2х-тактные мотокультиваторы — конструкция, способности и области применения
Мотокультиватор: рейтинг лучших производителей, как подобрать оптимальную модель?
Без использования механизированных орудий труда, невозможно подготовить землю к посадке сельхозкультур и собрать обильный урожай. Это касается не только крупных фермерских хозяйств, но и небольших приусадебных участков.
Во втором случае, популярностью у дачников пользуются мотокультиваторы. Однако некоторые владельцы приусадебных участков считают, что мотокультиватор и мотоблок, это разные названия одного вида техники.
Мы расскажем вам о разнице между агрегатами, приведём модели популярных отечественных производителей, и объясним, какие моменты являются ключевыми при выборе мотокультиватора.
В чём разница?
Чем отличается от мотоблока мотокультиватор? На первый взгляд – ничем. Обе разновидности техники предназначены для предпосадочной подготовки почвы. Техника пашет и рыхлит грунт, формирует борозды и междурядья. Но это только видимость.
На самом деле, мотоблоки способны выполнять гораздо больше полезных функций, соответственно обладают более обширной сферой применения. Основные отличия, можно охарактеризовать следующим образом:
- Спектр выполняемых работ. В стандартной комплектации культиватора обычно идут почвенные фрезы, которых вполне хватает для использования техники по прямому назначению. Производители мотоблоков не ограничиваются столь скромным арсеналом. Некоторые модификации комплектуются прицепными тележками, плугами, электрорубанками и циркулярными пилами.
- Мощность. Мотоблоки оснащаются более мощными двигателями, поэтому становится целесообразно использовать агрегаты на больших площадях. Кроме того, технические параметры силовой установки и конструкции рамы, позволяют переоборудовать мотоблок в мини-трактор. Для этого даже существуют специальные заводские комплекты, упрощающие модернизацию. Сделать мини-трактор из культиватора в принципе можно, но эффективность конструкции будет близка к нулю. Двигатель просто не будет справляться с дополнительными нагрузками.
- Вес. По конструкционной массе, мотоблоки намного тяжелее культиваторов. Это является существенным недостатком, который усложняет рабочий процесс. В этом плане выигрывают более лёгкие, а соответственно манёвренные культиваторы, которыми легко управлять даже на ограниченных пространствах.
Использовать мотоблоки на небольших площадях нерентабельно: ощутимы затраты на заправку и обслуживание. Зато на больших полях и в фермерских хозяйствах, где выполняется несколько видов работ, мотоблок будет незаменимым помощником.
Что предлагает российский рынок?
Сразу уточним, почему будут рассматриваться мотокультиваторы российского производства. Дело здесь вовсе не в патриотизме.
Отечественная техника практические не уступает, а в чём-то и превосходит западные аналоги по техническим характеристикам.
При этом цена на российскую технику намного ниже, она не требовательна к качеству горючего и условиям эксплуатации, проблем с сервисным обслуживанием и приобретением запчастей обычно не возникает.
Вот как выглядит рейтинг лучших отечественных производителей.
Эта модель выпускается с 1983 года, обладает неплохой производительностью и ремонтоспособностью. Конструкция агрегата довольно проста: рама, редуктор, рулевые рукояти, кронштейны под навесное оборудование.
В базовую комплектацию входят почвофрезы, остальные разновидности навесного оборудования приобретаются дополнительно.
«Салют»
Данный производитель оснащает свои мотокультиваторы двигателями HONDA, BRIGGS&STRATTON, LIFAN.
Эти силовые установки, в сочетании с усиленной рамой и шестернями, изготовленными из высокопрочной стали, позволяют технике работать в любых условиях, выдерживая пиковые нагрузки.
Мобил К
Производственные линии компании «Мобил К» расположены в городе Гагарин. По оценкам экспертов, мотокультиваторы этого производителя признаны лучшими по комплектации и качеству сборки. Здесь используются двигатели SUBARU, BRIGGS&STRATTON, DINKING.
Схема трансмиссии состоит из ременного сцепления, шестеренчато-цепного разборного редуктора в дюралевом корпусе. Техника неплохо сбалансирована и подходит для выполнения всех видов работ на сельскохозяйственном участке.
