Самодельные мотоблоки своими руками в домашних условиях
Как сделать самодельный мотоблок своими рукам
Обработка земли при возделывании приусадебного участка всегда требует определенных физических усилий и времени. Поэтому некоторые владельцы земельных участков со временем обзаводятся мотоблоками, значительно облегчающими данную работу. Их разнообразие сегодня широко представлено на рынке, но при желании его можно сделать и самому, существенно сэкономив при этом средства, и собрав технику под конкретные условия эксплуатации. Многие умельцы предпочитают собирать мотоблок своими руками.
Техника на основе ДВС
Самоделки с установленными двигателями внутреннего сгорания обладают большей мощностью и функциональностью по сравнению с электрическими собратьями. Это позволяет существенно расширить сферу их использования. Навесное оборудование в виде плуга, плоскореза, культиватора, грабель, легко крепится на кронштейне рамы. Также агрегат можно легко трансформировать в каток или домашний мини-трактор.
Задавшись вопросом «как сделать самодельный мотоблок»,прежде всего необходимо разобраться в его устройстве. Чтобы собрать самодельный мотокультиватор своими руками необходимы, прежде всего, двигатель, трансмиссия и понижающий редуктор.
Для сборочных работ понадобится стандартный набор инструментов: комплект гаечных ключей, дрель, болгарка, сварочный аппарат, а при сборке более сложных и грузоподъемных машин еще и токарная, и фрезерная обработка некоторых узлов.
Культиватор из бензопилы
Пожалуй, самым оптимальным вариантом при изготовлении самодельного мотокультиватора является использование при его создании двигателя от бензопилы. Плюсами здесь являются производительность и мощность агрегата, нетребовательность к топливу, малый вес и компактность. Да и с комплектующими при его сборке особых трудностей не возникнет. Все необходимое можно найти на авторынке или барахолках.
Общая схема мотоблока:
рама мотоблока делается в виде ромба из металлического уголка размером 3200х3200х3200 мм;
- двигатель монтируется на поперечины сверху, бензобак, как правило, крепится чуть ниже;
- опоры промежуточного вала крепятся к передним стойкам;
- опоры ходового вала устанавливаются на продольные ребра
При такой компоновке центр тяжести агрегата имеет заднее расположение (над опорным колесом), поэтому для его смещения можно установить дополнительный утяжелитель спереди.
Для регулировки скорости используется родная КПП, также используются мотоциклетные звездочки (основная и промежуточная,) количество зубьев которых подбирается с учетом необходимой выдаваемой мощности. Рабочие инструменты агрегата выполняются в виде колес с ножами и могут выполнять функцию триммера, мотофрезы или мототяпки.
В качестве альтернативы можно использовать и двигатель от бензокосы, который схож по своим характеристикам с приводом мотопилы.
Мотоблок из мотоцикла
Зачастую старая мототехника может годами ржаветь в гаражах и сараях, но ведь она может легко обрести вторую жизнь. Мотоциклетные двигатели отлично подходят для создания самодельного мотокультиватора своими руками, но чаще всего используются двухтактные двигатели от старых моделей, а также от мотороллеров. Но в последнее время активно стали применяться моторы и от скутеров или мопедов, давая переделкой вторую жизнь поломанной технике.
Трансмиссия бывает нескольких типов:
- зубчатая — наиболее распространенная и легко монтируемая;
- комбинированная (зубчато-червячная передача);
- цепно-ременная, зубчатая;
- гидроредуктор — набирающий популярность, но наиболее дорогой по сравнению с механической вид трансмиссии.
Какую систему использовать, каждый выбирает в зависимости от имеющихся деталей и закладываемой функциональности техники. Но из практики можно отметить, что самодельные триммеры по своим характеристикам могут составить конкуренцию заводским моделям.
Возможные схемы
Из уголка сваривается рама необходимого размера, к которой крепится двигатель с системой подачи топлива и бензобаком. Передача крутящего момента от редуктора, понижающего скорость, на колеса, осуществляется через цепь. При этом можно использовать мост от мототехники-донора, установленный на колесную ось. Все органы управления переносятся на руль агрегата.
