1 309 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ТНВД МТЗ-80: Устройство, регулировка, схемы, советы

ТНВД трактора МТЗ: Устройство, регулировка, советы

Особенности устройства ТНВД МТЗ-80, 82. Детальные схемы и полезные рекомендации.

Состоящая из двух баков для топлива, двух фильтров (грубой и тонкой) очистки, топливного насоса высокого давления (ТНВД) топливная система этой марки тракторов достаточно проста и стандартна для большинства как дизельных, так и бензиновых двигателей. Рассматривая ТНВД МТЗ — 80 на схеме далее и зная подробное устройство со всеми составляющими деталями, можно практически не сомневаться в возможности самостоятельного ремонта этой техники. В топливном насосе трактора МТЗ — 80, 82 и его поздних модификациях всего более 70 деталей.

Устройство ТНВД для МТЗ — 80, 82

УТН — 5, как называется топливный насос для белорусской марки тракторов, изготавливается из прочного сплава алюминия и выпускается в двух возможных вариантах установки — левом и правом, в зависимости от конструктивных особенностей крепления фланца. По всему корпусу он разделён на две полостные части специальной перегородкой, где в нижней полости находится вал с приводом насоса, а в верхней отдельные секции этого насоса.

Полное детальное устройство топливного насоса высокого давления двигателя Д-240 вы можете прочитать далее

Топливный насос с регулятором:

1 — нажимной штуцер; 2 — зажимы; 3 — пружина; 4 — нагнетательный клапан; 5 — седло клапана; 6 — прокладка; 7 — втулка плунжера; 8 — плунжер; 9 — пробка; 10 — зубчатый венец; 11 — поворотная втулка; 12 — крышка регулятора; 13 — тяга рейки; 14 — рычаг пружины; 15 — пружина регулятора; 16 — пружина обогатителя; 17 — основной рычаг; 18 — корпус корректора; 19 — шток корректора; 20 — винт регулировочный; 21 -промежуточный рычаг; 22 — болт номинала; 23 — болт; 24 — корпус регулятора; 25 — ось груза; 26 — пята; 27 — муфта; 28 — ось пяты; 29 — ось рычага; 30 — грузы регулятора; 31 — упорные шарикоподшипники; 32 — спускная пробка; 33 — ступица грузов; 34 — сухарь амортизатора; 35 — шайба; 36 — стакан подшипника; 37 — маслоотражатель; 38 — рычаг управления; 39 — кулачковый вал; 40 — заглушка; 41 — эксцентрик привода подкачивающего насоса; 42 — фланец для крепления подкачивающего насоса; 43 — регулировочная шайба; 44 — плита крепления; 45 — корпус насоса; 46 — маслоподводящее отверстие; 47 — гайка валика; 48 — шлицевая втулка; 49 — установочный фланец; 50 — толкатель с роликом; 51 — регулировочный болт толкателя; 52 — тарелка пружины (нижняя); 53 — пружина плунжера; 54 — тарелка пружины; 55 — зубчатая рейка; 56 — болт для спуска воздуха; 57 — канал для отвода топлива; 58 — перепускная трубка; 59 — корпус перепускного клапана; 60 — пробка; 61 — шарик-клапан; 62 — отверстие для подвода топлива; 63 — канал для подвода топлива; 64 — отсечное отверстие; 65 — впускное отверстие втулки плунжера; 66 — штифт; 67 — крышка люка; 68 — регулировочный винт; 69 — прокладка; 70 — заливная пробка; 71 — регулировочный винт; 72 — пружина корректора; 73 — стяжной винт.

Здесь же, вы можете увидеть всю топливную систему белорусского трактора целиком:

Система питания дизеля (схема):

1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5 — электрофакельный подогреватель; 6 — топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 — топливные баки; 11 — сливной кран; 12 — трубка топлива; 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — фильтр тонкой очистки топлива; 15 — трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 — регулятор топливного насоса; 18 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 — подкачивающий насос; 20 — перепускная трубка; 21 — топливный насос; 22 — форсунка; 23 — выхлопной коллектор; 24 — нижний фильтрующий элемент; 25 — средний фильтрующий элемент; 26 — верхний фильтрующий элемент.

В верхней полостной точке УТН — 5 двигателей Д-240 расположены два продольных канала, образующих собой каре, один конец которого к фильтру тонкой очистки топлива, а другой, соответственно, к самой подкачке в насосе, где в штуцере вмонтирован пропускной клапан.

