Топливная система МТЗ-80: Устройство, схема, неисправности
ТНВД для трактора МТЗ-80 схема регулировка и ремонт
Назначение ТНВД — перемещать солярку из бака в цилиндры мотора. Основные узлы системы питания — два бака под солярку, фильтры грубого и тонкого очищения горючего, топливный насос большого давления — ТНВД. Система питания техники «Беларус» сравнительно элементарна, имеет классический вид и принцип работы. Хорошо изучив её, разобравшись с устройством на теоретическом уровне, можно смело выполнить самостоятельно ремонт. Топливная система этого трактора содержит порядка семидесяти деталей, что мало для такого оборудования.
Конструкция ТНВД трактора МТЗ 80
Тракторный насос для МТЗ 80 именуют УТН-5. Он сделан из надёжного алюминиевого сплава. А выпускают их в разных вариациях монтажа, существует левое и правое исполнение. Это зависит от конструкции и свойств крепежа. По всей длине корпуса он разделяется на две полости. Это происходит благодаря перегородке. Внизу имеется вал с приводом насоса, а вверху — составные секции данного насоса.
Подетальную конструкцию ТНВД мотора Д-240 рассмотрим дальше. Насос для топлива с регулирующим механизмом имеет следующие элементы: нажимной штуцер, клапан нагнетательный, седло клапана, плунжер и соответствующую втулку, поворотную втулку, венец с зубьями, тягу рейки, крышку регулятора, корпус корректора, шток корректора, корпус регулятора, пяту, оси грузика, пяты и рычага, соединительную муфту, грузики регулятора, ступицу грузиков, сухарь амортизатора, стакан для подшипника, маслоотражатель, вал с кулачком, заглушку, фланец крепления насоса для подкачивания, плиту для крепежа, шлицевую втулку, фланец для установки, роликовый толкатель, нижнюю тарелку пружины, рейку с зубчатой передачей, топливоотводящие каналы, корпус перепускного клапана, отверстие для подачи солярки, шариковый клапан, топливные каналы, отсечное отверстие, штифт, впускное отверстие плунжерной втулки, крышку люка. Как любой насос, ТНВД в своей конструкции имеет шайбы, зажимы, основной и вспомогательные рычаги, болты разного назначения, шарикоподшипники, пружины, пробки, гайки, прокладки, трубки для передачи топлива, разнообразные винты для стягивания и регулировки. Не существует в природе насоса без корпуса и отверстия для масла, не встречаются насосы без эксцентрика для подкачивания топлива.
Схема топливного насосс с регулятором
В питательную систему дизельного двигателя входят: воздухоочиститель, глушитель, воздушный фильтр, электрофакельный подогреватель с топливным бачком, впускной коллектор, различные трубки — дренажные и высокого давления, горло для заливки горючего, топливные баки, краник для слива, фильтры тонкой и грубой очистки солярки, регулятор топливного насоса, подкачивающий насоса, топливный насос, форсунки, выхлопной коллектор, фильтрующие приспособления разного назначения.
В самом высшем месте УТН-5 имеются продольные каналы, соединяющие его с фильтром тонкой очистки и с системой подкачки насоса, в который встроен пропускной клапан.
Описание способа действия УТН — 5
Насос для подкачивания крепится к корпусу основного насоса. К штуцерам присоединён топливопровод, через который под большим давлением подаётся горючее к форсункам. Насос приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Если насос уже ремонтировался, то после очередной сборки и разборки надо тщательно сверять угол соединений шестерен. В противном случае, при ошибочном наклонении, обеспечены будут перебои в работоспособности. Градус наклона должен быть строго 22°30″. Проверить его лучше, обратившись к опытному мотористу.
Проверка и регулировка насоса
Перед началом надо убедиться, что запирающий конус плотно прилегает, а давление насосной секции соответствует норме. Вращаем коленчатый вал и передвигаем регулятор до того момента, пока стрелка на манометре не будет показывать 15 МПа. Мотор после этого глушат, подачу топлива останавливают регуляторным рычагом. Если давление на манометре падает за десять секунд, клапан исправен.
