемность (на полтонны). Передний мост также претерпел изменения: на нем были установлены обычные редукторы вместо планетарных.

Назначение

МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, был разработан и служил для перевозки лесоматериалов как по специальным дорогам, так и по щитовым колеям. При этом он имел возможность заходить в лесоразработку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/выгрузки машина с 1969 года начала снабжаться лебедкой, имеющей поворотный конник и откидывающиеся стойки. Конник был способен выдерживать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик оснащался прицепом-роспуском: ТМЗ-803М или же ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и устройство самозатаскивания, которое позволяло при необходимости сложить тележку прицепа и отгрузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не эксплуатировалась и была загружена на тягач, МАЗ становился двухосным. Когда же возникала потребность в перевозке древесины, то прицеп раскладывался и грузовик трансформировался в четырехосный, причем оба моста у него были ведущими.

Читать еще:  Аппарат для дойки коз

Технические характеристики

В основе лесовоза лежит клепаная рама, составленная из штампованных элементов. Мосты имеют зависимую рессорную подвеску, спереди установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. В качестве силового агрегата используется 180-сильный атмосферный дизель ЯМЗ-236. Мотор имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Для подачи топлива используется механический насос высокого давления, оборудованный центробежным регулятором оборотов.

Двигатель имеет жидкостную принудительную систему охлаждения. По отдельному заказу на лесовозах устанавливался жидкостный предпусковой подогреватель. Устройство упрощало запуск двигателя при температурах окружающей среды от -40°С. Запас топлива размещен в 2 баках, вмещающих по 175 л жидкости каждый.

Коробка передач имеет 5 скоростей для движения вперед. Дополнительно используется раздаточный редуктор, распределяющий крутящий момент между мостами. В конструкции узла имеется межосевой дифференциал, повышающий проходимость. Между раздаточной коробкой и картерами мостов установлены карданные валы со щлицевыми соединениями. На задней оси установлены сдвоенные колеса. Шины имеют стандартный дорожный рисунок, но встречались версии машины с резиной повышенной проходимости.

Тормозная система автомобиля барабанного типа с пневматическим приводом. Источником сжатого воздуха является компрессор, установленный на силовом агрегате. На грузовике применяется электрооборудование с напряжением 24В. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем.

Читайте также: Устранение неисправностей и устройство электросхем автомобиля МАЗ

Габариты и технические характеристики автомобиля:

  • длина — 6770 мм;
  • ширина — 2600 мм;
  • высота (по кромке ограждения, без нагрузки) — 3000 мм;
  • высота в транспортировочном положении (с установкой роспуска на тягаче) — 3660 мм;
  • база — 3950 мм;
  • колея передних/задних колес — 1950/1900 мм;
  • минимальный дорожный просвет (под картером заднего моста) — 310 мм;
  • вес роспуска с грузом — 21000 кг;
  • максимальная масса автопоезда — 30000 кг;
  • расход топлива (нормативный, с нагрузкой) — 48 л на 100 км пути;
  • скорость передвижения (с грузом) — 60 км/ч;
  • расстояние, необходимое для остановки (от 40 км/ч на сухом твердом грунте), — 21 м;
  • угол подъема (с полной нагрузкой) — 12°.

Характеристики грузового автомобиля позволяют перевозить пиломатериалы длиной от 6,5 до 30,0 м. Для укладки концов хлыстов используется специальный прицеп-роспуск модели ГКБ-9383 или ТМЗ-803М. Прицеп оснащен поворотной установкой 2 осей, управление осуществляется тросовыми приводами.

На тягаче имеется специальное оборудование, позволяющее загружать роспуск на заднюю часть грузовика.

В таком виде автомобиль имел меньшую длину, что позволяло перемещаться между рабочими площадками по дорогам общего пользования. Привод барабанной лебедки выполнялся от отдельного редуктора, установленного на коробке передач.

На лесовозе устанавливалась 3-местная цельнометаллическая кабина сварной конструкции. В кабине имеются 2 боковые двери и отдельное спальное место. Для доступа к силовому агрегату узел откидывается вперед на специальных шарнирах. В стандартное оснащение входят опускающиеся стекла в дверях, система очистки ветровых стекол и отопительная установка с вентилятором. В кабине установлено отдельное сиденье для водителя, которое регулируется по нескольким направлениям.

Модификации

Минский автозавод выпускал несколько вариантов лесовозного грузовика:

  1. Ранним вариантом является модель 509П, которая поставлялась заказчикам всего 3 года (с 1966 г.). На машине использовался передний ведущий мост с планетарными редукторами, установленными в ступице. В трансмиссии используется сухое сцепление с 1 рабочим диском.
  2. В 1969 г. на конвейер встал модернизированный автомобиль модели 509. Машина отличалась измененной схемой сцепления, измененными передаточными числами в раздаточном редукторе и коробке передач. Для упрощения конструкции в переднем мосту стали использовать цилиндрические колесные редукторы. Доработки конструкции позволили увеличить грузоподъемность на 500 кг.
  3. С 1978 г. начался выпуск МАЗ-509А, который получил доработки по аналогии с базовой версией грузовика. По неизвестным причинам автомобилю не присвоили нового обозначения. Внешним изменением стало перемещение фар головного освещения в передний бампер. На кабине появилась новая декоративная решетка с комбинированными фонарями на заглушках, установленных на месте отверстий под фары. Тормозной привод получил раздельную схему привода по мостам.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×