Устройство, регулировка ВОМ на МТЗ-1221, задним, передним, схема – MTZ-80.RU
Устройство, регулировка ВОМ на МТЗ-1221, задним, передним, схема – MTZ-80.RU
В эксплуатации регулировку тормозных лент ВОМ производите в случае, если:
- ВОМ пробуксовывает.
- При переключении рычаг управления ВОМ упирается в переднюю или заднюю часть паза пульта управления.
- При переходе через нейтральное положение нет щелчка или повышенного усилия..
- Усилие на рукоятке управления (1) превышает 150Н.
Порядок проведения внешней подрегулировки:
1. Установите рычаг (5) в нейтраль (отверстия в рычаге (5) и корпусе заднего моста совпадут) , зафиксируйте это положение с помощью стержня 8мм или болта М10х60.
2. Снимите ограждение ВОМ вместе с плитой.
3.Отверните болт (11) , снимите стопорную пластину (12) с торца эксцентриковой оси (8) и ключом S=13mm, поверните ось с тормозной лентой по часовой стрелке до выбора зазора между тормозной лентой и барабаном (это будет заметно по невозможности повернуть хвостовик от руки).
ВАЖНО! После нескольких внешних подрегулировок эксцентриковая ось (8) может занять положение лыской слева, что указывает на израсходование запаса внешней регулировки, В этом случае поверните ось против часовой стрелки так, чтобы лыска оказалась справа в вертикальном положении. После этого выполните регулировочные операции, как указано ниже в разделе “Регулировка управления при ремонте ВОМ”.
4. Установите пластину (12) и застопорите ее болтом ( 11).
5. Выньте из рычага (5) стопорящий стержень или болт.
Если регулировка была выполнена правильно, рукоятка (1) в положениях “Включено” или “Выключено” будет находится от задней или передней кромки паза пульта управления на расстоянии не менее 30мм. Кроме того, рукоятка будет четко переходить через нейтральное положение.
Регулировка управления при ремонте ВОМ
- Эксцентриковую ось (8) установите в крайнее правое положение (лыска вертикально справа) и застопорите пластиной (12) и болтом (11).
- Выполните операции, указанные в п.1 раздела “Порядок проведения внешней подрегулировки”.
- Регулировочные винты (7) затяните моментом 10Н*м (1кгс*м) и затем отпустите на 2,0. 2,5 оборота.
- Регулировкой длины тяг (9) и (10) установите рычаг (1) в среднее положение паза пульта (2).
- Регулировочный болт (4) ввинтите в рычаг (5) до размера А – 32. 35мм (А=26. 28мм для тракторов выпуска 1998г) и в этом положении зафиксируйте контргайкой (3).
- Выньте вспомогательный стержень (или болт М 10×60) из отверстия корпуса заднего моста и рычага (5).
Проверьте правильность регулировки как указано в п.5 раздела “Порядок проведения внешней подрегулировки”.
Регулировка свободного хода педали муфты сцепления
Для регулировки свободного хода педали выполните следующие операции:
- Снимите палец (2) и отсоедините тягу управления (3) от рычага (1). Ослабьте контргайку (6).
- Вывинчивая регулировочный болт (5) , возвратите педаль в крайнее верхнее положение (до касания педали (4) пола кабины).
- Поверните рычаг (1) против часовой стрелки до упора.
- Отрегулируйте длину тяги (3) вращением вилки до совпадения отверстий в вилке и рычаге (1). Укоротите тягу вращением вилки по часовой стрелке на 5 оборотов.
- Затяните контргайку (6) и соберите механизм управления, выполнив операции сборки в обратной последовательности.
Замена хвостовика ВОМ
Для замены хвостовика ВОМ выполните следующие операции:
- Снимите два болта и колпак (1).
- Снимите четыре болта (3) и кожух (2).
- Снимите шесть болтов (4) , плиту (6) и выньте хвостовик (5).
- Установите другой хвостовик в шлицевое отверстие и установите плиту (6).
- Соберите остальные детали в последовательности обратной сборке.
Установка ходоуменьшителя на трактор (по заказу)
- Слейте масло из коробки передач.
- Отсоедините сервомеханизм управления муфтой сцепления.
- Снимите левую крышку коробки передач.
- Если необходимо, сделайте прорезь в окне под установку ходоуменьшителя.
- Выведите стопорное кольцо шестерни I-ой передачи и заднего хода из канавки на шлицевом валу и установите его в другую канавку, освободив перемещение шестерни в осевом направлении.
- Установите ходоуменьшитель на левый люк коробки передач. Обратите внимание, чтобы вилка переключения попала в проточку шестерни включения ходоуменьшителя. Затяните семь крепежных болтов. Под головки болтов, проходящих через масляную полость корпуса, установите медные шайбы.
- Установите на место сервомеханизм управления муфтой сцепления и другие снятые ранее детали. Залейте в коробку передач масло до уровня контрольной пробки на правой стороне коробки передач.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для привода ходоуменьшителя коробка передач должна быть укомплектована следующими деталями: валом 701701382, скользящей шестерней 70 – 1701072, шестерней 701701224, шайбой 70 – 1701226 и стопорным кольцом 2В65. Все эти детали поставляются по заказу.
Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности
Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами обора мощности.Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.
Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.
Планетарный редуктор ВОМ.
В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 23 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.
Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 12 и 10 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ выключен». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами. В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.
Режимы работы заднего ВОМ и переключение скорости вращения
Кулачковая муфта 20 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.
Независимый режим
В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.
Синхронный режим
В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.
Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.
Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора.Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.
Неисправности ВОМ
1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.
3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.
Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:
- Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
- В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
- Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
- Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
- Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
- Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.
4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.
Регулировка.
Регулировка фрикционных лент редуктора ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:
- Ось переключения фиксируют совмещением отверстий на рычаге и корпусе заднего моста 7 трактора болтом 5 м10х60 мм.
- Отсоединяют пружинный усилитель от рычага (соблюдая вышеперечисленный порядок демонтажа), предварительно сжав пружину болтом и зафиксировав её в сжатом состоянии стопорным болтом 1, ввёрнутым в отверстие стакана корпуса 2 усилителя.
- Регулировочные винты 8 лент заворачиваются до упора без излишнего усилия, затем отпускаются на полтора оборота. При этом хвостовик ВОМа должен свободно вращаться от усилия руки. Если вращения затруднительно винты отворачивают ещё на «пол-оборота».
- Положение винтов фиксируется пластиной в крышке, закрывающей регулировочный люк.
- Соединяя рычаг с вилкой, регулируют положение от нижней плоскости пола кабины до вилки рычага управления. Во включённом положении расстояние должно быть — 45-50 мм. Шарнирные вилки на резьбе рычага фиксируются контрольными гайками.
Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.
В состав комплекта входит:
- Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
- Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
- Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
- Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.
Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).
Практические советы по использованию.
Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:
- Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
- Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
- Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
- Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата.Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
- Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
- Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
- Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.
При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом.Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.
Вал отбора мощности МТЗ-1221 Беларус
Задний ВОМ
Задний ВОМ МТЗ-1221 Беларус имеет двухскоростной независимый (540 и 1000 об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор привода ВОМ, внутренний вал КПП, муфту переключения привода (27) (рис.26) на вал коронной шестерни (26) планетарного редуктора вала.
Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27), соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней коробки передач.
Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23), установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24).
Солнечная шестерня (24) посредством шлиц связана с барабаном включения (17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз включения.
Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19), соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим ленточный тормоз выключения. Во внутреннюю расточку вала (20) устанавливаются сменные хвостовики ВОМ (10), 8 шлиц (540 об/мин) или 21шлиц (1000 об/мин).
На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных тормозов путем поворота валика (3).
Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11), связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен, когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена.
В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная шестерня (24) остановлены.
Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал (20).
ВОМ выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента (16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик ВОМ (10).
Рис. 26. Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ-1221.2 Беларус
1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6 — валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 — тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 — вал ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 — солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта переключения привода.
Управление задним ВОМ
Рис. 27. Управление задним ВОМ МТЗ-1221-2
1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 — электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 — маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.
На тракторе Беларус-1221 установлен гидрофицированный механизм управления задним ВОМ (рис. 27), состоящий из крана управления (2) с тягой (1), гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6) (рис. 26) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 27).
Напорный маслопровод (3) связывает кран (2) с краном управления ПВМ. Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7).
Тяга управления (1) имеет два положения:
– вал отбора мощности включен — крайнее верхнее положение;
— вал отбора мощности выключен — крайнее нижнее положение.
На правильно отрегулированном ВОМ расстояние «А» между головкой штока (8) цилиндра (7) и крышкой равно:
– 64 ± 2 мм (включен);
— 41 ± 2 мм (выключен).
Управление передним валом отбора мощности
Рис.28. Управление передним валом отбора мощности
1 — жгут; 2 — пульт; 3 — переключатель; 4 — включатель кнопочный; 5 — лампа контрольная; 6 — жгут; 7 — электрогидрораспределитель
Управление передним ВОМ осуществляется электрогидравлической системой.
Электрическая часть системы управления передним валом отбора мощности МТЗ-1221.2 Беларус входит в объединенную систему управления БД (блокировкой дифференциала) заднего моста, приводом ПВМ (переднего ведущего моста) и передним ВОМ и состоит из установленных в кабине справа от водителя на пульте (2) переключателя (3), кнопочного выключателя (4), контрольной лампы (5), расположенного в пульте (2) реле, соединенных между собой согласно прилагаемой электрической схемы при помощи жгута (1) по кабине (жгута объединенной системы управления БД, ПВМ и ПВОМ), связанного в свою очередь со жгутом (6) по трансмиссии (жгутом объединенной системы управления БД, ПВМ и ПВОМ), подсоединенным к
электрогидрораспределителю (7) включения привода передним ВОМ.
Система запитана от бортовой электросети трактора согласно прилагаемой электрической схемы. Напряжение питания в систему подается после пуска двигателя.
Электрогидрораспределитель (7) управляет потоком масла, подводимым к гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного редуктора переднего вала отбора мощности.
Переключатель (3) имеет два фиксированных положения:
– включение привода переднего вала (нажать на гладкую часть переключателя);
— передний вал отключен (нажать па рифленую часть переключателя).
Для включения привода переднего вала отбора мощности необходимо при работающем двигателе переключатель (3) перевести в положение «Включение привода переднего ВОМ» и затем нажать на кнопочный выключатель (4) пуска переднего вала и отпустить его.
При этом контакты реле в пульте (2) замыкаются и на электромагнит электрогидрораспределителя (7) подается напряжение, перемещается золотник электрогидрораспределителя (7) и масло под давлением подается в безштоковую полость гидроцилиндра управления передним ВОМ, а штоковая полость соединяется со сливом.
Включение привода сигнализируется контрольной лампой (5).
Для отключения переднего вала отбора мощности необходимо перевести переключатель (3) в положение «отключен» (нажать на рифленую часть переключателя).
При этом контакты реле в пульте (2) размыкаются, электромагнит электрогидрораспределителя (7) обесточивается, золотник возвращается в исходное положение, безштоковая полость гидроцилиндра соединяется со сливом, масло подается в штоковую полость, привод переднего ВОМ выключается,
контрольная лампа (5) гаснет.
При останове двигателя (глушении) передний вал отбора мощностиавтоматически отключается.
Поэтому после следующего запуска двигателя для включения привода переднего ВОМ необходимо нажать на кнопочный выключатель (4) (повторить операции по пуску).
Эксплуатация
Для исключения ударных нагрузок на ВОМ МТЗ-1221-2 Беларус снизьте обороты двигателя примерно до 900 об/мин при его включении, затем увеличьте обороты двигателя.
Аналогично, чтобы снизить нагрузки на тормозные ленты, сначала снизьте обороты путем замедления скорости двигателя перед выключением. Это особенно важно для орудий с большим моментом инерции. Такие орудия должны быть всегда оборудованы муфтой свободного хода.
Предусмотрены два сменных хвостовика ВОМ. При работе с 6-шлицевым хвостовиком для получения стандартной частоты вращения вала 540 об/мин установите скоростной режим двигателя на 2037 об/мин.
При замене 6-шлицевого хвостовика на 21-шлицевой переключите привод на 1000 об/мин и установите 2156 об/мин двигателя для получения стандартных 1000 об/мин. Чтобы избежать непредвиденного перемещения орудия, выключайте вал отбора мощности после каждого его использования.
Оборудование с приводом от ВОМ, не требующее отбора большой мощности, должно иметь 6-шлицевую втулку для работы при 540 об/мин. В этом случае необходимо установить 2037 об/мин двигателя.
Оборудование, требующее отбора большой мощности, работает при 1000 об/мин хвостовика и снабжается 21-шлицевой втулкой для присоединения к хвостовику.
Положение переключателя двухскоростного вала отбора мощности МТЗ-1221.2 Беларус:
Силовой режим (6 шлиц, скорость I, 82 л.с.) — 2037 / 2100 об/мин двигателя; 540 / 556 об/мин.