Читать еще:  Как сделать адаптер к мотоблоку Кентавр своими руками?

Принцип работы УТН — 5

К корпусу топливного насоса снаружи прикреплён насос подкачки, крепёжная плита с фланцем и регулятор, а к каждому из штуцеров подключён топливопровод высокого давления, через которые к форсунке и подаётся необходимое горючее. Привод насоса осуществляется шестерёнкой коленвала, которая соединяется с промежуточной шестерёнкой и шестерёнкой самого насоса.

Если в насосе когда-либо производился ремонт, то после каждой разборки/сборки необходимо точно выверять угол соединений шестерёнок, ибо при неверном наклоне сбой в работе неизбежен. Градус угла наклона всегда должен соответствовать 22°30″ и проверяться, конечно, желательно мотористами, а не самостоятельно.

Проверка (регулировка) топливного насоса

Прежде, чем осуществить проверку, необходимо убедиться в плотности запирающего конуса клапана нагнетания и в достаточном давлении насосной секции, находящейся в верхней полости. Вращая коленчатый вал, нужно сдвигать регулятор до тех пор, пока стрелка на манометре не остановится на цифре 15 МПа. Двигатель после этого останавливают и отключают подачу горючего регуляторным рычагом. При падении давления на манометре менее, чем за 10 секунд, клапан соответствует исправности и дальнейшему использованию.

Чтобы отрегулировать точный угол начала поступления горючего вам потребуется вкручивать/выкручивать специальный регулировочный болт. При откручивании болта угол будет увеличиваться, а при обратном вкручивании, соответственно, уменьшаться. Обратите внимание, что один виток (оборот) вкручивания/раскручивания регулирует скорость оборотов двигателя приблизительно на 30-50 оборотов. При раскрутке болта производительность и пропускная способность насоса пропорционально уменьшается, а при закрутке, наоборот, увеличивается.

Теоретические рекомендации

Вы можете логически вычислить, что при увеличении подачи горючего в мотор увеличивается и его крутящий момент, который, естественно, повышает номинальную мощность двигателя Д-240. К тому же, до пределов своих возможностей повышается и скоростной режим работы.

Замена масла в насосе УТН — 5 необходима только после разборки и ремонта, а в повседневной эксплуатации трактора не нужна. Заливка дизельного масла должна производиться через картер ТНВД в объёме 150-200 мл.

ТНВД для трактора МТЗ-80 схема регулировка и ремонт

Назначение ТНВД — перемещать солярку из бака в цилиндры мотора. Основные узлы системы питания — два бака под солярку, фильтры грубого и тонкого очищения горючего, топливный насос большого давления — ТНВД. Система питания техники «Беларус» сравнительно элементарна, имеет классический вид и принцип работы. Хорошо изучив её, разобравшись с устройством на теоретическом уровне, можно смело выполнить самостоятельно ремонт. Топливная система этого трактора содержит порядка семидесяти деталей, что мало для такого оборудования.

Конструкция ТНВД трактора МТЗ 80

Тракторный насос для МТЗ 80 именуют УТН-5. Он сделан из надёжного алюминиевого сплава. А выпускают их в разных вариациях монтажа, существует левое и правое исполнение. Это зависит от конструкции и свойств крепежа. По всей длине корпуса он разделяется на две полости. Это происходит благодаря перегородке. Внизу имеется вал с приводом насоса, а вверху — составные секции данного насоса.

Подетальную конструкцию ТНВД мотора Д-240 рассмотрим дальше. Насос для топлива с регулирующим механизмом имеет следующие элементы: нажимной штуцер, клапан нагнетательный, седло клапана, плунжер и соответствующую втулку, поворотную втулку, венец с зубьями, тягу рейки, крышку регулятора, корпус корректора, шток корректора, корпус регулятора, пяту, оси грузика, пяты и рычага, соединительную муфту, грузики регулятора, ступицу грузиков, сухарь амортизатора, стакан для подшипника, маслоотражатель, вал с кулачком, заглушку, фланец крепления насоса для подкачивания, плиту для крепежа, шлицевую втулку, фланец для установки, роликовый толкатель, нижнюю тарелку пружины, рейку с зубчатой передачей, топливоотводящие каналы, корпус перепускного клапана, отверстие для подачи солярки, шариковый клапан, топливные каналы, отсечное отверстие, штифт, впускное отверстие плунжерной втулки, крышку люка. Как любой насос, ТНВД в своей конструкции имеет шайбы, зажимы, основной и вспомогательные рычаги, болты разного назначения, шарикоподшипники, пружины, пробки, гайки, прокладки, трубки для передачи топлива, разнообразные винты для стягивания и регулировки. Не существует в природе насоса без корпуса и отверстия для масла, не встречаются насосы без эксцентрика для подкачивания топлива.