Мотокультиватор «Мобил К»
ЗиД Мастер
Этот мотокультиватор выпускается в Коврове. Техника довольно компактная, но обладает расширенной функциональностью. Например, в качестве навесного оборудования можно использовать сенокосилку или снегоуборщик.
Здесь также используются двигатели импортного производства, что снижает уровень шума и экономит топливо во время работы.
Тонкости выбора
Как выбрать мотокультиватор? Достаточно руководствоваться общепринятыми критериями. Например:
- Привод. Существующие модели оснащаются бензиновыми или электрическими двигателями. Если уровень шума играет роль, то отдавайте предпочтение электрическим моделям. При этом помните, что они привязаны к источнику питания.
- Участок. Чем больше земельный надел, тем мощнее культиватор вам понадобится.
- Экономия. Средний расход топлива мотокультиватора варьируется в пределах 0.4-2 л/час. Этот показатель напрямую зависит от мощности и типа двигателя.
- Эффективность. Сюда относится глубина обработки почвы, ширина охвата и ассортимент навесного оборудования для данной модели.
Руководствуясь этими нехитрыми советами, можно подобрать качественный и недорогой мотокультиватор, полностью подходящий под ваши требования.
Как выбрать мотокультиватор?
Труд на дачном участке — удовольствие. Но если участок не так уж мал, или хозяин участка пожилой человек или женщина, на помощь может прийти малая механизация. Самый тяжелый и неблагодарный труд на земле — обработка почвы и борьба с сорняками. Именно его и призван облегчить мотокультиватор.
Мотокультиватор — это устройство, предназначенное для рыхления и прополки почвы (культивации) с помощью бензинового двигателя небольшой мощности (1,5−7 л. с.), на глубину от 8 до 25 см.
Виды мотокультиваторов
Разделяются все виды мотокультиваторов на группы по весу:
- Сверхлегкие (до 15 кг).
- Легкие (до 40 кг).
- Средние (45−60 кг).
- Тяжелые (свыше 60 кг).
Обычно мотокультиваторы от сверхлегкого до тяжелого комплектуются двигателями возрастающей мощности от 1,5 до 10 л. с. Однако бывает и так, что вся линейка, кроме тяжелого, комплектуется двигателем одной (2 л. с.) мощности. Это связано с тем, что вес нужен мотокультиватору для более высокого давления на почву. Если давление недостаточно, мотокультиватор часто «подпрыгивает» на более плотных участках почвы.
В составе парка малой механизации есть еще одно устройство близкое к мотокультиватору по конструкции и назначению. Это — мотоблок. Хотя мотоблоки иногда относят к тяжелым мотокультиваторам, их следует различать. Мотоблок не только тяжел по весу и имеет более мощный привод. Принципиальная разница заключается в конструкции.
Мотоблок имеет более мощную раму и развитую систему крепления, разнообразных по назначению подвесных устройств, среди которых может быть и плуг, и борона и многое другое. Мотоблок — это по сути мини-трактор без места для водителя. Его можно использовать даже для перевозки грузов монтируя к нему небольшой кузов или тележку на колесах. То есть, если мотокультиватор конструктивно предназначен только для обработки почвы, мотоблок является универсальным тягловым устройством.
Именно на мотоблоках, часто используемых для вспашки тяжелых почв или целины плугом, часто устанавливают дизельные двигатели, которые работают более устойчиво, чем бензиновые на малых оборотах.
Мотокультиваторы могут быть укомплектованы электроприводом. Преимуществом электрокультиватора является отсутствие выхлопа, что делает его незаменимым помощником при работе в закрытых теплицах и зимних садах. При работе на маленьких придомовых территориях, так как связаны с питающей розеткой кабелем. При этом работать с ними нужно внимательно, чтобы не повредить фрезой электрокабель.
Производители мотокультиваторов
По производителям мотокультиваторы можно разделить на четыре большие группы
- Европейские.
- Японские.
- Белорусские, российские и украинские.
- Китайские.
Хотя большинство развитых стран производят мотокультиваторы, среди них следует особо выделить производителей:
- Европа: Франция (Pubert, Cayman), Италия (BENASSI, Bertollini), Германия (MTD, Wolf Garten), и Дания (Texas);
- США — Craftsman, Partner, Parton, Champion (совместно с Китаем);
- Япония — Honda;
- Корея (южная) — Hyundai.