Режим высокой мощности (21 шлиц, скорость II,123 л.с.) — 2156 / 2100 об/мин двигателя; 1000 / 974 об/мин.
Замена хвостовика вала отбора мощности
– Снимите два болта и колпак.
– Отвинтите четыре гайки, снимите кожух и плиту.
– Снимите шесть болтов, пластину и выньте хвостовик.
– Установите другой хвостовик в шлицевое отверстие, установите пластину и все остальные снятые детали в обратной последовательности.
Регулировка ВОМ МТЗ-1221 Беларус
Внешним признаком, указывающим на степень износа накладок тормозных лент ВОМ и необходимость проведения регулировочных операций, является размер «А» (между верхней точкой головки штока и крышкой гидроцилиндра).
На отрегулированном неизношенном вале отбора мощности размер «А» должен быть: 64 ± 2 мм (включен); и 41 ± 2 мм (выключен).
При значениях размера А более 80 мм (включен) и А менее 32 мм (выключен), а также при пробуксовке вала, отрегулируйте зазор в ленточных тормозах.
Прежде чем приступить к регулировке, установите переключатель режимов «независимый/синхронный ВОМ» в среднее (нейтральное) положение.
Запустите двигатель и регулировочные операции производите при работающем двигателе, предварительно включив стояночный тормоз и заблокировав задние колеса клиньями спереди и сзади.
Внешняя подрегулировка ленточных тормозов
Установите тягу в положение «Выключено» (крайнее нижнее).
Снимите болт и пластину.
Гаечным ключом (S=14 мм) поверните эксцентриковый валик управления по часовой стрелке на угол около 30 градусов.
Установите пластину и болт на место.
Указанные выше операции повторите до получения рекомендуемых величин размера «А» для включенного и выключенного вала.
Если указанные операции не позволяют достичь размера «А», при этом лыска на валике переместилась из крайнего правого (нормального) вертикального положения в крайнее левое, произведите внутреннюю регулировку ленточных тормозов ВОМ.
Внутренняя регулировка ВОМ МТЗ-1221 Беларус
– Переместите тягу вверх в положение «Включено».
– Снимите болт и пластину.
– Поверните эксцентриковый валик управления по часовой стрелке так, чтобы лыска заняла крайнее правое положение.
– Снимите детали на крышке корпуса заднего моста для доступа к винтам.
– Зафиксируйте рычаг, вставив стержень диаметром 8 мм или болт М10 в совмещенное отверстие рычага и корпуса заднего моста.
– Расшплинтуйте и снимите пластину.
– Регулировочные винты завинтите поочередно моментом 8-10 Нм (0,8-1 кг/см), а затем отвинтите на 1,5-2,0 оборота каждый.
– Установите на место и зашплинтуйте пластину.
– Выньте болт из рычага.
– Запустите двигатель и проверьте давление в системе управления. Оно должно быть не менее 1 МПа (10 кгс/см2) и размер «А» при включенном и выключенном ВОМ 64 ± 2 мм и 41 ± 2 мм, соответственно. Если после выполнения регулировок вал «буксует», замените ленточные тормоза на новые и проведите регулировочные операции как указано выше.
Конструкция и регулировка вала отбора мощности трактора МТЗ
Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.
Задний ВОМ
Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:
- Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
- Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.
Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.
Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.
Состав ВОМ
Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.
Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.
Планетарный редуктор
Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.
Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.
Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.
Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.
Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.
Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.
Эксплуатация
Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:
- при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
- зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
- независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.
Неисправности и регулировки ВОМ
Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:
- рычаг включения-выключения упирается в пол;
- ход рычага излишне большой;
- включение и выключение ВОМ требует больших усилий;
необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.
Внешние регулировки
- Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
- С вала снимается плита и ограждение.
- Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
- Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
- После этого рычаг можно разблокировать.
Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.
Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.
После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:
- Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
- Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
- Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
- Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
- Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
- Вынимается фиксирующий стержень.
Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:
- Снимается крышка люка.
- До упора заворачиваются регулировочные болты.
- Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
- Снимается полностью механизм сервоусиления.
- От рычага управления отсоединяется тяга.
- Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
- Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
- Тяга присоединяется к рычагу.
- Механизм сервоусиления устанавливается на место.
Демонтаж ВОМ
При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.
- Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
- Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
- С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
- Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.
Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.