Схема топливного насосс с регулятором

В питательную систему дизельного двигателя входят: воздухоочиститель, глушитель, воздушный фильтр, электрофакельный подогреватель с топливным бачком, впускной коллектор, различные трубки — дренажные и высокого давления, горло для заливки горючего, топливные баки, краник для слива, фильтры тонкой и грубой очистки солярки, регулятор топливного насоса, подкачивающий насоса, топливный насос, форсунки, выхлопной коллектор, фильтрующие приспособления разного назначения.

В самом высшем месте УТН-5 имеются продольные каналы, соединяющие его с фильтром тонкой очистки и с системой подкачки насоса, в который встроен пропускной клапан.

Описание способа действия УТН — 5

Насос для подкачивания крепится к корпусу основного насоса. К штуцерам присоединён топливопровод, через который под большим давлением подаётся горючее к форсункам. Насос приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Если насос уже ремонтировался, то после очередной сборки и разборки надо тщательно сверять угол соединений шестерен. В противном случае, при ошибочном наклонении, обеспечены будут перебои в работоспособности. Градус наклона должен быть строго 22°30″. Проверить его лучше, обратившись к опытному мотористу.

Читать еще:  Самоделки — Мой мотоблок

Проверка и регулировка насоса

Перед началом надо убедиться, что запирающий конус плотно прилегает, а давление насосной секции соответствует норме. Вращаем коленчатый вал и передвигаем регулятор до того момента, пока стрелка на манометре не будет показывать 15 МПа. Мотор после этого глушат, подачу топлива останавливают регуляторным рычагом. Если давление на манометре падает за десять секунд, клапан исправен.

Для регулировки точного угла момента поступления топлива надо крутить в разные стороны регулировочный болт. Один виток уменьшает или увеличивает обороты коленвала примерно на 40 оборотов. Раскручивая болт — мощность насоса уменьшается, закручивая — увеличивается.

Технические советы

Логическим методом можно просчитать, что, увеличивая подачу количества топлива в камеру сгорания становится больше и крутящий момент. А это повышает мощность двигателя и его скорость.

Смена моторного масла в устройстве УТН-5 нужна только после демонтажа и ремонтных работ. При обычном режиме эксплуатации этого делать не стоит. Моторного масла требуется всего 150-200 миллилитров, заливку осуществляют через картер ТНВД.

ТНВД МТЗ 80

Подскажите сколько масла заливать в регулятор ТНВД

В УТН-5-150-200грам(общая ёмкость).

В УТН-5-150-200грам(общая ёмкость).

Это если тнвд не смазывается от системы смазкы двигателя. Что редкость.

Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.

В УТН-5-150-200грам(общая ёмкость).

Это если тнвд не смазывается от системы смазкы двигателя. Что редкость.

Если есть дренаж(на задней стенке тнвд-трубка спиралью),то смазка автономная(может и ошибаюсь),на МТЗ были оба насоса.
Очень часто тнвд «грешат»(особено с ЮМЗ)пропусканием топлива в корпус насоса и если-бы не передний сальник и дренаж куда попало-бы топливо..правильно,в двигатель.

Подскажите сколько масла заливать в регулятор ТНВД

На регуляторе большая пробка-заливная, на корпусе ТНВД, между подкачкой и регулятором контрольная, открути контрольку и медленно (через большую) заливай, как в контрольке покажется, всё норма.

Я правильно понял?

Заливай стакан как минимум,даже если ТНВД под цен.смазку дв.Тем более если после ремонта.Есть свои приколы.Если масло старое,через сетку пропусти.Были случаи при заливке старого масла посторонних предметов.Раза 2 точно привозили.Например гаечка на 5.Что стало с регулятором,писать думаю не стоит.

у меня на ТНВД на регуляторе через пробку пошла солярка подскажите в чём проблема?

у меня на ТНВД на регуляторе через пробку пошла солярка подскажите в чём проблема?

корпус ТНВД негерметичен,пары сильно износились или имеют сильные задиры в средней своей части,а также шток ТННД прослаб во втулке своей или игла форсунки зависла в верхнем положении.