Особо популярные марки
Россия производит следующие марки:
Несколько слов о китайском производителе
Китай — страна небольших фермерских хозяйств, в которых мотокультиватор нашелсамое широкое применение. Она же является и производителем самых дешевых мотокультиваторов в мире. Однако машиностроение в Китае имеет целый ряд недостатков.
Прежде всего, Китай недавно начал производить свой собственный металл и качество его оставляет желать лучшего. Поэтому машины, в которых имеется большое количество металлических конструкций, уступают европейской, американской и японской продукции в отношении прочности и износоустойчивости металлических изделий, даже если это известные бренды и марки, произведенные под надзором материнских компаний. То же относится и к пластмассовым изделиям. Исключения составляют сборки из деталей, произведенных на западе и в Японии.
Особенно часто выходят из строя такие детали, иногда после одного сезона эксплуатации как:
- кольца цилиндров;
- пластмассовые зубчатые колеса передачи;
- цепи;
- вилки колес.
Очень часты случаи, когда крепеж в узле выполнен недобросовестно или крепление вообще забыли произвести.
Однако имеется большое количество мотокультиваторов произведенных неизвестными маленькими фирмами, которые, как правило, копируют устаревшие образцы известных марок. Специфика китайского производства такова, что авторское право и авторский надзор практически отсутствуют. Такие мотокультиваторы рассчитаны на постсоветский рынок потребителя сельскохозяйственных машин. Стоимость их в 2−3 раза ниже западных и японских аналогов. Китайское производство маскируется гордыми названиями на славянских и европейских языках, например Булат, Зубр, Вулкан, Аврора, Протон, Кентавр, Заря, Садко, Зирка, и пр.
Все сказанное не значит, что Китай не производит качественной продукции. В Китае существуют заводы выпускающие китайские бренды, продукция которых получила европейский стандарт качества. К таким заводам относится Chongqing Weima Agricultural Machinery Co Ltd. Продукция бренда Weima под маркой Scout успешно экспортируется в 50 стран мира. Однако цена ее выше цены безымянного ширпотреба.
Устройство мотокультиваторов
Общими узлами большинства мультикультиваторов являются:
рама;
- двух- или четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания;
- бак для бензина, или, как в случае мотокультиватора «Крот», бензиново-маслянной топливной смеси;
- п-образное ручное устройство со смонтированными на нем рукоятками управления;
- ротор для крепления фрез различного назначения;
- устройство-кронштейн для крепления сошника и дополнительного навесного оборудования (окучник или крепление тележки);
- одно, два или три колеса.
Важнейшим узлом мотокультиватора является двигатель. Наилучшими двигателями для комплектации мотокультиваторов являются «Briggs & Stratton» США, «Subaru» и «Honda» Япония, «Tecumsen» Италия. Этими двигателями комплектуются качественные мотокультиваторы других производителей.
Работа мультикультиватора
Основная работа мотокультиватора — рыхление почвы с помощью звездчатых фрез. В отличие от плуга, фреза не производит переворачивание почвенного пласта, что препятствует эрозии почвы и является более прогрессивным агротехническим методом обработки почвы. Управление мотокультиватором осуществляет человек, идущий за устройством, с помощью П-образной изогнутой конструкции с рукоятками управления.
На рукоятках управления смонтированы рукоять сцепления, переключатель передач хода, в том числе переднего и заднего. Наличие передачи заднего хода важно в тех случаях, когда фрезы «вязнут» на тяжелом участке плотной или каменистой почвы, для того, чтобы, подавая машину назад, избежать поломки фрезы и трансмиссии. Одновременно с рыхлением измельчаются корни сорных растений.
На ротор могут быть установлены и дисковые фрезы, которые могут копать канавку для посадки картошки и образовывать отвальную бровку, которую потом можно опять засыпать грунтом, поменяв левую и правую дисковые фрезы местами. С их же помощью легко нарезаются грядки.