При конструировании более тяжелой техники используется типовой двигатель ЗИД-5 или другие его модификации, которые ранее широко применялись на различных агрегатах. В связку с ним устанавливается коробка передач от «Запорожца» и облегченный ведущий мост.
Агрегаты с электроприводом
При обработке небольших земельных участков хорошим подспорьем может стать культиватор на электроприводе. Наиболее популярной является промышленная модель «Крот». Как правило, электрокультиватор имеет меньшую мощность, а его использование ограничивается шнуром электропитания. Но все же данная техника весьма популярна среди дачников. При этом многие умельцы предпочитают изготавливать самодельный электрокультиватор своими руками.
Принцип работы
Силовым агрегатом электрокультиватора является электродвигатель, который передает крутящий момент на фрезу колесного типа или другой элемент землеобработки через редуктор. Органы управления техникой располагаются на руле. Чаще всего электрокультиваторы одноколесные
Необходимая глубина рыхления почвы достигается за счет нажима на ручки руля и регулировки высоты сошника. Как правило, она составляет около 25 сантиметров, чего достаточно для культивирования почвы.
Вторая жизнь мясорубки
В качестве основы для самодельного электрокультиватора можно использовать любой электродвигатель, рассчитанный на 220 В, но чаще всего умельцы применяют силовой блок и редуктор от электрической мясорубки.
Единственно, что придется сделать — сбить рабочую насадку и установить на ее место вал (чаще всего для этих целей берут расточенный лом). К валу крепятся колеса-грунтозацепы с ножами, которые легко разбивают и рыхлят землю.
Но в качестве силовых блоков могут применяться и другие виды электротехники, поэтому, если есть желание поэкспериментировать со сборкой электрокультиватора своими руками, чертежи подобной техники можно легко найти в интернете.
Как сделать мотоблок своими руками — подробная инструкция изготовления различными способами, узнайте из чего можно сделать мотоблок в обзоре! (125 фото +видео)
Фермеры и дачники не понаслышке знают, сколько сил и времени отнимает работа на земле. А когда площадь последней превышает традиционные 6 соток, тогда объем труда растет в геометрической прогрессии. И здесь самое время воспользоваться мотоблоком.
Но как быть тем, кто не могут позволить себе приобрести соответствующий агрегат, а если и могут, то только китайского производства, намекающего не предстоящие поломки?
Все просто – надо ответить на вопрос, как сделать мини-мотоблок своими руками, чтобы не покупать менее мощный культиватор и не возиться подолгу с обработкой земли?
Краткое содержимое обзора:
Мотоблок: назначение
Мотоблок – механизированная техника для сельскохозяйственных работ. В зависимости от типа двигателя питается бензином или дизелем.
По сравнению с трактором мотоблок имеет малые габариты, что делает его удобным для обработки земель малой и средней площадей (0,1-1,0 Га).
Характер обработки зависит от навесного оборудования мотоблока:
- Плуг – для вспахивания грунта;
- Чеснокосажалка – для посева чеснока;
- Картофелекопалка – для сбора клубней картофеля;
- Аэратор – для орошения культуры;
- Ковш – для уборки снега и грунта;
- Прицеп – для транспортировки урожая и прочих грузов.
Соответствующие насадки идут на все чертежи мотоблока при условии, что они представлены одним и тем же производителем.
Хотя есть исключения – когда навесное оборудование подходит под все модели. В любом случае благодаря насадкам мотоблок становится универсальным помощником на ферме и не только.
Мотоблок: устройство
Тематический агрегат представляет собой колесное шасси, на котором размещен двигатель мощностью до 14 л.с. Мотор питается дизелем или бензином, чтобы задавать ход шасси через редуктор.
В результате пользователь мотоблока без усилий толкает технику вперед, держа ее за ручки. На последних размещены клавиши пуска и скоростного режима.
Ходовая мотоблока представлена двумя колесными осями с толстыми покрышками. Зимой покрышки лучше оснащать цепями, чтобы агрегат не скользил по снегу и гололеду.
А вот для лучшей проходимости по влажному грунту оси с шинами рекомендуется заменять металлическим грунтозацепами.
Альтернативный вариант – гусеничный тракт. Но тогда возникает вопрос: «как сделать гусеницы на мотоблок своими руками и какие материалы и средства для этого применять?».