Мужики подскажите! На апаратуре на регуляторе есть 2 винта , один из них прибавляет /убавляет топливо ,какой? и куда крутить , а то в лесу на трелевке 30 л на день не хватает . Дым черный валит ,про забитый воздухан и течи не упоминать , или всетаки в обкатку?

На лицо ужасные—добрые внутри !!

Мужики подскажите! На апаратуре на регуляторе есть 2 винта , один из них прибавляет /убавляет топливо ,какой? и куда крутить , а то в лесу на трелевке 30 л на день не хватает . Дым черный валит ,про забитый воздухан и течи не упоминать , или всетаки в обкатку?

Нижний винт закручиваем добовляем, откручиваем убираем. крутить без фанатизма один оборот скрутили и пробуем, при резком нажатии на газ черного дыма должно быть мало, не так как на тепловозе

мТз 892. ЗиЛ 130 turbo diesel.

Нижний винт закручиваем добовляем, откручиваем убираем. крутить без фанатизма один оборот скрутили и пробуем, при резком нажатии на газ черного дыма должно быть мало, не так как на тепловозе

Сегодня транспорт по горам на асфальте , вот и попробую.

На лицо ужасные—добрые внутри !!

Димон спасибо огромное ,все получилось отл еще раз
Чье производство распылов на форсы лучше брать,хочу поменять -как-то не ровно без нагрузки работает ,

На лицо ужасные—добрые внутри !!

самый надёжные от ЯЗДА—33-280.

самый надёжные от ЯЗДА—33-280.

На лицо ужасные—добрые внутри !!

Димон спасибо огромное ,все получилось отл еще раз
Чье производство распылов на форсы лучше брать,хочу поменять -как-то не ровно без нагрузки работает ,

Пожалуйста, я ставил распили АЗПИ давление 190 атм работают четко.

мТз 892. ЗиЛ 130 turbo diesel.

[quote=maz-kamaz]Заливай стакан как минимум,даже если ТНВД под цен.смазку дв.Тем более если после ремонта.Есть свои приколы.Если масло старое,через сетку пропусти.Были случаи при заливке старого масла посторонних предметов.Раза 2 точно привозили.Например гаечка на 5.Чт

В УТН-5-150-200грам(общая ёмкость).

Это если тнвд не смазывается от системы смазкы двигателя. Что редкость.

Если есть дренаж(на задней стенке тнвд-трубка спиралью),то смазка автономная(может и ошибаюсь),на МТЗ были оба насоса.
Очень часто тнвд «грешат»(особено с ЮМЗ)пропусканием топлива в корпус насоса и если-бы не передний сальник и дренаж куда попало-бы топливо..правильно,в двигатель.

Какое масло заливать

Подскажите, отрегулировали ТНВД с форсунками, собираюсь ставить надо ли регулировать момент впрыска или как снял так и поставить обратно?

Читать еще:  Технические характеристики маз-5516

Подскажите, отрегулировали ТНВД с форсунками, собираюсь ставить надо ли регулировать момент впрыска или как снял так и поставить обратно?

нужно смотреть по ситуации. т.е. по работе мотора. Из практики могу сказать. даже после ремонта форсунок реальные углы впрыска могут меняться на 1 градус по маховику ДВС ,а порой и на 2-3-4.К тому же ,это происходит неравномерно по всему комплекту форсунок ,а с одной-двумя. т.е.—в половине комплекта углы на 1-2 градуса меняются.а в другой—на3-4. И по иронии судьбы—самое большое отклонение будет иметь 1-ая форсунка.т.е. на первом цилиндре.В другие контролируемые параметры ТНВД даже не буду углубляться.

ТНВД на МТЗ-82

Среди самых востребованных моделей тракторной техники, применяемой в различных сферах, наибольшее распространение получил МТЗ 82. ТНВД данного трактора представляется важным элементом конструкции, который необходим для корректной работы транспортного средства. Периодически он может требовать регулировки или ремонта, которые можно выполнить своими руками.

Характеристика ТНВД

Топливный насос МТЗ относится к категории четырехплунжерных агрегатов, предназначен для обеспечения необходимой циркуляции топлива. В конструкции трактора он расположен в одном блоке с подкачивающим аналогом и центробежным регулятором. Блок расположен с левой части двигателя Д-240, закреплен с помощью болтов на распределительной крышке.