Для регулировки точного угла момента поступления топлива надо крутить в разные стороны регулировочный болт. Один виток уменьшает или увеличивает обороты коленвала примерно на 40 оборотов. Раскручивая болт — мощность насоса уменьшается, закручивая — увеличивается.
Технические советы
Логическим методом можно просчитать, что, увеличивая подачу количества топлива в камеру сгорания становится больше и крутящий момент. А это повышает мощность двигателя и его скорость.
Смена моторного масла в устройстве УТН-5 нужна только после демонтажа и ремонтных работ. При обычном режиме эксплуатации этого делать не стоит. Моторного масла требуется всего 150-200 миллилитров, заливку осуществляют через картер ТНВД.
Система подачи топлива: Устройство и неисправности
Как устроена топливная система трактора Беларусь? Какие неисправности наиболее часто встречаются?
Система подачи топлива в тракторах марки МТЗ – один из наиболее важных и значимых агрегатов, от эффективности и работоспособности которого во многом зависит и правильная работа всей дизельной установки. О том, что являет собой топливная система, её нюансах и основных неисправностях и пойдёт речь в этом материале.
Устройство топливного комплекса и особенности его работы
При всей своей кажущейся сложности, система подачи топлива в тракторах МТЗ-80 имеет достаточно простое устройство, что, впрочем, не мешает ей эффективно справляться со всеми поставленными перед ней задачами. Среди основных компонентов данного агрегата необходимо выделить следующие устройства:
- Два топливных бака;
- Подкачивающий насос;
- Топливные форсунки;
- Два очистительных фильтра – для тонкой и грубой очистки;
- ТНВД – топливный насос высокого давления.
Одна из основных задач топливоподающего комплекса – равномерная передача требуемых объёмов топлива в каждый из цилиндров, под необходимым давлением и в чётко регламентированные временные промежутки.
Стоит также заметить, что работает топливная аппаратура по достаточно простому принципу: топливо, под влиянием того напряжения, которое формируется в подкачивающем насосе, просачивается сквозь фильтры грубой очистки, поступая к ним из баков и отправляется на топливный насос, минуя при этом фильтр тонкой очистки.
Сам же насос передаёт поступившее в него топливо по топливопроводам с высоким давлением, откуда оно попадает на форсунки, где и происходит его распыление на имеющиеся цилиндры. Излишки топлива, минуя пропускной клапан на насосе, повторно отправляются к его входу (излишек топлива из форсунок отводится в бак по сливному трубопроводу).
Топливная система МТЗ-80
1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5 — электрофакельный подогреватель; 6 — топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 — топливные баки; 11 — сливной кран; 12 — трубка топлива; 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — фильтр тонкой очистки топлива; 15 — трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 — регулятор топливного насоса; 18 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 — подкачивающий насос; 20 — перепускная трубка; 21 — топливный насос; 22 — форсунка; 23 — выхлопной коллектор; 24 — нижний фильтрующий элемент; 25 — средний фильтрующий элемент; 26 — верхний фильтрующий элемент.
Основные неисправности топливного комплекса на тракторах МТЗ
По мере эксплуатации топливоподающего комплекса, в его работе могут возникать различные неисправности и неполадки, вследствие чего, элементы системы утрачивают свою подвижность, вызывая, таким образом, неравномерный износ некоторых узлов и компонентов.
Как правило, это приводит к следующим факторам:
- Дизель не запускается – имеет место наличие недостаточного числа оборотов на коленвале, с одновременным отсутствием необходимого давления в цилиндрах, что и препятствует своевременному поступлению топлива в камеру сгорания, а, следовательно, и его возгоранию;
- Двигатель не набирает максимальную мощность, работает неустойчиво – на самом деле, причин возникновения подобной неприятности очень много: завоздушенность и формирование воздушных пробок в самых разных узлах топливной системы;
чрезмерный износ отдельных компонентов ТНВД, проблемы с форсунками, некорректно выполненная регулировка топливного насоса или же его неправильный монтаж;
- Работа трактора сопровождается сильным дымным выпуском – и здесь первопричиной может выступать целый ряд факторов: попадание масла напрямую в камеру сгорания, что может быть вызвано как его избытком в картерном поддоне, так и износом поршневой системы, пропуск вспышек в цилиндрах, неполное выгорание топлива, проблемы с выставлением начальной подачи топлива в насосе.
Вместо заключения
С ростом наработки происходит постепенное ухудшение всех вышеперечисленных параметров, что может иметь довольно непредсказуемые последствия, вплоть до полного выхода топливной системы из строя. А это влечёт за собой не только потерю драгоценного времени, но и весьма дорогостоящий ремонт. Именно поэтому, важно вовремя провести диагностику агрегата, заменив, при необходимости, проблемные узлы и проведя весь комплекс регулировочных работ.
Устройство топливной системы трактора МТЗ и неисправности
Топливная система трактора – это самый важный агрегат, который обусловливает эффективность и работоспособность всей дизельной установки агрегата.
На тракторах МТЗ топливная система состоит из далеко не простых и очень не дешевых механизмов, а именно:
- двух баков для топлива и насоса подкачки;
- топливных форсунок и двух очистительных фильтров, которые представлены грубой и тонкой очисткой;
- топливного насоса высокого давления.
Баки топливной системы МТЗ состоят из специальной листовой стали, которая предохраняет их от коррозии. Зачастую они подвергаются освинцовыванию.
Бак представляет из себя соединение из двух одинаковых частей. Для контроля уровня топлива в них предусмотрено наличие линеек для измерения количества солярки на данный момент времени либо же электроника, указатели которой размещены на щитке приборов.
Перейдем к более подробному обзору топливной системы минского трактора, а также всех механизмов и агрегатов, которые ей сопутствуют.
Начнем с того, что такое топливная система трактора МТЗ, какие ее основные функции, устройство и принцип работы.
Топливная система МТЗ – это механизм, который предназначен для питания двигателя топливом (главным образом, соляркой), а также для его хранения и очистки. Она обеспечивает высокую эффективность работоспособности всей дизельной установки трактора. Как уже выше говорилось, топливная система МТЗ состоит из ряда сложных и дорогих механизмов. Рассмотрим каждый блок и его характеристики более подробно.
Топливные баки
Первое, на что нужно обратить внимание во время эксплуатации трактора МТЗ – это топливные баки, ибо они являются хранилищем горючего, необходимого для бесперебойной работы любого типа трактора. Бак для солярки, встроенный на боковой стороне транспортного средства, состоит из корпуса с высокой долей герметичности, с имеющейся на его поверхности горловиной для заливки топлива, которая снабжена запорной крышкой.
Расположены эти баки под кабиной трактора с обеих сторон от сиденья водителя. В баках топлива хватает, как правило, на 12-15 часов бесперебойной работы трактора, например, во время полевых и пахотных работ.
В верхней части топливных баков встроено отверстие для заливки солярки с сетчатым фильтром (для исключения попадания грязи и пыли в горловину), закрытая крышкой с отверстием для прохода воздуха. В крышке устанавливается фильтр для воздуха.
В нижней части бака встроен расходный кран, по которому топливо попадает в систему питания, и сливной для вывода отстоя и всего топлива. Топливный бак также непосредственно связан с насосом для подкачки топлива.
Насос подкачки
Насос для подкачки и заливки топлива служит непосредственно для подкачки солярки в топливные баки.
Насос подкачки на МТЗ-80
Основное назначение насоса подкачки дизельного топлива состоит в том, чтобы преодолевать сопротивления имеющихся внутри него фильтров. Он также осуществляет равномерное и бесперебойное регулирование подачи дизельного топлива к главному насосу агрегата. Таким образом, насос для подкачки топлива нагнетает солярку из топливного бака трактора к насосу подачи топлива.
Устройство насоса подкачки
Насос поршневого типа прикрепляется к чугунному либо стальному каркасу топливного насоса. Здесь встроен поршень из высококачественного металла. Данный элемент приводится в работу специальным толкателем, произведенным, как правило, из стали. После этого стержень попадает во втулку. Помимо перечисленных всех выше составных частей, подкачивающий насос имеет в своем устройстве следующие составные части:
- рукоятка со специально встроенным поршнем,
- клапан со своей несущей пружиной,
- прокладка с уплотнительным кольцом,
- пробка, шайба и некоторые другие, более мелкие детали агрегата.
Подкачивающий насос отвечает за постоянную подачу дизеля в механизм. Для этого толкатель спадает с эксцентрика кулачкового вала.
Топливные форсунки
Топливные форсунки – это специальные механизмы, которые служат для впрыскивания горючего в систему питания, в том числе их функцией является механическое распыление жидкости внутри топливной системы.
Если еще пять лет назад на тракторах МТЗ использовались форсунки, имеющие давление впрыскивания 165–175 кг/см 2 , то на сегодняшний день на серийных тракторах устанавливаются более совершенные модели с давлением впрыскивания 215– 230 кг/см 2 .
В модификациях тракторов МТЗ, выпущенных позднее 2008 года, применяется штифтовая форсунка ФД 25. В нижней части ее каркаса посредством специальной гайки встроен специальный распылитель. При помощи пружины, основное назначение которой передавать давление на штангу, игла распылителя притягивается вплотную к коническому основанию распылителя. Винт регулирования ввинчен в самое дно гайки пружины и зафиксирован так, чтобы исключить проворачивание контргайкой.
Принцип работы форсунки
Топливо поступает под давлением в камеру, состоящую из колец, образованную между распылителем и иглой. Благодаря давлению солярки, игла поднимается и сжимает пружину, что заставляет открываться проходы распылителя, и через них солярка втягивается посредством давления в цилиндр. При снижении давления игла опускается за счёт пружины и собственной массы, закрывает сопла, приостанавливая подачу топлива (его давление зависит от сжатия пружины винтом регулировки).
Топливный насос высокого давления
Топливный насос высокого давления (ТНВД) – наиболее сложный узел системы топливоподачи дизельных двигателей. Его предназначение подавать в цилиндры дизель под определенным давлением и в определенный момент времени или цикла. При этом он точно отмеривает порции горючего, которое он использует для равномерной работы коленчатого вала.
По способу впрыска топлива различают два вида топливных насосов, а именно:
- непосредственного действия;
- с аккумуляторным впрыском.
ТНВД имеет в своем составе следующие составные части:
- корпус с крышкой,
- регулятор всережимности с муфтой опережения впрыска,
- насос подкачки и кулачковый вал,
- толкатели с плунжерами и возвратными пружинами плунжеров,
- рейки, штуцеры и нагнетательные клапаны.
В топливном насосе непосредственного действия осуществляется механическое действие плунжера, а процессы нагнетания и впрыска топлива происходят одновременно. В каждый цилиндр секция топливного насоса подает необходимую порцию топлива.
Стоит иметь в виду, что в системах с аккумуляторами, работающими от гидравлики, процессы нагнетания и впрыска протекают поодиночке, то есть не одновременно. Сначала топливо под высоким давлением подается насосом в аккумулятор, из которого попадает к форсункам. Эта система обеспечивает качественное распыление и образование смеси в широком пространстве нагрузок дизеля, но из-за непростоты конструкций такой насос широкого распространения не получил. Современные устройства, работающие на дизельном топливе используют технологию, в основе которых лежит управление электромагнитными клапанами форсунок от микропроцессорного устройства.
Топливные фильтры
Благодаря разряжению, которое появляется в цилиндрах двигателя трактора МТЗ, воздух всасывается из атмосферы и подается в воздушный фильтр, где проходит очистку, состоящую из трех обязательных этапов. После этого прошедший фильтрацию воздух направляется в цилиндры двигателя по коллектору впуска и каналам в головке блока.
Выделяют два вида топливных очистителей на тракторах МТЗ:
- фильтр грубой очистки,
- фильтр тонкой очистки.
К составным частям фильтра грубой очистки можно отнести следующие элементы:
- корпус и успокоитель,
- стакан с фильтрующим элементом,
- распределитель.
