Какое давление в шинах МТЗ 82 – MTZ-80.RU
Трактор МТЗ-82
Все о тракторе МТЗ-82: устройство, эксплуатация, ремонт, технические характеристики и ремонт. Двигатель Д-240: ремонт двигателя МТЗ.
Шины трактора МТЗ 82 – размер и давление в шинах
» Ходовая часть и рулевое управление » Шины трактора МТЗ 82 – размер и давление в шинах
Шина трактора МТЗ 82 состоит из камеры и покрышки. Камера служит для удержания воздуха во внутренней полости шины. Стенки камеры и покрышки наполненные сжатым воздухом воспринимают нагрузки действующие на шину. Покрышка состоит из протектора, каркаса, брекера, бортов и боковин.
Каркас выполняет роль основной силовой частью шины, чьи характеристики определяют ее грузоподъемность и прочность. Каркас изготавливается из нескольких слоев специальной прорезиненной кордовой ткани, чьи слои плотно наложены друг на друга. Протектор является беговой частью шины из объемного слоя резины, облегающая плотно каркас. Грунтозацепы и впадины протектора образуют рисунок, от формы которого зависит сцепление шины с поверхностью грунта. Брекер — это подушечный слой выполненный из мягкой резины и служит для смягчения ударов, передающихся от протектора к каркасу. Боковины шины имеют гораздо тонкие покровные слои резины и служат для предохранения боковых стенок каркаса от повреждений. На ободе покрышка закрепляется при помощи бортов. Внутри бортов находятся проволочные кольца, обернутые концами слоев корда каркаса. Проволочные кольца увеличивают жесткость бортов покрышки и предотвращают их растяжение.
Пневматическая шина МТЗ 82: 1 — протектор; 2 — брекер; 3 — каркас; 4 — боковина; 5 — бортовые кольца; 6 — борт.
Накачивание камеры сжатым воздухом осуществляется через установленный на ней вентиль с золотником, представляющий собой клапан обратного действия. Конструкция вентиля шин задних колес трактора МТЗ 82 позволяет подключить к нему устройство для наполнения шин водой или подобной жидкостью для балластирования трактора.
Размер передних и задних шин МТЗ 82
Трактор МТЗ 82 комплектуется шинами со следующими типоразмерами:
– передние шины 11,2-20;
– задние шины — 15,5-38.
Задние шины размером 15,5-38 по устройству отличаются усиленным брекером и радиальным размещением нитей корда в каркасе. Шины, чей каркас имеет диагональное расположение нити корда каркаса образуют плоскость профиля шины углом 50-54º, а шины с радиальной конструкции — их угол не превышает 5º. Радиальное расположение нитей корда придает шине лучшую гибкость. Также, данные шины улучшают тягово-сцепные качества трактора, уплотняют почву и меньше пробуксовывают, обладают большим ресурсом по износостойкости протектора.
Эксплуатация и техническое обслуживание шин трактора МТЗ 82
Техническое состояние шин влияет на тягово-сцепные качества трактора, его расход топлива, проходимость и производительность. Таким образом, можно смело утверждать, что шины во многом определяют производительную и экономичную работу трактора. Кроме того, шины являются дорогостоящими и быстроизнашиваемыми компонентами трактора, цена которых составляет около 12% от стоимости самого трактора. В течении всего срока службы трактора шины меняются 3-4 раза, поэтому и затраты на эксплуатацию шин составляют примерно 20% общих затрат на эксплуатацию трактора.
На срок службы шины влияет не только соблюдение правил эксплуатации, но и от условий, в которых они используются: влажность и температура воздуха, особенности дорожного покрытия и свойства почвы. При эксплуатации трактора на полевых работах срок службы шин составляет около 6000 часов, а при выполнении транспортных работ они изнашиваются гораздо быстрее. На каменистых почвах, в горных районах срок службы шины сокращается на 25-35%, а на зимнем снежном покрове, наоборот, увеличивается на 25-30%.