Прежде чем выяснить, как добавить топливо на ТНВД МТЗ, необходимо более подробно ознакомиться с его характеристиками и особенностями. Корректная работа узла обеспечивается за счет действия коленвала, который приводит его в действие посредством шестереночного механизма.

К числу наиболее значимых характеристик этого важного элемента целесообразно отнести:

  • завод-изготовитель — Ногинск;
  • номер по каталогу запчастей — 4УТНИ-1111005-20;
  • сфера применения — силовые агрегаты серии Д (с 240 по 248.1 модификацию) для различных моделей МТЗ;
  • тип привода — втулка шлицевая.

Аппаратура топливная МТЗ 82 не является полностью уникальной разработкой, поскольку у неё есть зарубежные аналоги. Примером может служить PP4M9P1g-4201 чешского производства, который практически идентичен по своему техническому устройству и характеристикам.

Устройство

Планируя выполнить ремонт ТНВД МТЗ, следует более подробно ознакомиться с конструкцией подобного элемента. Она отличается минимальным количеством элементов и высокой надежностью, что позволяет существенно упростить процедуру регулировки насоса, а также устранение неисправностей. Основными составными элементами данного агрегата представляются:

  • плунжерные пары;
  • корпус;
  • клапан нагнетательного типа;
  • толкатели;
  • кулачковый вал;
  • приводной механизм плунжеров.

Головка насоса и корпус представляют собой единый элемент, производимый из высокопрочного алюминиевого сплава. Устройство узла предусматривает, что на передней части корпуса размещается специальная плита, используемая для монтажа изделия непосредственно на двигатель. Разбираясь, как снять ТНВД с МТЗ 82, следует отметить, что для этого достаточно демонтировать крепежные болты.

Задняя часть плиты оснащена специальным фланцем, который используется для установки регулятора. Принцип работы изделия крайне прост, предусматривает выполнение следующего алгоритма действий:

  1. Кулачковый вал начинает вращение, поднимая с помощью ролика толкатель.
  2. Толкатель вместе с плунжером опускается.
  3. Топливо заполняет пространство в гильзе, освободившееся из-за спуска плунжера.
  4. Во время возвращения элемента в исходное состояние создается давление, за счет которого с помощью клапана порция топлива поступает через форсунки.

Подобный цикл повторяется с определенной периодичностью, что позволяет поддерживать необходимый для корректной работы двигателя уровень топлива.

Регулировка топливного насоса

Одним из важнейших мероприятий по обслуживанию топливного насоса трактора МТЗ представляется его регулировка. Если она будет выполнена правильно, владельцу техники удастся избежать поломки насоса и других элементов конструкции. Манипуляции по регулировке осуществляются с помощью специального стенда, а также необходимого инструмента:

  • приборы, позволяющие измерить частоту вращения вала;
  • диск для определения подачи топлива;
  • мерная тара для контроля объемов горючего;
  • привод и вариатор, которые способны на плавное изменение частоты вращения.

Скоростные показатели настраиваются посредством болта, расположенного в корпусе изделия, который отвечает за степень натяжения регуляторной пружины. Вкручивание болта приводит к повышению показателей, а выкручивание против часовой стрелки, напротив, позволит уменьшить частоту оборотов. Регулировка подачи топлива осуществляется с помощью специальной гильзы, которая работает по аналогичному принципу. Для равномерности подачи следует использовать борт номинала, который также расположен на корпусе.

Устранение неисправностей

Существует сразу несколько самых распространенных неисправностей, с которыми чаще всего приходится сталкиваться владельцам тракторов МТЗ. Поскольку цена на топливный насос невысока, мастер при желании может полностью его заменить, однако значительно экономнее будет самостоятельно устранить поломки.

Самая частая поломка — износ пары плунжеров, что обусловлено низким качеством топлива, обилием примесей в нем. Для ремонта потребуется восстановить либо заменить поврежденные элементы. Во избежание поломки следует регулярно очищать и менять топливный фильтр.

Часто к поломкам приводят гидроудары из-за появления воды в системе. При возникновении проблемы потребуется тщательно очистить элемент от остатков влаги, после чего восстановить её герметичность.

Заключение

Топливный насос, используемый на тракторной технике серии МТЗ, отличается простым устройством, длительным сроком службы, ремонтопригодностью. Процедура его регулировки может быть выполнена мастером самостоятельно, а доступная стоимость запчастей делает ремонт насоса малозатратным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector