Технические характеристики мотоблока МТЗ 12
Обзор мотоблока МТЗ-12. Характеристики, инструкция по эксплуатации
Содержание
Обзор мотоблока Беларус МТЗ-12.
Мотоблок МТЗ-12 является утяжеленной моделью производства белорусского завода ОАО «МТЗ». Он предназначен для выполнения сложных работ с почвами на больших площадях, где требуется мотоблок с большой мощностью.
Описание
- Мотоблок Беларус МТЗ-12 оснащен 2-х цилиндровым двигателем, который имеет воздушное охлаждение и мощность 12 лошадиных сил. Конструкция мотоблока располагается на одной оси;
- Весит эта модель 148 кг., он прекрасно способен обрабатывать земли любой сложности и перевозить тяжёлые грузы, с которыми другие модели справляются с трудом. С другой стороны передвигать его по полю вручную затруднительно. Поэтому чаще всего его переоборудуют в мини-трактор;
Видео обзор переоборудование мотоблока МТЗ-12 в минитрактор
- Коробка передач МТЗ-12 имеет 6 ступеней: 4 вперед и 2 назад. Благодаря этому можно выбрать оптимальную скорость для каждого вида работ от 2 до 10 км/ч;
- Мотоблок способен преодолевать небольшие водные препятствия высотой до 30 см. Это высота его дорожного просвета;
- В стандартной комплектации мотоблок МТЗ-12 идет с пневматическими колесами. Они позволяют работать на сухой и подготовленной почве;
- Мотоблок способен преодолевать небольшие водные препятствия высотой до 30 см. Это высота его дорожного просвета.
На влажных и очень тяжелых почвах рекомендуется заменить пневматические колеса на специальные грунтозацепы.
Грунтозацепы — это обычные диски, где вместо покрышек на них установлены специальные пластины, которые входят в землю и дают дополнительное сцепление.
Технические характеристики
Двигатель
Четырехтактный, карбюраторный воздушного охлаждения СК-12
Навесное оборудование
Мотоблок соединяется с большим количеством различного навесного оборудования для выполнения сельскохозяйственных работ. Это могут быть окучники, фрезы, культиваторы, бороны и т.д.
Важно! Максимальный вес навесного оборудования должен составлять не более 30кг.
Инструкция по эксплуатации
Мотоблок МТЗ-12 прост в конструкции и не имеет сложности в использовании. Есть несколько советов, которые помогут продлить ресурс работы аппарата:
- Перед первым использованием необходимо произвести обкатку на минимальной мощности, чтобы детали двигателя и трансмиссии притерлись друг к другу.
- Постоянно смазывать рабочие узлы, чтобы не допустить трения металла о металл.
- Включать вал отбора мощности, только снизив обороты двигателя и выключив муфту сцепления. В противном случае могут вылететь шарики и выйти из строя коробка.
- Агрегацию навесного оборудования необходимо производить тщательно, и плотно устанавливать шкворень.
Не рекомендуется производить работы на мотоблоке МТз-12 с полуприцепом, у которого отсутствует или неисправна тормозная система.
Регулировка клапанов
При постоянных работах или больших нагрузках зазор в клапанах может уменьшится. Из-за этого изменяется распределения газа, и мотоблок начинает работать с перебоями и не всегда выдает заявленную мощность. Если зазор увеличен, то появляются шумы. Клапаны открываются не полностью, и в цилиндры не поступает необходимое количество топлива.
Если появились сомнения в зазоре клапанов, их необходимо сразу же отрегулировать.
Главной деталью при регулировке клапанов является маховик. Он находится под кожухом, поэтому его следует снять. Согласно инструкции по применению мотоблока МТЗ 12, зазор клапанов в рабочем состоянии должен составлять от 0,1 до 0,15 мм. Эти значения можно установить при помощи подкладывания под них тонкого лезвия.
Следует быть аккуратным, поскольку некоторые модели имеют толщину 0,8 мм. Использовать их для регулировки клапанов на МТЗ-12 недопустимо.
Процесс регулировки выглядит следующим образом:
- При помощи отвёртки слегка открутите гайку;
- Затем подложите лезвие и немного закрутите;
- Прокрутите маховик;
- Клапан должен свободно проходить, но не иметь зазор;
- При необходимости проведите дополнительную регулировку.
Видео обзоры
Осенняя вспашка мотоблоком МТЗ-12
Фрезировка почвы мотоблоком МТЗ-12
Отзывы
На форумах есть большое количество отзывов касательно работы с мотоблоком Беларус МТЗ 12. Вот некоторые из них.