Передние ведущие шины мтз 82 изнашиваются быстрее, чем задние. Это объясняется тем, что радиус качения передних шин меньше в 1,7 раза по сравнению с задними. Проходя один и тот же путь, передние шины совершают больше оборотов.
Для предотвращения быстрого износа шин рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. строго соблюдайте нормы внутреннего давления в шинах, зависящих от условий работы и нагрузок на трактор;
2. при движении на высоких скоростях проконтролируйте — не ведет ли трактор в сторону. Если ведет, то остановите трактор и подкачайте шину с меньшим давлением;
3. старайтесь не допускать резких торможений, доводящие колеса до юза, а также длительного буксования колес;
4. не ставьте трактор на грунте, загрязненным нефтепродуктами;
5. своевременно проверяйте и регулируйте развал схождение передних колес;
6. отключайте передний мост на сухих дорогах;
7. не допускайте виляние и биение колес.
Давление в шинах трактора МТЗ 82
Какое давление в шинах МТЗ 82 – MTZ-80.RU
Фирменная табличка трактора с указанием номеров трактора и дизеля.
Серийный номер трактора дублируется на правом или левом лонжероне полурамы.
Номер дизеля (дублируется на фирменной табличке дизеля, прикрепленной к блоку цилиндров слева).
Номер муфты сцепления.
Номер коробки передач.
Номер заднего моста
Дизель
Система смазки дизеля
Система питания дизеля
Топливный насос: 4 – х плунжерный, рядный, с подкачивающим насосом.
Регулятор: механический всережимный.
Топливные фильтры: фильтр грубой очистки и фильтр тонкой очистки (со сменным бумажным фильтрующим элементом).
Марка топлива: дизельное:
Емкость топливных баков: два бака по 65 л каждый. Общей емкостью 130 л.
Воздухоочиститель: комбинированный, с сухой центробежной и масляной инерционно – контактной очисткой воздуха.
Емкость масляной ванны воздухоочистителя: 1,5 литра.
Средства облегчения запуска:
- электрофакельный подогреватель (свеча накаливания во впускном коллекторе);
- легковоспламеняющаяся жидкость (ЛВЖ) в аэрозольной упаковке.
Система охлаждения дизеля
Тип: водяная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости; с контролем температуры термостатом и регулируемой шторкой радиатора.
Нормальная рабочая температура: от 75°C до 95°С.
Термостат: ТС – 107
Емкость системы охлаждения: 20 литров.
Рулевое управление
Тип: гидростатическое с гидроцилиндром в рулевой трапеции и цельной рулевой тягой.
Производительность насоса: 20 л/мин.
Гидроцилиндр: двойного действия, диаметр цилиндра 50 мм, ход – 200 мм.
Насос – дозатор: объемная постоянная – 100 см³/об, рабочее давление от 10 до 14 МПа. Установлен на передней стенке кабины.
Рулевая колонка: регулировка по высоте на 100 мм бесступенчато.
Регулировка по углу наклона: от 25 до 40° с интервалом через 5°. Свободный ход рулевого колеса до 25°.
Муфта сцепления
Тип: фрикционная, сухая, однодисковая, с тангенциальной подвеской нажимного диска.
Диаметр ведомого диска: 340 мм.
Коробка передач
Тип: 7/2, механическая, ступенчатая, синхронизированная, двухдиапазонная.
I-ый диапазон (ступень): 1 – ая, 2 – ая и 3 – ья передачи переднего хода и одна – заднего хода.
II-ой диапазон (ступень): 1 – ая, 2 – ая, 3 – ья и 4 – ая передачи переднего хода и одна – заднего хода. 2 – ая, 3 – ья и 4 – ая передачи – синхронизированы, остальные переключаются скользящими муфтами.
ВНИМАНИЕ! 4 – ая передача включается только при включенном II-ом диапазоне для предотвращения чрезмерного нарастания частоты вращения промежуточного вала коробки передач.
