Ямобур на МТЗ 82, 80: Виды, назначения и особенности – MTZ-80.RU
Устройство двигателей тракторов МТЗ: МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80Л, МТЗ-82Л
На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80Л, МТЗ-82Л установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель номинальной мощностью 80 л. с.: соответственно Д-240 (с электростартером) и Д-240Л (с пусковым двигателем).
В двигателе применена неразделенная камера сгорания с объемно-пленочным смесеобразованием. Часть впрыскнутого топлива распиливается в объеме камеры сгорания, а другая растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает: происходит процесс так называемого предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива (в виде пленки) испаряется с внутренней стороны, нагреваясь от стенки камеры сгорания, и с наружной, соприкасаясь с потоком сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива). Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условия для экономичной и, как говорят, мягкой работы двигателя, которая характеризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм.
Рис. Схема камеры сгорания: 1 — форсунка; 2 — головка блока; 3 — гильза; 4 — поршень; 5 — камера сгорания.
Рис. Двигатель Д-240: а — вид справа; б — вид слева: 1 — поддон блок-картера; 2 — задний лист; 3 — венец маховика; 4 — маслозаливная горловина; 5 — фильтр грубой очистки топлива; 6 — воздухоочиститель; 7 — выпускной коллектор; 8 — головка блока цилиндров; 9 — электрофакельный подогреватель; 10 — генератор; 11 — корпус термостата; 12 — вентилятор; 13 — водяной насос; 14 — ремень вентилятора; 15 — передняя опора; 16 — блок-картер; 17 — центробежный масляный фильтр: 18 — сапун; 19 — масломерная линейка; 20 — топливный насос; 21 — форсунка; 22 — механизм аварийного останова; 23 — впускной коллектор; 24 — фильтр тонкой очистки топлива; 25 — стартер.
Рис. Двигатель Д-240Л (вид слева): 1 — воздухоочиститель пускового двигателя; 2 — пусковой двигатель; 3 — стартер пускового двигателя; 4 — редуктор пускового двигателя (остальные детали такие же, как у двигателя Д-240 на рисунке выше).
На рисунке а и б показан общий вид двигателя Д-240, а на рисунке 5 — общий вид двигателя Д-240Л. Эти рисунки не только дают представление о внешнем виде двигателя, но и позволяют ознакомиться с взаимным расположением его основных и вспомогательных узлов, механизмов и устройств.
Как и всякий дизель, двигатель Д-240 (Д-240Л) состоит из ряда механизмов и систем. Главные из них кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы и системы смазки, охлаждения, питания и пуска.
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр порций воздуха и выпуска из него отработавших газов в строго определенные моменты и промежутки времени.
Система смазки служит для подвода смазочных материалов к трущимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также частичного отбора тепла.
Система охлаждения необходима для поддержания нормального теплового режима двигателя. В дизельных двигателях применяется жидкостная (обычно водяная) система охлаждения.
Система питания предназначена для точно дозированной и своевременной подачи топлива в цилиндры двигателя.
Система пуска служит для запуска двигателя.
На рисунке ниже (а и б) показаны разрезы двигателя Д-240 (Д-240Л), которые позволяют ознакомиться с его общим устройством, рассмотреть его основные механизмы, узлы и системы.
Рис. Двигатель Д-240 (Д-240Л): а — продольный разрез; б — поперечный разрез: 1 — коленчатый вал; 2 — масляный картер; 3 — приемник масляного насоса; 4 — масляный насос; 5 — амортизатор; 6 — вентилятор; 7 — водяной насос; 8 — поршневой палец; 9 — поршень; 10 — клапан; 11 — валик коромысел; 12 — воздухоочиститель; 13 — штанга; 14 — маховик; 15 — распределительный вал; 16 — шатун; 17 — гильза; 18 — масляный фильтр; 19 — фильтр грубой очистки топлива; 20 — выпускной коллектор; 21 — головка; 22 — крышка головки; 23 — колпак крышки; 24 — электрофакельный подогреватель; 25 — впускной коллектор; 26 — форсунка; 27 — фильтр тонкой очистки топлива; 28 — топливный насос.