Фильтрующий элемент произведен в виде бронзовой сетки и рефлектора, которые встроены на втулке. Горючее попадает по штуцеру к фильтру, заполняя пространство в виде кольца в корпусе, а после, сквозь отверстия распределителя подается во внутреннее пространство стакана. Капли воды и сторонние примеси, сохраняют упорядоченное и ровное движение, в силу своей плотности, и движутся вниз вместе с соляркой. Минуя кольцевой промежуток между стаканом и успокоителем, грязь и пыльные образования остаются в зоне отстоя.
В то время как фильтрация тонкой очисткой топлива включает в себя крышку с вентилем, каркас, уплотнитель и элемент для фильтрации. Техническое обслуживание фильтра тонкой очистки в равной степени состоит в сливе грязевых образований, промывке внутренних частей и замене фильтрующего элемента.
Для замены фильтрующего элемента необходимо:
- Закрыть краник топливного бака.
- Слить имеющееся топливо из фильтра.
- Открутить гайки, на которых зафиксирована крышка.
- Промыть внутреннюю полость фильтра и крышку.
- После чего необходимо собрать фильтр в обратном порядке.
При эксплуатации трактора нужно учитывать и то, что солярка подается в цилиндры исключительно дозированными порциями, в четко определенные моменты времени и впрыскивается под большим давлением, мелко распыляясь в среде горячего и сжатого воздуха.
Топливо заливается через специальное отверстие топливного бака, которое называется горловина. Затем оно самотеком протекает по специальному проводу в фильтр грубой очистки, в котором проходит очистку от крупных элементов механических примесей. На корпусе топливоподкачивающего насоса имеется ручной насос, необходимый для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха. Далее топливо подается в топливный насос, сгоняющий топливо под высоким давлением в форсунки. Форсунка делает возможным впрыск топлива в камеру сгорания в строго определенные для этого моменты времени. Образовавшиеся продукты сгорания подвергаются выводу из цилиндров по выпускному коллектору, проходя через глушитель с дальнейшим выбросом в атмосферу.
Топливные шланги
Шланг для подачи топлива – это шланг малого размера в диаметре, предназначенный для перевозки горючего (с высокой долей этилового спирта и с низкой его долей) и дизельного топлива. Они используются в качестве шлангов с фиксацией. Сфера их применения включает все топливные системы, не исключая и систему впрыска топлива.
В настоящее время различаются следующие разновидности топливных шлангов, применяемых на технике МТЗ:
- Силиконовые – отличаются повышенной устойчивостью к перепадам температур. Изнутри топливные силиконовые шланги имеют плетеный слой из синтетических волокон и армированы спиральной стальной проволокой.
- Шланг с тканевой обмоткой – представляет собой шланг небольшого диаметра, который защищен устойчивой от масла и долговечной обмоткой из ткани, которая может эффективно противостоять воздействию повышенных температур, влажности и испарений. Основное предназначение: обеспечение надежной и безопасной эксплуатации топливных линий трактора.
- Специальные – топливные шланги среднего по размеру диаметра. Получили использование в качестве соединительных шлангов. Произведены из каучуковой резины, не пропускающей никакую влагу специального состава, которая противостоит влиянию жидкости охлаждения двигателя, моторного масла, горючего и влияния нагрева.
- Низкого просачивания – обладают исключительным качеством, полностью соответствуют требованиям и стандартам по охране окружающей среды.
Нормы типового расхода топлива на тракторах МТЗ
С расходом горючего трактором МТЗ можно ознакомиться в путевом листе, где четко указывается норма расхода солярки и фактический расход топлива. По этому документу предполагают грядущие траты горючего. Так что, собственник трактора может просчитывать затраты.
Реальный расход горючего вычисляют, исходя из наблюдений за агрегатом. Дело в том, что в разных погодных условиях МТЗ использует неодинаковый расход дизельного топлива.
Порядок расходования топлива “минчанином” устанавливается при условии, что трактор пребывает в нормальном техническом состоянии. Трактору дают пробежать расстояние, например, в 50-100 км, после этого следят за тем, сколько он использовал солярки на данном расстоянии.
В зависимости от времени года и технического состояния трактор расходует меньше или больше соляры при работе. Чтобы примерно определить расход топлива в час, можно воспользоваться следующей формулой:
где L – максимальный расход топлива в час, R – удельный расход топлива (г/кВт-ч), N – мощность двигателя (кВт). Стоит отметить, что при таком подходе мы получаем максимальное значение расхода для дизельной силовой установки, т.к. трактор не всегда работает на пределе своей мощности. Более подробно об этом вопросе мы рассказываем здесь.
Для расчета в автоматическом режиме можно воспользоваться нашим калькулятором.
Неисправности в топливной системе трактора МТЗ и способы их ликвидации
Необходимо помнить тот факт, что по мере того, как эксплуатируется топливоподающий комплекс, в ходе его работы могут возникать всякого рода неисправности и неполадки, как следствие, элементы системы теряют свою подвижность, приводя к неравномерному износу некоторых узлов трактора МТЗ и его составляющих.
Следствия, к которым, это, как правило, приводит, следующие:
- Агрегатный механизм не приходит в движение – имеет место присутствие недостаточного количества оборотов на коленчатом вале, при этом отсутствует необходимое давление в цилиндрах, что и мешает единовременному поступлению солярки в камеру сгорания, а, соответственно, и его возгоранию;
- Двигатель не может получить максимальную мощность, работает неравномерно. В действительности, причин возникновения подобной неприятной ситуации более чем достаточно, к примеру: образование воздушных затычек в самых разных узловых участках топливной системы, либо чрезмерное изнашивание некоторых составляющих ТНВД, либо, как вариант, неисправности форсунок, некомпетентно выполненный монтаж топливного насоса или же его неправильная сборка;
- Работа трактора сопровождается очень значительным выходом дыма. В данной ситуации главной причиной может выступать целый ряд причин: попадание масла напрямую в камеру сжигания топлива, что может быть спровоцировано как его избытком в поддоне картера, так и износом поршневой системы, неполное сгорание топлива, проблемы с начальной подачей солярки в насосе.
2.3. Неисправность топливной аппаратуры.
В процессе эксплуатации дизеля могут появиться следующие признаки неисправностей топливной аппаратуры: дизель не пускается, не развивает нормальной мощности, неустойчиво работает или работает с дымным выпуском.
Указанные признаки во многом обусловливаются нарушением подачи топлива.
Причинами нарушения подачи топлива могут быть: образование воздушных пробок в топливопроводах, головке топливного насоса, фильтрах; сильный износ плунжерных пар топливного насоса, распылителей форсунок; нарушение регулировки топливного насоса или неправильная установка его на дизеле.
Появление дыма черного или серого цвета из выхлопной трубы дизеля указывает на неполное сгорание топлива, пропуски вспышек в цилиндрах, неправильную установку начала подачи топлива топливным насосом.
Неполное сгорание может вызываться как избытком топлива, попадаемого в цилиндр, так и недостатком воздуха. Оно наблюдается также при плохом распыливании топлива форсунками, применении топлива несоответствующего сорта, позднем впрыске топлива в цилиндры дизеля.
Внешними признаками ухудшения работы форсунок являются дымный выпуск, перебои в работе и снижение мощности дизеля.
Для проверки форсунок устанавливают такой режим работы дизеля, при котором наиболее отчетливо слышны перебои. Затем ослабляют поочередно накидные гайки крепления топливопроводов форсунок к штуцерам топливного насоса. Если частота вращения коленчатого вала после ослабления затяжки гайки не изменяется, то проверяемая форсунка неисправна. Если давление подъема иглы форсунки (давление впрыска) будет меньше нормального в результате изменения жесткости пружины или появления утечек в сопряжении гильза — плунжер, то продолжительность впрыска топлива увеличится, а качество распыливания снизится. При давлении подъема иглы больше нормального или заедании иглы в нижнем положении продолжительность впрыска и количество попадаемого в цилиндр топлива уменьшатся, что также влияет на пусковые качества дизеля.
Форсунки снимают с дизеля и регулируют на приборе КИ-562, КИ-3333 или КИ-15706 на давление впрыска 17,8 — 18,5МПа.
Давление впрыска и герметичность форсунок можно определить, не снимая их с дизеля. Для этого используют приспособление КИ-16301А и автостетоскоп (рис. 2.1.52).
Рис. 2.1.52. Определение давления впрыска и герметичности форсунки:
1 — форсунка; 2 — приспособление КИ-16301А.
Приспособление подключают к испытуемой форсунке, предварительно отсоединив топливопровод высокого давления, и рукояткой создают принудительную подачу топлива. Давление впрыска устанавливают вращением винта форсунки. Если давление не регулируется, то это указывает на заедание иглы в корпусе распылителя. О качестве распыливания судят по характерному щелчку, прослушиваемому с помощью автостетоскопа. Наличие такого щелчка свидетельствует о четкой посадке иглы в седло распылителя в момент окончания впрыска.
Выброс охлаждающей жидкости из пароотводной трубки радиатора может свидетельствовать о нарушении герметичности уплотнений стакана форсунки, пробое и трещинах в головке цилиндров.
Стакан форсунки удаляют из головки блока, предварительно нарезав резьбу М24Х2,0 на внутренней поверхности стакана и используя приспособление, состоящее из кронштейна с силовым винтом и гайкой. Приспособление устанавливают на шпильки форсунки (рис. 2.1.53—2.1,55).
Рис. 2.1.53. Отворачивание гайки крепления стакана форсунки:
1 — ключ; 2 — гайка крепления стакана; 3 — головка цилиндров.
Рис. 2.1.54. Нарезание резьбы в стакане форсунки:
1 — головка цилинров; 2 — стакан форсунки; 3 — метчик М24Х2,0.
Рис. 2.1.55. Выпрессовка стакана форсунки из головки цилиндров:
1 — приспособление для выпрессовки стакана форсунки; 2 — стакан форсунки; 3 — головка цилиндров.
Затрудненный пуск дизеля может быть вызван наличием воды в топливе, низкой температурой смеси в конце такта сжатия, недостаточной для воспламенения топлива.
Другими причинами затрудненного пуска дизеля могут быть нарушения регулировки угла опережения начала подачи топлива и износ плунжерных пар топливного насоса высокого давления.
Количество подаваемого в цилиндры топлива и четкая работа форсунок обусловлены техническим состоянием плунжерных пар топливного насоса. Для проверки технического состояния плунжерных пар используют приспособление КИ-16301А (рис. 2.1.56).
Рис. 2.1.56. Проверка технического состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов топливного насоса:
1 — приспособление КИ-16301А; 2 — топливный насос.
Приспособление подключают к штуцерам насосных секций топливного насоса, предварительно отсоединив топливопроводы высокого давления. Если при прокручивании коленчатого вала дизеля пусковым устройством развиваемое давление составит не менее 30МПа, то плунжерная пара исправна. Герметичность нагнетательного клапана проверяют по времени падения давления с 15 до 10МПа; время падения должно быть не менее 10с. Если показания манометра прибора ниже приведенных значений, топливный насос снимают с дизеля (рис. 2.1.57, 2.1.58) и заменяют.
Рис. 2.1.57. Демонтаж топливного насоса:
1 — топливный насос; 2 — компрессор; 3,5 — топливопроводы; 4 — тяга управления насосом.
Рис. 2.1.58. Отворачивание болтов крепления топливного насоса (вид спереди):
1 — крышка шестерни привода топливного насоса.
Появление из выхлопной трубы дыма серого цвета при работе дизеля без нагрузки и появление дыма черного цвета при увеличении нагрузки свидетельствуют о поздней подаче топлива в цилиндры.
«Жесткая» работа дизеля, сопровождаемая резкими стуками, и появление из выхлопной трубы дыма черного цвета с увеличением нагрузки указывают на раннюю подачу топлива в цилиндры.
Момент начала подачи топлива секциями, по которому судят об угле начала впрыска топлива в цилиндры, — один из важных параметров, влияющих не только на мощностные и экономические показатели, но и на пусковые качества дизеля.