Понижающий редуктор
Тип: механический, синхронизированный, с прямой и замедляющей (в 1,32 раза) передачами. Расположен между муфтой сцепления и коробкой передач и управляется рычагом под рулевой колонкой. Позволяет в движении на каждой передаче уменьшить скорость в 1,32 раза и получить 14 передач переднего хода и 4 – заднего хода.
Реверс – редуктор (по заказу)
Тип: механический, синхронизированный, с передним ходом и реверсом (i= – 1,07). Устанавливается вместо понижающего редуктора и позволяет получить 9 передач вперед и 8 – назад.
Ходоуменьшитель (по заказу)
Тип: механический, двухдиапазонный, двухскоростной. Позволяет получать сверхнизкие скорости движения. Устанавливается вместо левой крышки коробки передач и позволяет получить дополнительно 16 передач вперед и 16 – назад.
ВАЖНО! При использовании ходоуменьшителя включайте в коробке передач только 1-ую передачу переднего хода и 1-ую передачу заднего хода (I – I и I – R).
Передаточные числа трансмиссии и расчетные скорости движения при номинальной частоте вращения дизеля (задние шины 16.9R38)
*) В целях безопасности работы указанные скорости включать не рекомендуется.
**) Заблокирована для КП с реверс – редуктором.
ПРИМЕЧАНИЕ: Скорости движения являются расчетными при номинальном скоростном режиме дизеля, без учета буксования. Для расчета скорости движения при частичном режиме дизеля пользуйтесь следующей формулой: СКОРОСТЬ = (Скорость по таблице) х (Фактический скоростной режим дизеля) / (Номинальный скоростной режим дизеля)
ПРИМЕЧАНИЕ: При установке реверс – редуктора расчетные скорости в режиме “РЕВЕРС ВКЛЮЧЕН” определяют по формуле:
СКОРОСТЬ НА “РЕВЕРСЕ” = (СКОРОСТЬ ПО ТАБЛИЦЕ ДЛЯ ВЫКЛЮЧЕННОГО ПОНИЖАЮЩЕГО РЕДУКТОРА) : ( – 1,07)
Задний мост
Главная передача: пара конических шестерен со спиральным зубом.
Механизм блокировки дифференциала: гидравлическая фрикционная муфта.
Тормоза
Рабочие: на задние колеса, дисковые, сухие с механическим сервоприводом Honeywell LKS 210 21. Диаметр диска 204 мм.
Стояночный: дисковый, сухой, с механическим ручным приводом. Рычаг под правую руку оператора. Диаметр диска 180 мм.
Передний ведущий мост (Беларусь 952)
Главная передача: конические шестерни со спиральным зубом.
Тип дифференциала: самоблокирующийся, повышенного трения.
Конечные передачи: колесные редукторы с коническими прямозубыми парами.
Трансмиссионные масла: ТАп – 15В, ТСп – 15К или Тэп – 15.
Привод: от раздаточной коробки двумя карданными валами с промежуточной опорой.
Управление: механическое, рычагом под правую руку оператора, Рабочие режимы:
- “ПВМ выключен”
- “ПВМ включен принудительно”
- “ПВМ включен/выключен автоматически”
Привод вала отбора мощности (ВОМ)
Тип: независимый двухскоростной и синхронный.
Муфта включения: планетарный шестеренный редуктор с ленточными тормозами.
Привод: механический, рычагом на правом боковом пульте управления.
Частота вращения хвостовика ВОМ при включенном независимом приводе:
- I – 540 об/мин. при 1632 об/мин. дизеля (80 л.с);
- II – 1000 об/мин. при 1673 об/мин. дизеля.
- 3,5 об/метр пути при синхронном приводе на шинах 16.9R38,
Хвостовик ВОМ: по стандарту SAE с 6 – ю шлицами для 540 об/мин. и 21 шлицем при 1000 об/мин. ( быстро – съемного типа).