Ямобур на трактор
МТЗ-80 (82) – универсальный трактор, который успешно используется в строительстве, коммунальном хозяйстве, лесных разработках и, конечно, в сельском хозяйстве – как на крупных предприятиях, так и небольших фермах. Ямобур на базе МТЗ нечасто встречается в индивидуальных хозяйствах. Однако там, где идёт стройка, он используется весьма широко. Некоторые модели подходят для любых грунтов, другие имеют ограничения. Можно приобрести новый или подержанный экземпляр, но если объём работ невелик, можно сделать ямобур на МТЗ 82 своими руками.
Назначение ямобура
Оборудование предназначено для бурения отверстий различного диаметра и глубин. Используется при выполнении следующих видов работ:
- закладка свайных фундаментов;
- установка столбов (заборных или ЛЭП) и любых вертикальных конструкций;
- посадка деревьев и кустарников;
- строительство колодцев;
- отбор проб грунта;
- поиск мелкозалегающих водяных пластов.
Дополнительно трактор с ямобуром может оснащаться щетками, отвалами, лебёдками и пр., что позволяет эффективно решать сопутствующие задачи без привлечения дополнительной техники. Например, выполнять погрузочно-разгрузочные работы, транспортировать вынутый грунт или засыпать траншеи.
Принцип работы
В основе любого бура – стальной стержень с заостренным наконечником и винтовой лопастью. Наконечник облегчает углубление в грунт, а винтовая лопасть обеспечивает удаление грунта при поднятии бура. Бур углубляют вращательными движениями, лопасть нарезает землю, после чего бур выдергивают вместе с грунтом. Диаметр отверстия равен диаметру лопасти.
Чем выше винтовая часть, тем реже нужно поднимать бур, однако тем выше его вес и, следовательно, нагрузка на технику. Для МТЗ-82 максимальная длина бура составляет 3 м, диаметр – 80 мм.
Виды ямобуров
Бурильное оборудование для колёсных тракторов делится на две большие группы:
- Собственно ямобуры, предназначенные для бурения скважин глубиной до 3 м «сухим» способом (без очистки). При этом может использоваться обычный, наращиваемый или телескопический бур.
- Бурильно-крановые установки применяются для устройства скважин глубиной до 20 метров.
- Оснащаются подъёмным механизмом, что позволяет работать с большим объемом извлекаемого грунта.
По типу рабочего снаряда бурильные механизмы разделаются на:
- Ударно-канатные. В основе конструкции – желонка. Изготавливают её из круглой в сечении полой стальной трубы диаметров 80—120 мм и длиной 50—100 см. С одного торца приваривается металлическая ручка, с другого устанавливается металлический или резиновый клапан. Желонка закрепляется на раме с лебедкой и опускается в скважину под действием силы тяжести. При достижении дна язычок клапана открывается, желонка захватывает часть грунта, после чего ее поднимают наверх. Язычок клапана при этом закрывается, удерживая грунт внутри.
- Шнековые. К этому типу относится большинство ямобуров. Представляют собой стальные трубы с винтовой лентой диаметром 100—200 мм и длиной от 2 м. При вращении шнека грунт по резьбе поднимается наружу. По мере заглубления бур наращивают, добавляя металлические штанги.
- Роторные. Обеспечивают бурение с одновременным вымыванием грунта. Бур оснащается специальными твердосплавными коронками. Для подачи воды используют мотопомпы.
- По типу обрабатываемой почвы различают буры для мягкого грунта, твёрдого и скальных пород.
Последние два относятся к профессиональному оборудованию. Однако владельцы личных тракторов чаще имеют дело с мягкими грунтами: черноземами, песочными или глинистыми. В таких условиях можно обойтись самодельным или недорогим готовым буром.
Популярные модели
Самой популярной моделью бурильной машины на постсоветском пространстве стала БМ-205Д. Именно её устанавливают на базе тракторов МТЗ-80 (82) в большинстве случаев. Существует три модификации:
- БМ-205Д -01 (с загрузочным устройством);
- БМ-205Д-01 (с отвалом для уборки снега и грунта);
- БМ-205В (с отвал для уборки снега).
Для менее масштабных работ широко используется НБУ-1300. Это компактный бур, подсоединяемый к ВОМ трактора как обычное навесное оборудование. Также хорошо себя зарекомендовали модели таких производителей как МТЗ, AgroMax, Wirax, AgroTehKomplekt.
Если бюджет ограничен, а у владельца трактора есть богатый опыт работы с металлом и лишний материал, стоит поинтересоваться, как сделать ямобур на трактор своими руками. Очень часто бывает, что в гараже или мастерской лежит ненужный шнековый бур. Если нет, его можно сделать самому из тонкой трубы и лопастей, вырезанных из стального листа.
Самый простой вариант для полуручного бурения – присоединить к шнеку гидромотор, который соединить шлангами с гидравлической системой трактора. Шнек оснащается двумя длинными ручкам, за которые держатся рабочие. Конструкция очень простая, однако работает только при бурении на глубину до 20–30 см и желательно на легких грунтах.
Для более серьезных работ потребуется собрать конструкцию из шнекового бура, труб и автомобильного редуктора от заднего моста (подойдёт от Москвича, УАЗа, Лады). В этом случае бурение осуществляется без помощников, за счёт одной только мощности мотора. Если сделать такой ямобур своими руками на трактор, средняя скорость бурения составит около 2 м за 5-10 минут.
Важно полностью удалять остатки грунта со шнека. Также рекомендуется убрать крестовину между буром и редуктором для более жесткой и надежной фиксации.
Перед началом работ следует внимательно изучить технические характеристики трактора, чтобы не перегрузить его кузов и ходовую часть. Также полезно ознакомиться с видеороликами и примерами чертежей, которые легко найти в сети.
Технические характеристики
Характеристики:
- БМ-205Д.
- Глубина бурения – до 3 м.
- Диаметр скважины – 36, 50, 63, 80 мм.
- Рабочий вес – до 1,25 т.
- Высота подъема – до 7м.
- Угол работы – 60–105 градусов.
- Крутящий момент – 4900 Н×м.
Габаритные размеры в сложенном состоянии:
- длина – 6 800 мм;
- ширина – 2 500 мм;
- высота – 3 950 мм.
В рабочем состоянии:
- длина – 6 590 мм;
- ширина – 2 500 мм;
- высота – 7 600 мм.
Масса (вместе с трактором) – 6 450 кг.
Стоимость
Купить ямобур на трактор МТЗ можно по цене от 60 до 125 тыс. руб. Стоимость зависит от комплектации и назначения: оборудование для твёрдых грунтов стоит дороже. Подержанное оборудование можно приобрести за 20–25 тыс. руб. Себестоимость самодельного бура будет ещё меньше, особенно при использовании старых материалов, которые нельзя применить в строительстве или других работах.
Цена на бурильные машины на базе МТЗ колеблется от 500 тыс. руб. за подержанные экземпляры до 1 млн руб и выше за новые. Сумма зависит от наличия дополнительного оборудования и характеристик бура.
Заключение
Бурильное оборудование не относится к числу широко востребованных, поэтому решение о покупке или сборке зависит от потребностей владельца. Для строительной или бурильной компании с большим объемом заказом предпочтительнее купить новое или подержанное оборудование в хорошем состоянии. Если же нужно один раз сделать отверстия под забор, а потом раз в год – под саженцы, с этим вполне справится бур, собранный в домашней мастерской. Если же нужен ямобур на самодельный трактор, тем более лучше собрать его самостоятельно, чтобы точно рассчитать размеры и избежать перегрузок.
Описание параметров и возможностей ямобуров на базе МТЗ
Трактор МТЗ-80 (82) – универсальная машина, которая агрегатируется с широким рядом навесного бурового оборудования и широко используется в строительстве, коммунальном хозяйстве и других отраслях. Разработаны и успешно эксплуатируются несколько моделей ямобуров на базе МТЗ, среди которых можно подобрать технику под любою задачу. Каждая буровая установка имеет свои особенности конструкции. Некоторые модели подходят для использования на любых грунтах, другие имеют ограничения по условиям эксплуатации.