Для изготовления тематических гусениц энтузиасты используют:
- Транспортерную ленту и звенья, разрезанные из профильной трубы;
- Разрезную покрышку от автомобиля и другой транспортной техники.
Особенности самодельного мотоблока в домашних условиях
Автомеханик, специализируется на С/Х технике
Дачный участок – источник множества радостных эмоций для любителей загородной жизни, и не последнее место занимает удовольствие от выращенных на своем участке овощей, картошки и зелени. Но вот обработка надела, перекапывание и окучивание доставляет больше проблем. Да и не у каждого дачника хватит сил и здоровья ковыряться с лопатой. И тут на помощь придет мотоблок, а чтобы не тратить кучу денег на покупку дорого агрегата, вполне возможно собрать его своими руками.
Чертежи и рекомендации, как можно собрать мотоблок
Мотоблок, собранный самостоятельно, имеет огромное преимущество перед покупными аналогами. Все размеры мотоблока и конструкцию можно адаптировать под себя и свои нужды. Если нужно совместить плуг и снегоочиститель, это вполне возможно, а если важно наличие гусениц и вместительного прицепа, такой вариант тоже вполне достижим. Размеры мотоблоков колеблются от небольших агрегатов весом менее 10 кг до настоящих мини-тракторов с огромным набором полезных функций и скоростью до 60 км/ч.
Все чертежи можно без труда найти в интернете, и, приложив немного старания, они подгоняются под конкретные нужды. Здесь не понадобится инженерное образование, достаточно практического опыта работы с металлом и чтения чертежей.
Для того чтобы упростить задачу, можно воспользоваться помощью многочисленных видео по сборке самодельных мотоблоков своими руками в домашних условиях. В видео можно увидеть все детали процесса изготовления, которые невозможно указать в полной мере на сборочных схемах. Опыт народных умельцев за несколько десятков лет накопил целую энциклопедию отработанных решений. Воспользовавшись этим богатым опытом, можно избежать многих ошибок, а в конечном итоге привнести что-то свое в эту копилку.
В этом видео вы узнаете плюсы и минусы самодельного мотоблока:
Необходимые материалы
Для изготовления мотоблока лучше всего подойдет двигатель от старого мопеда или мотоцикла, кроме этого базового элемента, понадобится еще целый ряд разных материалов:
- стальная труба диаметром не менее 20 мм. Лучше использовать для несущей рамы максимально массивную основу, которую возможно обработать вручную;
- листовое железо для формирования деталей корпуса и обшивки;
- толстый стальной пруток для несущей оси;
- подшипник оси вращения;
- редуктор;
- элементы трансмиссии для подвески;
- система обработки почвы;
- колеса, стальные обода или камерные шины с глубоким протектором.
Список, безусловно, далеко не полный, все элементы для создания передвижного агрегата можно подобрать только после проектирования конструкции.
Не забываем про соответствующий материал для сбора мотоблока
Обычно при самостоятельной сборке техники на первый план выступает фактор экономии ресурсов, и поэтому в мотоблоках применяются те детали, которые остались от пришедших в негодность машин и мотоциклов и после небольшой доработки еще смогут послужить хозяину. Дополнительным источником базы деталей может выступать гараж соседей по участку или автомобильная разборка. Также есть вариант воспользоваться помощью многочисленных блогов, сообществ по ремонту техники своими руками, распространенными в сети.
Также от самого мастера потребуются хотя бы начальные знания по устройству двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, редуктора хода и основам металлообработки. Если в знаниях чувствуется пробел, его можно восполнить с помощью специальной литературы или интернет-ресурсов. Браться за такую сложную работу вообще без какого-то опыта опрометчивый шаг.
Важно! Двигатель – это основа устройства, и необходимо точно убедиться в его работоспособности.
Инструменты для сборки
Конечно же, не обойтись в столь сложных работах без специального инструмента. Самое необходимое, без чего начинать работы будет бессмысленно:
- сварочный аппарат и электроды;
- комплект слесарного инструмента, включая ножовки, напильники, тиски, фрезы и зенкеры, плашки и метчики под различную резьбу;
- дрель или мощный шуруповерт, с комплектом сверл разной толщины;
- набор рожковых ключей;
- отвертки;
- болгарка и отрезные диски по металлу;
- комплект различных гаек, болтов и саморезов;
- измерительный инструмент, линейка, рулетка, угольник, штангенциркуль и нутромер.
Для полного обеспечения пригодится еще мини-токарный станок, но это уже достаточно экзотический инструмент для домашнего мастера. Хотя с помощью него можно легко выточить именно ту деталь, без которой мотоблок не работает должным образом.
С инструментом необходимо уметь обращаться и, что еще важнее, соблюдать технику безопасности. Работы с таким устройством, как сварочный аппарат или болгарка, могут привести к возгоранию или нанести непоправимый вред здоровью. Поэтому крайне важно:
- Соблюдать инструкции производителя инструмента.
- Работать в защитных перчатках и очках.
- Спецодежда должна плотно прилегать к телу и изготавливаться из трудногорючих материалов.
- Обязательно проверять исправность электроинструмента и проводки перед началом работ.
- Все действия должны проводиться в хорошо освещенных и проветриваемых помещениях.
Внимание! Соблюдение техники безопасности при работах со сварочным и режущим инструментом – обязательное требование
Как сделать мотоблок? Пошаговое изготовление мотоблока своими руками
Итак, процесс сборки мотоблока состоит из следующих этапов:
- Проектирование, сбор и подготовка материалов и чертежи размеров мотоблока. Чем лучше будет проведена подготовка, тем меньше придется разбираться с переделкой собственных ошибок.
- Сборка и сварка несущей рамы. Габариты рассчитываются, в зависимости от основного назначения, на раму приходится большая часть нагрузки, и сварка должна выполняться предельно качественно, а толщина стенки трубы должна быть не менее 2 мм.
- Установка на раму мотора. К мотору присоединяется выхлопная труба и ручки управления, здесь очень важна компоновка элементов, и крепление мотора должно быть достаточно надежным.
- Подготовка, установка и подсоединение редуктора. Этот элемент обеспечивает передачу движущей силы мотора на колесный привод, при другой компоновке усилие может перераспределяться на аппарат для перекапывания земли или фрезу.
- Установка колесной базы. Обычно для движения используются обрезиненные колеса с глубоким протектором диаметром от 30 см. В некоторых моделях колеса заменены на цельнометаллические обода с рифленой структурой, которые разрыхляют, а не укатывают почву. Еще один вариант устройства мотоблока — это гусеничный ход с установкой контрроликов к ступицам и основы для гусениц из старых покрышек или ремней.
- На двигатель устанавливается принудительное воздушное охлаждение.
- Навешивается топливный бак, и протягивается питающий шланг к мотору.
- Устанавливаются грунтозацепы для мотоблока.
- Все элементы тщательно закрепляются, устанавливаются защитные кожухи.
- Аппарат готов к тестовому запуску.
Предварительно устройство нужно проверить в работе на холостом ходу и только после нескольких пробных запусков подключать сначала легкую и затем полную нагрузку. В процессе тестовой эксплуатации важно отслеживать все посторонние шумы и вибрации и сразу устранять причину их появления.
Советы профессионалов, как сделать мотоблок своими руками
Идеальным выбором мотора для самодельного мотокультиватора станет движок от мотоцикла «Иж» или бензопилы «Дружба» или «Урал», они достаточно мощные и иногда даже требуют понижения усилия.
Одна из самых продуманных конструкций принадлежит Валентину Архипову, в интернете доступны схемы и видео компоновки разных его агрегатов и адаптеров к мотоблоку. На основе его разработок можно развивать собственный проект по сборке мотоблока своими руками.
Для присоединения различного дополнительного оборудования и прицепов лучше всего подойдет шарнирное соединение, оно придаст маневренность общей конструкции.
Для того чтобы при выполнении мотоблока своими руками лучше чувствовать габариты и избежать заноса при движении под нагрузкой, плуг делают со смещенной, относительно движения аппарата, осью.
Для автоматической регулировки глубин вспахивания плуга удобно применять специальную регулируемую рейку, ограничивающую и выравнивающую движение инструмента во время вспашки.
С помощью установки дополнительной звездочки и передачи движения привода на щетку можно успешно расчищать территорию от листьев и снега.
Сборка мотоблока – дело непростое и требует навыков и умений. Но ничего непреодолимого в этом нет. Используя базу технической литературы, а самое главное, советы с форумов любителей самодельной техники, практически любой человек сможет собрать агрегат для дачных нужд по своим желаниям и потребностям.
Самодельный мотоблок своими руками в домашних условиях
Несколько лет назад наша семья приобрела дачный участок, который долгое время не обрабатывался. Попытка перекопать его вручную не увенчалась успехом и мы вынуждены были нанять людей, которые мотоблоком вспахали наш участок. За это заплатили приличную сумму. И тогда я задумался о том, что в дальнейшем было бы неплохо иметь собственный мотоблок – ведь он может помогать весь сезон.
Пройдя по магазинам силовой техники, я понял, что приобрести мотопомощника и навесное оборудование к нему для меня будет не по средствам. А так как я с детства интересовался техникой, то решил попробовать сделать мотоблок самостоятельно.
На создание мотоблока ушло около полугода, и весной он был готов к испытаниям.
Самодельный мотоблок из двигателя мотоцикла “Минск”
Отдельно отмечу, что в конструкцию пришлось внести изменения, так как не удалось найти мотор с собственным принудительным воздушным охлаждением и на мотоблок поначалу установил двигатель от мотоцикла «Минск». Для обдува цилиндра смонтировал электровентилятор от «печки» автомобиля «Москвич» и из алюминиевого листа выколотил кожух.
Также изготовил фрезы собственной конструкции, ширина захвата которых составила около 1 м. Но испытания показали, что диаметр фрез маловат и мотоблок буксует на месте, так как садится на редуктор, да и мотор был не новый и потому часто выходил из строя.
К следующему сезону мотоблок решил переделать. Фрезы доработал: с помощью специальных проставок (дополнительных фланцев) увеличил их диаметр. Приобрел новый одноцилиндровый четырехтактный двигатель «Чемпион» (Champion) 212 CC ОНѴ мощностью 7 л.с. китайского производства. Вместо звездочек были выточены двухручьевые шкивы, приобретен клиновой ремень, из пары талрепов смонтировано натяжное устройство. Также изготовил новый подмоторный подрамник с площадкой для крепления двигателя.
Когда все было собрано и нужно было перегнать мотоблок из мастерской в огород, произошло неожиданное. его мотор не только не смог вращать фрезы, он и себя-то тащить не был способен даже на колесах по асфальту – мотор просто глох при попытке тронуться. Я обратился в магазин, в котором приобрел двигатель. Там мне сказали, что мотор исправен, а вот мощности, скорее всего, не хватает и посоветовали приобрести к двигателю редуктор, но его цена была под стать стоимости самого мотора.
Покупать редуктор я не стал, а проблему помог решить друг, который посоветовап изготовить дополнительный шкив. Шкив установил через кронштейн на раму, а натяжение ремня осуществил с помощью двух талрепов, которые приобреп на строительной базе. Этот шкив соединен со шкивом выходного вала моторамы клиновым ремнем профиля «А» длиной 800 мм, а с основным редуктором – ремнем профиля «А» длиной 1700 мм. Только этого было недостаточно. Но так как увеличить шкив мешала рама, пришлось заменить ходовую цепную передачу с другим передаточным числом: с числом зубьев z =14 и z =44 и шагом t =19 мм. И все заработало. Еще я немного укоротил ручки и изготовил новый кронштейн для «тормоза» (он сделан из прутка диаметром 30 мм), что немного облегчило конструкцию и улучшило управление.
В целом мотоблок получился довольно хорошим, а после покраски вообще выглядит как покупной. Уже несколько лет он помогает не только мне, но и многим моим друзьям и родственникам обрабатывать свои участки. Мотоблок достаточно экономичен и имеет две передачи вперед, которые «переключаются» перестановкой ремня по ручьям шкива на ведущем валу клиноременной передачи.
Справедливости ради, надо отметить и недостатки изготовленной мною конструкции. Всю раму можно сделать из металла толщиной 3 мм -это позволит снизить массу всей конструкции и облегчит управление. И еще мотоблоку очень не хватает задней передачи, так как вытащить закопавшиеся фрезы бывает проблематично.