Направление вращения: по часовой стрелке.
Гидросистема
Тип: с открытым центром.
Давление в системе: максимальное 185 – 200 кг/см².
Распределитель: секционного типа 3 – х золотниковый с подпружиненной нейтралью, плавающим положением, принудительным опусканием и подъемом. Небольшие усилия на рычагах при управлении выносными цилиндрами обеспечивают точное перемещение орудия. Движение потока масла и скорость движения штока в цилиндре линейны и пропорциональны движению руки оператора.
Выводы гидросистемы: 2 боковых, 2 задних и сливной маслопровод.
Система управления ЗНУ имеет три рабочих режима:
В каждом режиме есть “нейтральное” положение, “подъем”, “опускание” и “автоматический диапазон управления”.
Марки масел гидросистемы:
М10В2, М – 8В, МШ – 8А; М – 8Г2.
Трехточечная навесная система
Тип: Категория 2.
Грузоподъемность: 3000 кг на концах продольных тяг.
Электрооборудование
Напряжение: 12 В.
Напряжение системы запуска: 24 В.
Батареи: 2×12 В параллельного соединения (автоматическое последовательное соединение только для включения стартера 24 В при запуске дизеля).
Прочее оборудование
Передний и задний стеклоочистители, система отопления и вентиляции кабины, стеклоомыватель лобового стекла, плафон освещения кабины, кондиционер воздуха (по заказу).
Передние: 9.00 – 20 (Беларусь 950); 13.6 – 20 (Беларусь 952)
Задние: 16.9R38 (стандартная) или 18.4R34 (по заказу)
При нормальной работе трактора устанавливайте давление в шинах как указано в таблице ниже. При работе с фронтальным погрузчиком устанавливайте давление воздуха в передних шинах на максимально допустимом уровне в соответствии с таблицей. При работе в режиме максимальной загрузки трактора давление в задних шинах устанавливайте в соответствии с фактической нагрузкой на шины.
Допустимые нагрузки на шины (кгс) в зависимости от давления воздуха в шинах (бар)
При нормальных условиях выбирайте минимальные значения давлений в шинах для работы с прицепными машинами. При работе с навесными машинами и орудиями устанавливайте более высокое давление в шинах. При использовании сдвоенных шин давление воздуха во внешней шине должно быть на 0,15 бар меньше, чем во внутренней шине.
Общие рекомендации по давлению воздуха в шинах, Бар
Допустимые изменения нагрузки на шины в функции скорости, %
Максимально допустимая скорость км/ч (миль/ч)
*) Увеличьте давление в шине на 25% для шины с нормой слойности “6” или более.
**) Нагрузка на шину может быть увеличена до 100% при использовании шин с нормой слойности “6” или более при работе с фронтальным погрузчиком, работающим только в режиме загрузки.
ВАЖНО! В тракторах с передним ведущим мостом следует применять правильно подобранную комбинацию передних и задних шин. Использование правильного сочетания передних и задних шин обеспечит максимальные эксплуатационные качества трактора, повысит срок службы шин и снизит износ составных частей силовой передачи. Смешивание изношенных и новых шин или шин разных диаметров или динамических радиусов может привести к неправильному соотношению скоростей, В таблице ниже приведены рекомендуемые сочетания шин передних и задних колес.
Сочетания передних и задних шин и кинематические несоответствия для тракторов “Беларусь 952”
Радиус качения R↓ r→
Соотношение В/г должно быть в пределах от 1,54 (+1,2%) до 1,64 ( – 4.6%)
Знак “+” означает забегание передних колес.
Знак ” – ” означает забегание задних колес.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Не производите монтажно – демонтажные операции и не ремонтируйте шину на ободе. Не производите сварные работы или другие ремонтные операции обода с накачанной шиной. Отправьте шину с ободом в специализированную мастерскую, в которой имеется специальное ремонтное оборудование. Никогда не превышайте давление в шине, рекомендованное заводом – изготовителем. Шины могут лопнуть с большой силой и вызвать серьезные травмы и увечье.