Модели ямобуров на базе МТЗ
На базовой основе колёсного трактора реализовано несколько модификаций бурового оборудования:
- ямобуры – буровые приспособления для разработки сравнительно небольших по глубине (до 3 м) отверстий «сухим» методом (без очистки) с использованием простого, наращиваемого или телескопического бура;
- бурильно-крановые установки – привлекаются для создания скважин глубиной 6-20 метров, наличие подъёмного механизма позволяет работать с грузами больших масс.
Техника привлекается для бурения отверстий большого диапазона диаметров и глубин для разных целей:
- установка столбов, линий электропередач;
- закладывание фундаментов и свай;
- посадка деревьев;
- устройство колодцев;
- геодезические исследования грунта;
- обнаружение мелкозалегающих водяных пластов.
Бурильные машины на базе МТЗ оснащаются вспомогательным навесным оборудованием, необходимым для комплексного выполнения поставленных задач (щетками, отвалами, лебёдками), что позволяет обойтись без привлечения дополнительной техники.
Колёсная основа обеспечивает высокую проходимость и мобильность буровых установок. Машина способна развивать скорость до 40 км/час. Компактные размеры позволяют проводить буровые манипуляции на труднодоступных и ограниченных по площади участках, когда привлечение полноразмерной установки невозможно или нерентабельно.
Бурильно-крановая установка 205-Д
Универсальное оборудование, привлекаемое для выполнения широкого спектра задач в строительстве, обустройстве территорий и коммунальном хозяйстве, благодаря наличию подъёмного механизма и отвалу для уборки снежных масс. Основные рабочие параметры:
- габариты в сложенном/рабочем состоянии (длина/ширина/высота) – 6,8*2,5*3,95/6,8*2,5*7,6 м;
- общая масса установки вместе с базой – 6 450 кг;
- максимальная глубина бурения – 3 метра;
- диаметры отверстия – 36, 50, 63, 80 см;
- возможные углы работы – 60 — 105 градусов.
Машина Ямобур БМ-205-В
Универсальный ямобур на базе трактора МТЗ используется для буровых работ как на немёрзлых грунтах, так и в условиях вечной мерзлоты. Агрегат дополняется фронтальным погрузчиком для выполнения сопутствующих погрузочно-разгрузочных работ, зачистки участка и засыпки траншей.
Техника отличается высокой производительностью и активно используется там, где необходимо выполнить большой объём буровых работ за короткий промежуток времени.
Особенности и основные параметры:
- габаритные размеры в транспортном/рабочем положении (длина/ширина/высота) – 7,4*2,1*3,99/7,4*2,1*7,5 м;
- масса с базой – 6 500 кг;
- циклический метод бурения;
- тип вращающего привода – механический;
- угол наклона плоскости – 60-102 градусов;
- максимальная глубина бурения – 2-3 метра;
- скорость бурения – 15 м/ч;
- крутящий момент – 4900 Н/м.
Буровая техника Э-01-06
Предназначена для бурения только мягкого грунта, не подходит для работы на промёрзшей почве или схожих с ней по твёрдости пластах. Буровая машина Э-01-06 существует в нескольких модификациях, отличающихся только диаметром бура. Небольшой вес и простая конструкция крепления позволяют быстро провести монтаж и демонтаж оборудования. Основные технические параметры:
- диаметр отверстий в зависимости от модели – 20, 25, 30, 35, 40 см;
- масса буровой установки – 235 кг;
- максимальная глубина бурения – 1,5 метра (при использовании удлинителя – 2,5 метра);
- крутящий момент – 1300 Н/м;
- скорость вращения оснастки – 80 обор/мин;
- масса – 235 кг.
Спецтехника Ямобур БКМ-2МТ
Одна из специализированных буровых установок на базе МТЗ, предназначенная для разработки водяных скважин при залегании водного пласта на глубине до 20 м. Также используется для разработки отверстий под опоры ЛЭП, столбы связи, столбчатый фундамент в грунтах 1-4 категории. Основные характеристики:
- габаритные размеры в транспортном/рабочем положении (длина/ширина/высота) – 5,8*2,5*3,9/5,3*3,6*7,25 м;
- максимальная глубина бурения – 6 м;
- диаметры отверстий – 36, 42, 50, 60 см;
- угол работы – 60 – 105 градусов;
- тип бурения – вращательный;
- наращиваемый шнековый бур.