Важнейшим элементом мотокультиватора является сошник. Это прямоугольный металлический стержень, смонтированный на раме за фрезами. Он выполняет тормозящие функции, которые заставляют фрезы углубляться в землю. Выставляя длину сошника, мы получаем возможность регулировать глубину реза фрезой земляного пласта. Кроме того, в случае установки двух сошников, они позволяют маневрировать, надавливая на правую или левую ручки управления.
Расход топлива
Бензобак мотокультиватора, как правило, рассчитан на 2 часа интенсивной непрерывной работы. Приведем примеры среднего расхода топлива (бензина) для ходовых мощностей двигателя различных типов мотокультиваторов. Данные являются ориентировочными и в зависимости от конкретной модели двигателя, нагрузки и режима работы могут отличаться в ту или иную сторону:
Чем хорош и чем плох 2-х тактный мотокультиватор?
Несмотря на то, что большинство новых моделей бензиновых культиваторов производители оснащают 4-хтактными двигателями, некоторые хозяева упорно продолжают искать себе 2-х тактный мотокультиватор. Можно долго спорить о том, характеристики какого из двигателей лучше, но, если есть спрос, то должно быть и предложение. Давайте разбираться.
Плюсы и минусы двухтактных культиваторов
Как и каждая техника, 2-хтактный двигатель имеет свои плюсы и минусы. Их безусловным преимуществом будет:
- Компактность;
- Меньший по сравнению с 4-хтактным двигателем вес;
- Быстрее набирает обороты;
- Может работать на уклонах крутизной до 25 градусов (для 4-хтактного двигателя этот показатель не должен превышать 10 градусов);
- Стоимость.
Справедливости ради нужно отметить, что последнее преимущество весьма относительно. Стоит культиватор с 2-хтактным двигателем значительно дешевле своего 4-хтактного аналога, но разница в цене быстро «съедается» большим расходом бензина.
Из негативных моментов работы двухтактного культиватора стоит выделить:
- Увеличенный приблизительно на 1/3 расход топлива;
- Выше в сравнении с 4-хтактными моделями уровень шума и вибрации;
- Требуется дополнительные расходы на масло;
- Большое содержание в выхлопе вредных веществ.
На средних и тяжелых моделях мотокультиваторов 2-хтактных двигателей уже практически не встречается. Но на легких и сверхлегких моделях, где каждый «лишний» килограмм имеет огромное значение, производители предпочитают устанавливать 2-х тактные двигатели ввиду их компактности и меньшего веса.
Сфера применения
Как и любой вид мотокультиваторов сверхлегкого и легкого класса, двухтактный мотокультиватор применяется для рыхления почвы и борьбы с сорняками на небольших земельных участках в 1-5 соток. Это могут быть цветочные клумбы, овощные грядки и т.п.
Разрешается использовать 2 тактный мотокультиватор и для работы в теплицах или оранжереях. Но здесь нужно учитывать, что при работе двухтактный двигатель выделяет намного больше вредных веществ, чем аналогичный ему по мощности 4-хтактный. Для работы в закрытых помещениях это является большим минусом, поэтому лучше для таких работ использовать все же 4-х тактный мотокультиватор, а еще лучше – приобрести экологически чистый электрический аналог.
Ничто не мешает использовать маленький, легкий 2-х тактный культиватор и при уходе за растениями на площадях больше, чем написано в инструкции, например, для прополки междурядий посадки картофеля. Но нужно отдавать себе отчет, что, выполняя большой объем работы, вы заставляете своего механического помощника работать на пределе своих возможностей, значительно сокращая тем самым срок его эксплуатации.
Популярные бренды и модели
Приняв решение приобрести 2 тактный культиватор, его владелец неизбежно сталкивается с проблемой выбора лучшей модели, благо выбирать есть из чего. Никаких ограничений здесь нет, но есть неписанные шаблоны, которые покупатель подсознательно старается соблюсти.
Во-первых, принято считать, что хотя импортная техника и стоит дороже, ее качество на порядок выше, чем у отечественной.
Во-вторых, лучше покупать продукцию раскрученных брендов, поскольку они дорожат своим имиджем и брак в продажу не выпускают.
В-третьих, покупатель старается приобрести себе ту модель, которой пользуются и о которой хорошо отзываются его знакомые.