Жидкостный балласт
Заполнение шин жидкостным балластом является удобным способом балластирования трактора.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется балластировать передние шины, поскольку это ухудшает показатели управляемости трактора.
Рекомендуется применять смесь хлористого кальция с водой. Это обеспечивает низкую температуру замерзания и дает безопасный и экономичный балласт. При правильном его использовании он не приводит к повреждению шин, камер или ободов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется использовать в качестве балласта спиртовые жидкости. Раствор хлористого кальция имеет больший удельный вес и более экономичен.
При заполнении шины раствором хлористого кальция в воде вентиль должен располагаться в наивысшей точке колеса. Для балластирования шин требуется специальное приспособление. Если необходимо применить жидкий балласт, обратитесь к дилеру “Беларусь”. В таблице ниже приведены данные по расходу хлористого кальция и воды для различных размеров задних шин, исходя из соотношения: 0,6 кг хлористого кальция на 1 л воды.
Давление в шинах МТЗ-82 для разных видов работ
Шины для тракторов подбираются исходя из условий эксплуатации. Тракторы Минского тракторного завода (МТЗ) универсальны и применяются очень широко: при уборке снега на улицах, вспашке полей и уборке урожая и пр. Соответственно, универсального варианта «резины» для них не существует. Всё зависит от того, как именно будет использоваться техника: на каком грунте, в каком скоростном режиме и пр. Также играет роль модель – очевидно, что на тяжёлый трактор нужны более крупные и прочные покрышки, чем на компактный «миник», а давление в шинах МТЗ 82 будет другим, чем в камерах лесного трактора типа Л82.2. Комплекты для передней и задней осей подбираются отдельно.
Давление в шинах МТЗ-82
Нормы нашрузки на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях
Разновидности колес
Чтобы правильно выбрать и купить резину на МТЗ, следует представлять себе конструкцию тракторных шин. Делаются они по камерному типу, то есть имеют внутреннюю камеру и покрышки. Камера удерживает воздух и принимает на себя большую часть нагрузки. Покрышка защищает камеру от трения и состоит из следующих элементов:
- Каркас — изготавливается из корда, особо прочной прорезиненной ткани, уложенной друг на друга в несколько слоев. Именно характеристики корда определяют прочность шины и её грузоподъемность.
- Внутренний слой из мягкой резины называется брекер и выполняет роль амортизатора ударов, принимаемых протектором.
- Протектор представляет собой внешний слой прочной резины, сформированный на каркасе, и отвечает за сцепление шины с грунтом. Параметры сцепления зависят от формы и глубины рисунка, образованного грунтозацепами и впадинами.
- Для защиты боковых стенок каркаса служат боковины. Борты фиксируют покрышку на ободе колеса, а также повышают жесткость бортов за счёт проволочных колец внутри.
Трактор имеет колеса камерного типа
Эксплуатационные качества «резины» зависят от каждого из этих параметров в отдельности и их сбалансированной работы в целом. Теперь рассмотрим основные критерии классификации шин и их типы.
Каждая шина маркируется в миллиметровом или дюймовом вариантах. Расшифровывается маркировка так. Возьмём для примера 380/80R38 142A8 / 142B, где:
- 380 — это ширина шины в мм или дюймах;
- 80 — профиль (соотношение высоты к ширине). Для тракторов обычно используются усиленные полнопрофильные шины с индексом 80–82;
- R —радиальный корд (самая распространённая технология изготовления. Реже встречается «-» — диагональный);
- 38 — диаметр колеса (диска) в дюймах, он же внутренний размер шины;
- 142 —уровень предельной допустимой нагрузки на одно колесо в килограммах.