Установка BUER 1030
Ямобур на базе МТЗ чаще всего используется для обслуживания электросетей, установки винтовых свай, при погрузочно-разгрузочных работах. Может применяться на каменистых и твёрдых грунтах. Оснащен опорными домкратами для обеспечения устойчивости на наклонных поверхностях.
- рабочий орган – шнековый наращиваемый бур;
- габариты (длина/ширина/высота) – 5,54*2,22*3,58 м;
- диаметры отверстий – 36 – 60 см;
- максимальное заглубление – 8 метров.
Буровые установки на базе трактора МТЗ могут комплектоваться дополнительным специальным оборудованием, которое присоединяется и демонтируется за несколько минут:
- ДРУ-01 – раскрепляющее устройство, предназначенное для облегчения работы со сгнившими деревянными опорами – приспособление надёжно фиксирует столб в одном положении, обеспечивая тем самым безопасность проведения работ на высоте;
- ДПО-01 – устройство в виде гидравлического цилиндра для быстрого и простого извлечения опор из грунта; установка позволяет значительно повысить скорость и производительность труда.
Гидравлическая система трактора МТЗ
Трактор МТЗ оснащён надёжной гидравлической системой, которая управляет буровым навесным оборудованием. Гидравлика имеет следующие основные параметры:
- количество цилиндров – 3;
- тип цилиндров – двустороннего действия;
- тип насоса – шестерёнчатый;
- давление в системе – 16 МПа.
Ямобуры на базе МТЗ отличаются простой конструкцией и компактными габаритными размерами, надёжностью, неприхотливостью в обслуживании и высокой производительностью. Кроме основной функции, буровые установки выполняют дополнительные виды работ – одна единица техники заменяет собой целый ряд сопутствующего оборудования. Доступность запчастей увеличивает степень ремонтопригодности.
Видео по теме: Трактор МТЗ-82 бурит
Трактор МТЗ – особенности конструкции, основные характеристики
трактор мтз
Сельскохозяйственные тракторы Беларусь в зависимости от модификации, различаются по типу ходовой системы или системой запуска двигателя:
МТЗ-80 имеет одну ведущую ось и электростартерный пуск, МТЗ-80Л оснащен одной ведущей осью и запуском от пускового двигателя, МТЗ-82 имеет две ведущих оси и электростартерный пуск, МТЗ-82Л оборудован двумя ведущими осями и запуском от пускового двигателя.
Тракторы имеют полурамную конструкцию из двух швеллеров, соединенных между собой передним литым брусом. Остов трактора состоит из полурамы, корпусов муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.
В передней части трактора расположен двигатель Д-240 (с электростартером) или Д-240Л (пусковой). Двигатель крепится к корпусу муфты сцепления и при помощи шарнирной опоры устанавливается на переднем брусе. На переднем брусе расположены также водяной и масляный радиаторы, шторка регулирования температурного режима двигателя и гидроусилитель рулевого управления.
За двигателем расположены механизмы силовой передачи:
- муфта сцепления
- понижающий редуктор и коробка передач
- задний мост с автоматической системой блокировки дифференциала
- задний вал отбора мощности с двухскоростным независимым (540 и 1000 об/мин) и синхронным (3,5 об/м пути) приводами;
- боковой вал отбора мощности (754 об/мин — без понижающего редуктора и 570 об/мин — с понижающим редуктором) и приводной шкив (859 об/мин на 1 скорости ВОМ и 1590 об/мин на 2 скорости), которые могут быть установлены как дополнительное оборудование
- У тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л передние колеса направляющие, задние — ведущие. На спецтехнику установлены пневматические шины низкого давления 200—508 (7,5—20″), задние 400—965 (15,5—38″) Р. Дополнительно могут быть оборудованы шинами 240—1067 (9,5/9—42″) и 420—762 (15—30″).
Передние колеса находятся на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах переднего бруса полурамы.