Из популярных брендов мотокультиваторов, в т.ч. и двухтактных, на отечественном рынке можно назвать:
Приобретая ту или иную модель, помните, что «раз на раз не приходится». Продукция малоизвестного, только начинающего набирать силу бренда может оказаться ничуть не хуже, а в чем-то даже лучше, чем продукция известных фирм, но будет стоить намного дешевле. Да и по качеству продукция из стран бывшего СНГ и Китая за последние годы заметно подтянулась к уровню зарубежной техники. Поэтому узнавайте, анализируйте, сопоставляйте – но окончательный выбор делать все равно вам и только вам.
2х-тактные мотокультиваторы: конструкция, способности и области применения
Часто фермерам, имеющим большие и средние участки, не хватает времени и сил на обработку площади. В таком случае можно использовать мотокультиватор 2 тактный, который станет надежным помощником на огороде.
Конструкция и технические характеристики агрегатов
Каждый мотокультиватор 2-тактный обладает индивидуальной конструкцией. Однако основу каждой из моделей составляет карбюраторный мотор внутреннего сгорания, который охлаждается воздушной системой охлаждения. Более современные модели также могут оснащаться системой водного охлаждения, но, как показывает практика, первый вариант все же более надежный. В конструкцию агрегата также входит выходной вал редуктора, связанный с мотором клиноременной трансмиссией. На вал надевается колеса или фрезы. Редуктор крепится к раме при помощи крепежных болтов.
От редуктора идут 2 рукоятки, при помощи которых осуществляется управление техникой. Рукоятки снабжены приборами управления – рычагами или кнопками. Крайняя часть агрегата – кронштейн, при помощи которого мотокультиватор двухтактный можно оснастить дополнительным оборудованием.
Для транспортировки выключенного агрегата используется подъемные колеса. Если аппарат находится во включенном состоянии, колеса следует поднимать.
Характеристики и способности агрегатов
Большинство мотокультиваторов запускаются при помощи веревки. Стартер агрегатов, при этом, имеет несъемную конструкцию. Топливом для агрегатов служит бензин А-76, однако более новые модели потребляют 80-ый бензин. Для приготовления топливной смеси бензин следует смешивать с маслом в пропорции 20:1. Культиватор 2-тактный, как правило, имеет не большой бак и отличается низким потреблением топлива.
Для смазки редуктора применяется масло марки М-8В1. Смазка должна выполняться каждый месяц в целях профилактики поломок редуктора.
Основными показателями большинства культиваторов служит:
- Мощность мотора – может составлять от 2 до 8 л. с.;
- Карбюратор – как правило, используется модель марки К-60В;
- Объем бака – от 0,6 до 2 л.;
- Потребление топлива – от 200 до 450 мл./1 час работы;
- Наличие ручного стартера;
- Двухступенчатый основной редуктор;
- Большинство моделей также оснащаются одноступенчатым редуктором, который находится в блоке с двигателем.
Не слишком высокие показатели, малые габариты и скромное потребление топлива делают культиватор 2-тактный незаменимым помощником на малых и средних участках.
В каких целях используются культиваторы с двухтактными моторами?
Почти каждый современный культиватор двухтактный позволяет выполнять широкий спектр работ. К ним относится:
- Вспашка грунта;
- Покос травы;
- Эксплуатация в паре с тележкой;
- Перекачка воды;
- Сбор урожая.
При вспашке почвы культиваторы могут оснащаться колесами с грунтозацепами. При этом плуг должен покупаться отдельно.
С помощью этих же колес агрегат может окучивать картофель. Помимо всего прочего, с использование сошника культиваторы позволяют удалять сорняки.
Плюсы и минусы агрегатов
Мотокультиваторы с двухтактным мотором обладают рядом преимуществ. К ним относится:
- Неплохие показатели, как для малогабаритной техники;
- Практически полное отсутствие пластиковых элементов в большинстве моделей;
- Простота в использовании;
- Легкость в обслуживании и ремонте.
Среди недостатков стоит выделить склонность моделей загрязняться в самых неподходящих местах – нередко грязь попадает внутрь мотора и редуктора, что влечет поломку узлов.