Основные критерии выбора и классификации
Размер шин маркируются в миллиметровом либо дюймовом варианте. Необходимо обращать внимание на высоту и ширину:
- Назначение шины, которое выражается в первую очередь в рисунке протектора. Стандартная резина на МТЗ 82 имеет рисунок «елочка», рекомендованный для сельхозтехники. Для строительной и дорожной техники лучше подходит неглубокая «шашка», а для лесозаготовок – крупные прямые грунтозацепы. Не стоит выбирать проходимость «с запасом» — это скажется как на расходе топлива, так и на состоянии грунта.
- Конструкция. Сегодня большинство шин изготавливается с радиальным расположением корда. Реже встречаются диагональные и цельнолитые. Радиальные шины отлично зарекомендовали себя на асфальте и обеспечивают более комфортную езду. Это оптимальное решение для транспортных средств, работающих на улицах или часто перегоняемых с участка на участок по асфальтовым шоссе. Для тракторов, эксплуатируемых на грунте, вполне подходят более дешевые диагональные шины. Для техники, работающей на твёрдых грунтах под большими нагрузками, можно рассмотреть вариант цельнолитых шин. Они выдерживают значительно большие нагрузки, чем пневматические, и их невозможно проколоть, однако они не амортизируют ударные нагрузки, что разрушает ходовую часть трактора.
- Индексы скорости редко бывают значимы для спецтехники. Обычно «резина» для тракторов имеет скоростной индекс 30-40 км/ч. Но для моделей, которые могут развивать большую скорость и часто эксплуатируются в высоких скоростных режимах, то этот показатель будет существенным.
Давление в покрышках
Поскольку размеры и нагрузка, которые испытывают задняя и передняя резина спецтехники, различаются, соответственно варьируется и давление в шинах. Рекомендуемое давление для тракторов МТЗ составляет:
- 1,4+0,1 кгс/см2 для общих работ;
- 1,0+0,1 в задних и 1,4+0,1 в передних для мягких грунтов и пахоты;
- 1,6+0,1 в задних и 2,5+0,1 в передних для тяжелого сельскохозяйственного оборудования.
Эти нормы разработаны с учетом прочности шин.
При выполнении некоторых видов работ допустимо временное отклонение от нормы (например, если понизить давление, можно увеличить проходимость), но постоянная эксплуатация в таком режиме непременно приведет к ускоренному износу «резины».
Размеры и их подбор
Обычно задние шины МТЗ 82 имеют размер 15.5R38, передние — 11.2-20. Для каждой модели МТЗ производителем установлены рекомендуемые размеры «резины». Размеры подбираются по внутреннему размеру шины, он должен совпадать с внешним диаметром обода. В остальном владелец вправе выбирать между низко- и высокопрофильной резиной, исходя из условий работы и финансовых возможностей.
Балансировка колес
Колёса для спецтехники не нуждаются в балансировке. Проблема биения колес чаще всего связана с неполадками в крестовине (реже – в подшипниках) и нарушении развала-схождения.
Стоит отметить способ, которым многие пользуются для улучшения ходовых характеристик трактора. Для этого в камеры заливают жидкость – от простой воды до специальных антифризов. Также используются чугунные утяжелители. Эти меры улучшают сцепление с грунтом и делают ход более плавным. Однако к балансировке колеса они не имеют никакого отношения.
Заключение
Выбор резины для трактора напрямую влияет на его эксплуатационные качества, а потому должен быть сделан с учетом всех факторов. Сегодня отечественные и импортные производители предлагают широкий выбор резины любых размеров и характеристик, поэтому выбрать передние или задние шины для МТЗ 80 или другой модели не составит труда.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Калькулятор оптимального давления в шинах трактора
Какое давление в шинах трактора
Такая техника как трактор в основном представлена колесными модификациями, позволяющими трактору беспрепятственно передвигаться по дорогам общего пользования. Каждый колесной трактор оснащен специальными шинами, поэтому их характеристики и другие показатели отличаются от тех же автомобилей. Например, трактор в основном используется на грунтовой поверхности (на полях), поэтому шины создаются с максимальным сцеплением и хорошей проходимостью.
Шина трактора создается инженерами с учетом различных требований, которые должны соответствовать стандартам и иметь в основе камеру. К другим важным элементам шины относятся:
Ввиду того, что существует множество разновидностей МТЗ-80 для разных задач, шина соответственно может быть разной и различаться по структуре. Важную роль играет каркас, ведь все усилие и нагрузка приходится именно на. Правильный каркас должен равномерно распределять нагрузку, что увеличивает срок ее шины и работоспособность.
К счастью, правильное давление в шинах трактора и надлежащая их эксплуатация позволит надолго забыть о замене шины. По статистике за весь срок жизни трактора достаточно 4 раза заменить резину. Сельскохозяйственный трактор имеет небольшую особенность, связанную с размерами колес. Например, спереди диаметр колес меньше, задние колеса на порядок. Давление в шинах трактора на разных колесах может отличаться, но на крайний случай можно придерживаться показателя 1,4 кгс/см2.
Особенность давления в шинах
Ввиду того, что трактор обычно эксплуатируется на мягком грунте, его управление может усложниться и поэтому требуется в точности придерживаться правильного давления. Для правильного управления придерживайтесь следующих параметров:
- Передние колеса — 1,0 кгс/м2;
- Задние колеса — 1.4 кгс/м2.
Согласно правилам эксплуатации давление в шинах проверяется перед каждым выездом трактора на поле, причем отклонение от вышеуказанных параметров хотя бы на 20% приведет к ускоренному износу резины и усложненному давленью на поле.
Шины на МТЗ 82
Шины для тракторов подбираются исходя из условий эксплуатации. Тракторы Минского тракторного завода (МТЗ) универсальны и применяются очень широко: при уборке снега на улицах, вспашке полей и уборке урожая и пр. Соответственно, универсального варианта «резины» для них не существует. Всё зависит от того, как именно будет использоваться техника: на каком грунте, в каком скоростном режиме и пр. Также играет роль модель – очевидно, что на тяжёлый трактор нужны более крупные и прочные покрышки, чем на компактный «миник», а давление в шинах МТЗ 82 будет другим, чем в камерах лесного трактора типа Л82.2. Комплекты для передней и задней осей подбираются отдельно.
Разновидности колес
Чтобы правильно выбрать и купить резину на МТЗ, следует представлять себе конструкцию тракторных шин. Делаются они по камерному типу, то есть имеют внутреннюю камеру и покрышки. Камера удерживает воздух и принимает на себя большую часть нагрузки. Покрышка защищает камеру от трения и состоит из следующих элементов:
- Каркас – изготавливается из корда, особо прочной прорезиненной ткани, уложенной друг на друга в несколько слоев. Именно характеристики корда определяют прочность шины и её грузоподъемность.
- Внутренний слой из мягкой резины называется брекер и выполняет роль амортизатора ударов, принимаемых протектором.
- Протектор представляет собой внешний слой прочной резины, сформированный на каркасе, и отвечает за сцепление шины с грунтом. Параметры сцепления зависят от формы и глубины рисунка, образованного грунтозацепами и впадинами.
- Для защиты боковых стенок каркаса служат боковины. Борты фиксируют покрышку на ободе колеса, а также повышают жесткость бортов за счёт проволочных колец внутри.
Эксплуатационные качества «резины» зависят от каждого из этих параметров в отдельности и их сбалансированной работы в целом. Теперь рассмотрим основные критерии классификации шин и их типы.
Каждая шина маркируется в миллиметровом или дюймовом вариантах. Расшифровывается маркировка так. Возьмём для примера 380/80R38 142A8 / 142B, где:
- 380 — это ширина шины в мм или дюймах;
- 80 — профиль (соотношение высоты к ширине). Для тракторов обычно используются усиленные полнопрофильные шины с индексом 80–82;
- R —радиальный корд (самая распространённая технология изготовления. Реже встречается «-» – диагональный);
- 38 — диаметр колеса (диска) в дюймах, он же внутренний размер шины;
- 142 —уровень предельной допустимой нагрузки на одно колесо в килограммах.
Основные критерии выбора и классификации
Размер шин маркируются в миллиметровом либо дюймовом варианте. Необходимо обращать внимание на высоту и ширину:
- Назначение шины, которое выражается в первую очередь в рисунке протектора. Стандартная резина на МТЗ 82 имеет рисунок «елочка», рекомендованный для сельхозтехники. Для строительной и дорожной техники лучше подходит неглубокая «шашка», а для лесозаготовок – крупные прямые грунтозацепы. Не стоит выбирать проходимость «с запасом» – это скажется как на расходе топлива, так и на состоянии грунта.
- Конструкция. Сегодня большинство шин изготавливается с радиальным расположением корда. Реже встречаются диагональные и цельнолитые. Радиальные шины отлично зарекомендовали себя на асфальте и обеспечивают более комфортную езду. Это оптимальное решение для транспортных средств, работающих на улицах или часто перегоняемых с участка на участок по асфальтовым шоссе. Для тракторов, эксплуатируемых на грунте, вполне подходят более дешевые диагональные шины. Для техники, работающей на твёрдых грунтах под большими нагрузками, можно рассмотреть вариант цельнолитых шин. Они выдерживают значительно большие нагрузки, чем пневматические, и их невозможно проколоть, однако они не амортизируют ударные нагрузки, что разрушает ходовую часть трактора.
- Индексы скорости редко бывают значимы для спецтехники. Обычно «резина» для тракторов имеет скоростной индекс 30-40 км/ч. Но для моделей, которые могут развивать большую скорость и часто эксплуатируются в высоких скоростных режимах, то этот показатель будет существенным.
Давление в покрышках
Поскольку размеры и нагрузка, которые испытывают задняя и передняя резина спецтехники, различаются, соответственно варьируется и давление в шинах. Рекомендуемое давление для тракторов МТЗ составляет:
- 1,4+0,1 кгс/см2 для общих работ;
- 1,0+0,1 в задних и 1,4+0,1 в передних для мягких грунтов и пахоты;
- 1,6+0,1 в задних и 2,5+0,1 в передних для тяжелого сельскохозяйственного оборудования.
Эти нормы разработаны с учетом прочности шин.
При выполнении некоторых видов работ допустимо временное отклонение от нормы (например, если понизить давление, можно увеличить проходимость), но постоянная эксплуатация в таком режиме непременно приведет к ускоренному износу «резины».
Размеры и их подбор
Обычно задние шины МТЗ 82 имеют размер 15.5R38, передние – 11.2-20. Для каждой модели МТЗ производителем установлены рекомендуемые размеры «резины». Размеры подбираются по внутреннему размеру шины, он должен совпадать с внешним диаметром обода. В остальном владелец вправе выбирать между низко- и высокопрофильной резиной, исходя из условий работы и финансовых возможностей.
Балансировка колес
Колёса для спецтехники не нуждаются в балансировке. Проблема биения колес чаще всего связана с неполадками в крестовине (реже – в подшипниках) и нарушении развала-схождения.
Стоит отметить способ, которым многие пользуются для улучшения ходовых характеристик трактора. Для этого в камеры заливают жидкость – от простой воды до специальных антифризов. Также используются чугунные утяжелители. Эти меры улучшают сцепление с грунтом и делают ход более плавным. Однако к балансировке колеса они не имеют никакого отношения.
Заключение
Выбор резины для трактора напрямую влияет на его эксплуатационные качества, а потому должен быть сделан с учетом всех факторов. Сегодня отечественные и импортные производители предлагают широкий выбор резины любых размеров и характеристик, поэтому выбрать передние или задние шины для МТЗ 80 или другой модели не составит труда.