Колея трактора переменная и может регулироваться в интервале от 1200 до 1800 мм по передним колесам и от 1400 до 2100 мм по задним.
Для кабины установлена специальная защита от грязи – крылья.
Отличие МТЗ-82, МТЗ-82Л от МТЗ-80, МТЗ-80Л
Отличием тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л от МТЗ-80, МТЗ-80Л является наличие переднего ведущего моста и сборочных единиц для его привода: раздаточной коробки, промежуточного и переднего карданных валов, промежуточной опоры с предохранительной муфтой, а также сошкой гидроусилителя и трубой рулевых тяг.
Привод к переднему мосту тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л осуществляется от коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах. Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора. Промежуточная опора карданных валов крепится к корпусу муфты сцепления снизу. Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями, это позволяет мосту вместе с колесами качаться в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес.
Раздельно-агрегатная гидравлическая система — с гидроувеличителем сцепного веса и силовым (позиционным) регулятором — обеспечивает работу трактора с сельскохозяйственными орудиями, оборудованными опорными колесами или без них. На корпусе муфты сцепления установлен корпус гидроагрегатов — масляный бак, на котором закреплены насос, распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса и механизм управления ими. Аккумулятор гидроувеличителя сцепного веса крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распределителя гидросистемы к выносным цилиндрам расположены в средней части трактора, на корпусе гидроагрегатов; от маслопровода левого выносного цилиндра имеется дополнительный вывод в задней части трактора.
Основной цилиндр и силовой регулятор размещены на крышке заднего моста под полом кабины. На задней стенке корпуса заднего моста расположен механизм для навешивания сельскохозяйственных орудий, представляющий собой шарнирный четырехзвенник с регулируемыми по длине раскосами. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма навески устанавливается поперечина с прицепной вилкой. При транспортных работах могут устанавливаться буксирное устройство с амортизатором и гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы. Кроме того, трактор снабжен выносными цилиндрами с замедлительным клапаном и штуцером, разрывными муфтами с кронштейном и шлангами сцепки.
На тракторе устанавливается пневматическая система, обеспечивающая управление тормозами прицепов в одноприводном режиме, а также прицепов, оборудованных гидроприводом.
Электрооборудование МТЗ
В систему электрооборудования МТЗ входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем, аккумуляторные батареи, реле-регулятор, стартер, дорожные фары, указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни, электрический стекло-очиститель, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка и розетка с переносной лампой, контрольно-измерительные приборы и коммутационная аппаратура.
Кабина трактора МТЗ-80 герметична, имеет жесткий каркас для защиты тракториста при опрокидывании трактора. В кабине установлены блок отопления и охлаждения воздуха, торсионное одноместное сиденье с гидроамортизатором (сиденье регулируется по росту и весу тракториста), аптечка, термос емкостью 3 л, плафон, вешалки для одежды, стеклоочистители и противосолнечный козырек, зеркала заднего вида. Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рукоятки, рычаги и педали управления трактором, а также щиток приборов с указателями температуры воды, давления масла в двигателе, манометром пневмосистемы, амперметром, тахоспидометром, контрольными лампами и переключателями. Естественная вентиляция кабины осуществляется через люк на крыше и открывающееся заднее окно. Двери имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время входа в кабину (работать на тракторе с открытыми дверьми запрещается). Замок левой двери запирается снаружи ключом. Для удобства входа и выхода из кабины предусмотрено откидывание рулевого колеса в продольной плоскости, имеется двухступенчатая подножка и поручень. Положение рулевого колеса регулируется по вертикали в пределах 120 мм. Два топливных бака общей емкостью 130 л и аккумуляторные батареи вынесены из кабины. Капот двигателя крепится шарнирно на рамке облицовки радиатора и при открывании удерживается в открытом положении безопасной защелкой.
По желанию, трактор МТЗ может быть укомплектован дополнительным оборудованием: приводным шкивом, боковым валом отбора мощности, ходоуменьшителем и полугусеничным ходом, колесами с шинами 420—762 (15—30), 240—1067 (9,5/9—42), предпусковым подогревателем ПЖБ-200Б.