Иван :
«Сельские работы проводить без мотоблока уже давно не рентабельно. Поскольку он способен выполнить практически любую работу вместо тебя. Мне нужна была мощная модель. Хоть я и не планировал использовать его для работы с тяжелыми грунтами, но я не хотел беспокоиться о его перегрузке. Из всех многочисленных моделей в магазине я остановился на выборе мотоблока МТЗ-12. И ни разу об этом не пожалел. Да, цена оказалась немного выше. Но зато это обозначает качество товара. Теперь пахота или фрезеровка почвы для меня не является проблемой»
Владимир:
«Свой мотоблок МТЗ-12 я привёз домой в разобранном состоянии. Собрать его не составило труда. При первом пуске в магазине порекомендовали не нагружать его сильно. А несколько часов поработать в щадящем режиме. Сделал, как и говорили, и через пару дней выехал в поле для вспашки (около 0,5 га). Раньше мне нужно было либо заказывать трактор для этого, и платить в этом случае за работу, либо брать лопату и копать. Первый вариант обходился каждый раз в копеечку, а на второй у меня здоровья не хватит. При помощи мотоблока я за день смог справиться с этой задачей»
Мотоблок МТЗ-12: краткий обзор, особенности, ремонт
Фермеры часто спрашивают меня о тяжёлом мотоблоке МТЗ-12, его параметрах и расширении функционала. Надо сказать, что это последний аппарат в линейке почвообрабатывающего одноосного оборудования «Минского тракторного завода».
Он разработан для выполнения агротехнических мероприятий, перевозки грузов, работы в коммунальной сфере. По данным производителя, машина снята с производства, что вынуждает владельцев ремонтировать старую технику вплоть до полной замены отдельных узлов.
Параметры
Технические характеристики аппарата меня впечатлили: двухцилиндровый двигатель, выдающий 11 л. с., добротная трансмиссия и большие колёса создают иллюзию полноценного трактора. Собственно, мотоблок таковым и будет в связке с адаптером, разработанным специально для него.
Мне, как пользователю, хотелось бы видеть в мотоблоке выносливый силовой агрегат европейского или японского производства.
Однако наши двигатели менее прихотливы к качеству горюче-смазочных материалов, что важно при работе в сельской местности и проблемах с доставкой технических жидкостей. Кроме того, МТЗ-12 сможет перебрать механик с минимальными навыками по ремонту бензиновой техники.
Таблица №1. Технические характеристики:
Четырехступенчатая механическая коробка передач обеспечивает 4 скорости вперед и 2 назад. На максимальной ступени мотоблок движется со скоростью 9,6 км/ч.
Конструкция и принцип работы
Все компоненты и узлы крепят к чугунному литому корпусу трансмиссии. В нём же расположен дифференциал и многодисковое «мокрое» сцепление.
Управляют аппаратом посредством вынесенной рулевой штанги. Её можно настроить под оператора, поворачивая в вертикальной и горизонтальной плоскости. Все органы управления закреплены на рулевой штанге.
Дополнительные орудия
Для увеличения количества выполняемых работ МТЗ-12 оснастили сцепным механизмом. Он необходим для агрегирования с почвообрабатывающими и другими инструментами. В зависимости от типа орудия аппарат может:
- пахать, культивировать, бороновать землю;
- косить траву;
- сажать/выкапывать картофель;
- окучивать растения;
- подметать улицы;
- убирать снег.
Руководство пользователя
На мой взгляд, производитель составил чёткую и понятную инструкцию. В ней подробно описаны все компоненты мотоблока, их назначение и порядок работы.
После прочтения руководства у меня не осталось вопросов о том, как эксплуатировать аппарат. Полезной оказалась пошаговая инструкция по наладке и ремонту двигателя, трансмиссии.
Регулировка ГРМ
Нарушение зазора между клапанами и коромыслами происходит из-за износа деталей либо слабой фиксации регулировочного винта. Настройка ГРМ в двигателе СК-12 схожа с процедурами регулировки других моторов с верхнеклапанным расположением механизма.
Необходимо демонтировать крышку головки, отпустить контргайку и настроечным винтом установить требуемый зазор в соответствующих позициях коленвала. Сборку производят в обратной последовательности.
Производитель указал одинаковый зазор между клапанами и коромыслом. На холодном двигателе он должен быть в пределах от 0,1 до 0,2 мм.
Регулировка зажигания
В конструкции двигателя не предусмотрена настройка системы зажигания, но при работе мотора могут появиться провалы, трудности с запуском либо «плавающие» обороты.
В этом случае необходимо проверить свечу зажигания, высоковольтные провода, электрические контакты. Неисправные детали заменяют новыми, а ослабленные соединения обжимают плоскогубцами или специальным инструментом.
Основные неисправности, их устранение
При активной эксплуатации мотоблока я несколько раз сталкивался критическими отказами техники. Мотор сложно было запустить после зимнего хранения, он не выдавал нужного крутящего момента.
С трансмиссией проблем не возникало, за исключением затруднённого переключения скоростей. Перебои в работе двигателя удалось устранить после регулировки ГРМ, установки свечи зажигания с тремя боковыми электродами и полной ревизии карбюратора.
Замена двигателя
Штатный мотор СК-12 имеет определённый ресурс, по истечении которого необходимо делать ему капиталку с полной заменой поршневой группы, шлифовкой головки, притиркой клапанов.
Я встречал владельцев мотоблоков, которые выкидывали стандартный двигатель, а на его место устанавливали аналогичный по мощности дизельный силовой агрегат.
Такая модернизация даст ощутимый прирост крутящего момента, производительности, а главное, расходы на заправку снизятся. При замене двигателя его необходимо обкатать, выполнить все требования ТО.
Видео
После близкого знакомства с минским мотоблоком МТЗ-12 у меня остались приятные впечатления. Запас мощности, навесное оборудование, клиренс делают модель надёжным помощником фермера.
Аппарат неприхотлив в обслуживании и ремонте, кроме того, на него можно установить двигатель другого производителя.
Замена двигателя на мотоблоке МТЗ 12
Автомеханик, специализируется на С/Х технике
Мотоблок МТЗ-12 имеет стандартные технические характеристики для мощных вариантов агрегатов. Белорусская техника такого класса создана для работ на площади до 5 га. Главным предназначением является использование в фермерских хозяйствах для работы на сельхозугодиях. Также он применяется для транспортировки грузов и замены небольших тракторов. Имеется значительный вес в 148 кг и двигатель в 12 л. с. Для мотоблока МТЗ 12 от минского тракторного завода важна регулировка клапанов, а также настройка зажигания.
Описание и характеристики
Главной характеристикой техники является значительная мощность, что делает 12 модель одним из наиболее востребованных агрегатов среди тяжелого класса. Белорусская техника проигрывает по популярности многим однотипным моделям, но является более надежной.
Фактическое предназначение считается универсальным. Мотоблок вполне способен полноценно заменить тракторную технику. Популярность других однотипных вариантов обусловлена менее затратным двигателем, а также большей экономичностью. Стоит учитывать, что МТЗ может применяться в тех условиях, для которых конкуренты не подходят ввиду своих эксплуатационных данных.
Важно! Техника должна использоваться, согласно руководству и инструкции по управлению и эксплуатации. Любые нарушения могут привести к неполадкам и износу деталей.
Главным плюсом агрегата является большой объем работы, который можно выполнить за короткое время. Модель рассчитана на увеличенный характер эксплуатации.
В этом видео вы подробнее узнаете о мотоблоке МТЗ 12:
Стандартный набор характеристик без учета модификаций
Важно! При модификациях характеристики могут немного меняться, в зависимости от варианта модернизации оборудования.
Число скоростей является стандартным и равно 4. Используется дополнительно 2 реверсных, что позволяет развернуться на небольшом участке. Также стоит учитывать, что, несмотря на значительную массу, сам мотоблок отличается управляемостью и компактностью.
При необходимости пневматические колеса можно использовать от других видов техники. Установленная грузоподъемность составляет 650 кг. Но, фактически, грузоподъемность значительно выше.
По своим конструкционным особенностям техника позволяет перестройку в малогабаритный трактор, который при использовании отбора мощности может производить практически любые сельскохозяйственные работы.
При использовании привода можно использовать любое стандартное с/х оборудование.
Настройка зажигания
Настройка зажигания имеет установленный порядок. Предварительно требуется проверить работоспособность свечи.
Важно! При любых настройках используемые свечи должны быть рабочими. Для этого их предварительно проверяют. Также важно их своевременно менять. Обычная замена производится раз в квартал. Если идет постоянная эксплуатация, то смена свечи должна производиться чаще.
Настройка производится обязательно с обкаткой. Любой процесс обкатки техники, в том числе после простоя, требует выставления зажигания на мотоблоке.
- проверяется свеча, которая должна быть чистой, а также находиться в рабочем состоянии;
- весь нагар со свечи при необходимости снимается. Расстояние между верхним (центральным) и боковым контактом регулируется;
- на верхнюю часть свечи надевается колпачок;
- мотор запускается вручную. При этом свеча подносится к корпусу;
- искра должна быть хорошая и яркая, если искры нет или она слабая, то потребуется замена системы зажигания и ее деталей.
Аналогично проверяются остальные детали системы зажигания. Вся процедура производится до тех пор, пока зажигание не будет установлено правильно, что позволит заводить мотоблок быстро. Это положительно влияет на отсутствие износа деталей, а также на экономичность работы.
Регулировка клапанов
Регулировка клапанов производится при обкаточном процессе, как и аналогичные настройки. Регулировка должна проводиться также после длительной рабочей процедуры или после простоя. Это связано с тем, что зазорные размеры постоянно меняются ввиду износа деталей или при отсутствии правильного закрепления механизмов.
- разборка кожуха и снятие масляной ванны;
- ослабляется гайка и лезвием осуществляется поджимание;
- по хождению лезвия затягивается гайка;
- процесс продолжается до тех пор, пока свободное движение клапанов не будет устранено;
- размер зазора может варьироваться от 0,1 до 0,15 мм;
- после окончания процесса кожух и ванна ставятся назад;
- все крепления затягиваются.
При правильной регулировке клапан будет свободно проходить, но при этом не будет иметь дополнительного пространства.
Замена двигателя
Для любого культиватора, в том числе для мотоблока МТЗ, замена двигателя должна производиться только с полноценной дальнейшей обкаткой. Это необходимо по причине притирки всех деталей. В ряде случаев замену двигателя делают даже при частичном износе элементов. Это возможно благодаря наличию на рынке различных вариантов ремонтных деталей, в том числе уже в полном комплекте.
Важно! Заменять двигатель в агрегате должен специалист в специальном сервисном центре или же человек с наличием практического опыта работы с белорусской техникой, так как имеются особенности, относительно других производителей.
Также имеется определенная последовательность после любой замены элементов двигателя, в том числе полной:
- после установки механизма проверяются все соединения и элементы;
- заливается топливо (бензин) и масло. Стоит учитывать, что топливо должно быть чистым, то есть без дополнительных примесей воды или других консистенций, а также качественным;
- обкатка в течение минимум 50 часов, но с отсутствием полноценной нагрузки;
- мотоблок требуется помыть и почистить;
- заменяется масло и все смазочные вещества;
- чистится топливный фильтр;
- проверяется рабочее состояние элементов управления муфтой на сцеплении и заслонкой дроссельного характера;
- проводится осмотр всех креплений.
Стоит учитывать, что во время обкатки должно быть установлено зажигание и проведена регулировка клапанов. В противоположном случае может снова начаться износ деталей и элементов.
Отзывы
При выборе мотоблоков стоит обращать внимание на отзывы, которые покажут все основные преимущества и недостатки техники:
Артур, 46 лет, Карелия
«У меня на участке тяжелая почва, а трактор невыгоден, да и по габаритам великоват. Пришлось искать агрегат с высокой мощностью. МТЗ-12 по всем параметрам подошел. Конечно, топливный расход не является плюсом, так как при постоянной работе приходится часто машину кормить, но по всем остальным параметрам все отлично. При любых неполадках все можно заменить самому даже при начальном опыте. Еще одним плюсом можно считать доступность деталей на рынке».
Владимир Владимирович, 62 года, Казахстан
«Первоначально выбирал между мини-трактором и мотоблоком, но мотоблок даже при высокой цене все равно оказался более выгодным вариантам. Можно сказать так – не проиграл ни по одному пункту при выборе МТЗ. Сам мало разбираюсь в технике, поэтому всегда прохожу ежегодное ТО в сервисном центре. На этом все ремонтные работы и обслуживание заканчивается. Качество мотоблока достаточно хорошее, чтобы его не менять через каждые пару лет».
Мотоблок МТЗ 12 Беларусь
Технические характеристики
Основные
Культиватор
Двигатель
Трансмиссия
Дополнительная информация
Магазины, где можно купить мотоблок и его аналоги
В линейке мотоблоков Минского тракторного завода самым тяжелым и мощным является МТЗ Беларус 12. Из-за своей силы и продуктивности его используют для работ на больших площадях с тяжелым грунтом, а также для транспортных нужд и даже в промышленных целях для коммунальных служб.
Из-за своего веса мотоблоком МТЗ 012 сложно управлять, поэтому часто аграрии предпочитают ему менее мощные агрегаты белорусского завода или более маневренные аналоги.
Оснащение и устройство модели
На советский мотоблок «Беларусь» МТЗ-12 устанавливался бензиновый 4-тактный двигатель СК-12 на 11 л. с. и объемом 490 см 3 . Безрамный корпус из блоков силовой передачи располагается на пневматических колесах. Колею мотоблока можно изменять перестановкой колес от 45 до 70 см.
Четырехступенчатая коробка передач (механика) обеспечивает 4 скорости вперед и 2 назад. При этом трактор может развивать скорость до 9,6 км/ч.
Органы управления мотоблоком МТЗ 12 расположены на рулевой штанге, которую можно регулировать по горизонтали и вертикали или поставить в реверсивное положение. Для удобства поворота машины и для движения по неровной местности используется дифференциал.
Вал отбора мощности позволяет использовать на мотоблоке дополнительные сельскохозяйственные агрегаты как при движении, так и в стационаре. Навесные и прицепные орудия и приспособления крепятся через специальную сцепку.
Двигатель мотоблока
Используемый двигатель СК-12 Петропавловского завода МЛД обладает номинальной мощностью 8,82 кВт и обеспечивает надежную работу мотоблока МТЗ 12 при соблюдении правил и условий эксплуатации.
На коленчатом вале расположено пусковое устройство, которое представляет собой шкив со стартовым шнуром. Там же находится вентилятор охлаждения.
Особенностью конструкции СК-12 является 2 расположенных вертикально цилиндра – другие модели мотоблоков МТЗ оснащены одноцилиндровыми двигателями.
Прочие технические характеристики
- Клиренс: 30 см.
- Минимальный радиус поворота (колея 45 см): 1 м.
- Максимальный вес навески на мотоблок: 30 кг.
- Глубина перемещения по воде: 30 см.
- Границы температур эксплуатации мотоблока: от -10 до +30 °C.
- Сцепление: ручное, многодисковое в масляной ванне, постоянно замкнутое.
- Дифференциал: шестеренчатый с принудительной блокировкой.
- Рулевое управление: штанговое, настраиваемое по вертикали с возможностью реверса и по горизонтали до 15 градусов.
Отзывы
У родственников МТЗ-12, удалось с ним поработать. Тянет будь здоров, сильный агрегат. Работать с ним удобно, кроме случаев, когда приходится двигаться назад – тяжелый очень. Из недостатков – много бензина «ест» и развесовка страдает, а в целом понравился.
«Морда» у МТЗ 12 тяжеловата и достаточно длинная, поэтому не сильно маневренный. Решаю проблему дополнительными грузами противовесами со всеми навесками кроме фрез.
Константин, г. Серпухов
Полтора месяца назад купил б/у-шный МТЗ-012 (УД-25) 1991 г.в. Сначала аппарат был в ужасном состоянии, но пара выходных в обнимку с руководством дали результат: заводится с полпинка, передачи включаются легко, машина – зверь. На ремонт ушло порядка 1.5 тыс. руб. Из недостатков могу отметить только слишком уж дорогое «родное» навесное оборудование. А по работе – пока мало использовался, но из того, что вижу, доволен.
Анатолий, г. Санкт-Петербург
Хорошая машина, но стоит дорого. В паспорте пишут, что мой мотоблок МТЗ Беларусь 12 прошел предпродажную регулировку, а на деле поставляется в неотрегулированном состоянии. Если нет опыта в настройке таких агрегатов, довольно проблематично быстро и самому все отрегулировать.
Александр, г. Семенов
Подборка фото
Цены на МТЗ-12
Сейчас мотоблок МТЗ-12 практически невозможно купить в новом состоянии, т.к. на данный момент завод выпускает только модели МТЗ-09Н. Однако можно найти предложения о продаже б/у моделей – иногда попадаются варианты в очень хорошем состоянии.
Стоимость «бу» мотоблока Беларус 012 очень разниться, и зависит от года выпуска, состояния трактора и прилагаемого навесного/прицепного оборудования. Средняя цена агрегата без навески составляет 45000 руб., а с дополнительным оборудованием – 50-90 тыс. руб.